Оценка двигательного развития обучающегося с тяжёлыми множественными нарушениями развития для разработки программы СИПР | Грибок Людмила Васильевна. Работа №354516
Обучающиеся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) составляют особую группу детей с нарушениями интеллектуального развития в сочетании с двигательными, сенсорными нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и представленными в разных комбинациях. Эту группу обучающихся обозначают как «дети с ТМНР». По своим возможностям они во время всего периода обучения не могут освоить ни одну из существующих образовательных программ. Коррекционноразвивающая работа с этими детьми осуществляется по специальным индивидуальным программам развития (СИПР), направленным на формирование жизненных компетенций и доступных предметных знаний.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа №10 г.Белореченска
(ГКОУ школ №10 г.Белореченска)
Доклад на тему:
Оценка двигательного развития обучающегося с тяжёлыми множественными нарушениями развития для разработки программы СИПР.
Составила: Грибок Л.В. - учитель индивидуального обучения на дому
Белореченск 2024-2025г
Обучающиеся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) составляют особую группу детей с нарушениями интеллектуального развития в сочетании с двигательными, сенсорными нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и представленными в разных комбинациях. Эту группу обучающихся обозначают как «дети с ТМНР». По своим возможностям они во время всего периода обучения не могут освоить ни одну из существующих образовательных программ. Коррекционноразвивающая работа с этими детьми осуществляется по специальным индивидуальным программам развития (СИПР), направленным на формирование жизненных компетенций и доступных предметных знаний.
Психика этих детей представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное переплетение между всеми нарушениями, составляющими ее структуру. Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников.
Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков и качества коррекционной помощи. В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие от ребенка абстрактного мышления, процессов анализа и синтеза. В связи с этим возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ и школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние, что нередко вызывает проблемы поведения.
Процесс обучения детей данной категории обязательно включает следующие основные направления: двигательное и сенсорное развитие, предметно-практические действия, альтернативная коммуникация. СИПР для обучающихся данной категории разрабатывается в рамках варианта 2 ФАООП О УО (ИН) с учётом дополнительных специфических ООП обучающихся с НОДА.
Двигательное развитие. У большинства детей с НОДА и УО имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является важнейшей задачей на протяжении всего периода обучения. Это направление реализуется на уроках, во внеурочной деятельности, на специально организованных занятиях.
Оценка двигательного развития.
способность удерживать вертикальное положение (стоя, сидя)
способы передвижения
:
ходит самостоятельно,
ходит, но нуждается в физической поддержке,
ходит с использованием технического средства (ходунки, трость, костыли),
не ходит (перемещается ползком, с помощью коляски, не перемещается).
При оценке мелкой моторики определяют:
сжимает пальцы в кулак,
удерживает вложенные в руку предметы,
захватывает предметы целой кистью, пальцами,
произвольно отпускает предметы.
наблюдение за выполнением действий с разными предметами может проводиться в специально созданной ситуации и на протяжении всего процесса обследования.