Оценка и контроль уровня языковой компетенции студентов СПО: методы и инструменты | Шевченко Оксана Анатольевна. Работа №352366
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к оценке и контролю уровня языковой компетенции студентов среднего профессионального образования (СПО). Особое внимание уделяется принципам объективности и многоаспектности оценки, а также выбору инструментов, позволяющих измерить различные компоненты языковой компетенции. Освещаются методы тестирования, наблюдения, проектной деятельности и портфолио, подчеркивается их значение в обеспечении обратной связи и корректировке образовательного процесса. Акцентируется важность интеграции оценки в профессионально ориентированное обучение и применения цифровых технологий в контексте реализации ФГОС нового поколения.
Ключевые слова: языковая компетенция, СПО, контроль знаний, оценка, тестирование, образовательные технологии, профессионально ориентированное обучение.
ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ СПО: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Шевченко Оксана Анатольевна, преподаватель английского языка
ГБПОУ ЧГК «Рост»
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к оценке и контролю уровня языковой компетенции студентов среднего профессионального образования (СПО). Особое внимание уделяется принципам объективности и многоаспектности оценки, а также выбору инструментов, позволяющих измерить различные компоненты языковой компетенции. Освещаются методы тестирования, наблюдения, проектной деятельности и портфолио, подчеркивается их значение в обеспечении обратной связи и корректировке образовательного процесса. Акцентируется важность интеграции оценки в профессионально ориентированное обучение и применения цифровых технологий в контексте реализации ФГОС нового поколения.
Ключевые слова: языковая компетенция, СПО, контроль знаний, оценка, тестирование, образовательные технологии, профессионально ориентированное обучение.
Контроль и оценка уровня языковой компетенции студентов среднего профессионального образования (СПО) являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Эти элементы выполняют ключевые функции: обеспечивают диагностику уровня знаний и навыков обучающихся, дают преподавателю информацию для корректировки учебного процесса и стимулируют студентов к дальнейшему изучению иностранного языка. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения перед преподавателями английского языка в СПО встает задача применения современных методов и инструментов оценки, соответствующих требованиям компетентностного подхода.
Языковая компетенция, являющаяся основой изучения иностранного языка, включает несколько компонентов: лексический, грамматический, фонетический и коммуникативный. Оценка должна учитывать развитие всех этих аспектов, а также способность студентов применять полученные знания в различных профессиональных и бытовых ситуациях. Это предполагает использование многоаспектных методов контроля, которые позволяют всесторонне анализировать уровень подготовки обучающихся.
Тестирование является одним из наиболее распространенных и эффективных методов контроля языковой компетенции. Оно позволяет объективно измерить знания студентов в различных аспектах языка, включая понимание прочитанного текста, знание грамматических структур, словарный запас и навыки аудирования. Современные тесты разрабатываются с учетом принципов валидности и надежности, что обеспечивает их соответствие образовательным целям. Важно отметить, что тестирование может включать как стандартизированные задания, так и элементы, адаптированные под профессиональную направленность студентов СПО, например, терминологию или речевые ситуации, связанные с их будущей профессией.
Наряду с тестированием широкое применение находит метод наблюдения. Он позволяет преподавателю оценивать коммуникативные навыки студентов в процессе выполнения различных заданий, включая участие в диалогах, дискуссиях или ролевых играх. Наблюдение дает возможность учитывать не только языковую правильность, но и такие параметры, как уверенность в использовании языка, умение поддерживать беседу и адаптировать свою речь к контексту. Этот метод особенно актуален в профессионально ориентированном обучении, где важно оценивать умение студентов взаимодействовать в реальных рабочих ситуациях.
Портфолио представляет собой еще один инструмент контроля, который приобретает все большую популярность в системе СПО. Этот подход предполагает сбор студентами материалов, отражающих их достижения в изучении английского языка. В портфолио могут включаться письменные работы, аудиозаписи, проекты и другие примеры деятельности, демонстрирующие прогресс учащихся. Такой формат оценки позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов, а также их способность применять язык в различных контекстах.
Особое место в системе контроля занимает проектная деятельность. Выполнение проектов на иностранном языке способствует не только оценке уровня языковой компетенции, но и развитию навыков критического мышления, креативности и командной работы. В рамках проектной деятельности студенты могут разрабатывать презентации, выполнять исследования или создавать мультимедийные продукты, связанные с их профессиональной сферой. Преподаватель в данном случае оценивает не только языковую правильность, но и способность обучающихся интегрировать знания и навыки для решения конкретных задач.
Внедрение цифровых технологий открывает новые возможности для оценки и контроля уровня языковой компетенции студентов СПО. Платформы для онлайн-тестирования, приложения для изучения языка и интерактивные задания позволяют создавать разнообразные форматы контроля, включая автоматизированную проверку тестов, анализ аудиозаписей и отслеживание прогресса в реальном времени. Использование таких технологий соответствует требованиям ФГОС нового поколения, ориентированным на цифровизацию образовательного процесса.
Эффективность системы контроля во многом зависит от ее интеграции в общий образовательный процесс. Оценка должна быть не только инструментом диагностики, но и средством обратной связи, позволяющим студентам осознавать свои достижения и определять направления для дальнейшего развития. Регулярное применение различных форм контроля способствует формированию у обучающихся мотивации к изучению английского языка, что особенно важно в профессионально ориентированной среде, где язык является инструментом коммуникации и получения знаний.
Таким образом, оценка и контроль уровня языковой компетенции студентов СПО представляют собой многоаспектный процесс, который требует от преподавателя применения разнообразных методов и инструментов. Тестирование, наблюдение, портфолио, проектная деятельность и цифровые технологии позволяют обеспечить объективность и полноту оценки, а также учитывать индивидуальные особенности и профессиональную направленность студентов. Внедрение таких подходов способствует достижению образовательных целей, заложенных в ФГОС нового поколения, и подготовке студентов к эффективной коммуникации в профессиональной и социальной среде.
Список литературы
1. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации: язык, культура, образование и экономика : материалы конференции / ответственный редактор В. И. Петрищев. — Санкт-Петербург : СПБГУ ГА им. А.А. Новикова, 2022. — 526 с. — ISBN 978-5-907354-15-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292364
2. Выполнение практических работ по дисциплине «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» : учебно-методическое пособие / составители Ж. П. Саркисян, О. Н. Кононова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2024. — 124 с. — ISBN 978-5-9765-5649-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/436748