Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Оценка учебных достижений учеников начальных классов в рамках ФГОС: новые подходы | Егорова Елена Андреевна. Работа №351596

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.  Статья посвящена особенностям оценки учебных достижений младших школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Рассматриваются ключевые изменения в подходах к оцениванию, акцент на формирующую оценку и индивидуальный прогресс ученика. Автор предлагает примеры методов и приемов, которые помогут учителям организовать процесс оценки так, чтобы он способствовал личностному развитию детей, формированию у них позитивного отношения к обучению и достижению образовательных целей. 

Ключевые слова: ФГОС, начальная школа, формирующее оценивание, учебные достижения, индивидуальный подход

Оценка учебных достижений учеников начальных классов в рамках ФГОС: новые подходы
Егорова Елена Андреевна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 65 г. Сочи им. Героя Советского Союза
Турчинского А.П.
Аннотация. Статья посвящена особенностям оценки учебных достижений младших школьников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Рассматриваются ключевые изменения в подходах к оцениванию, акцент на формирующую оценку и индивидуальный прогресс ученика. Автор предлагает примеры методов и приемов, которые помогут учителям организовать процесс оценки так, чтобы он способствовал личностному развитию детей, формированию у них позитивного отношения к обучению и достижению образовательных целей.
Ключевые слова: ФГОС, начальная школа, формирующее оценивание, учебные достижения, индивидуальный подход
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальных классах акцент в системе оценивания учебных достижений сместился с формального выставления отметок на всестороннюю диагностику знаний, навыков и умений каждого ребенка. Основная задача современной оценки – не только фиксировать уровень усвоения учебного материала, но и поддерживать интерес детей к обучению, мотивировать их на дальнейшее развитие, помогать в формировании критического мышления и рефлексии. Это требует от учителя не только знания различных методов оценивания, но и глубокого понимания индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Одним из ключевых принципов ФГОС является переход от итогового оценивания к формирующему. Формирующее оценивание предполагает, что учитель не только подводит итоги выполненной работы, но и дает ученику обратную связь, разъясняет, что получилось хорошо, а над чем стоит поработать. Например, при проверке письменной работы по русскому языку педагог может не просто подчеркнуть ошибки, а рядом написать пояснения или задать вопросы, направляющие ребенка на самостоятельный поиск правильного ответа: Почему в этом слове пропущена буква? Какой орфографический закон нужно вспомнить? Такой подход позволяет ребенку осознать свои ошибки и воспринимать их как ступени к совершенствованию, а не как повод для разочарования.
ФГОС также уделяет большое внимание самооценке. С ранних лет школьникам важно учиться анализировать свои успехи, оценивать, насколько они продвинулись в изучении темы, и понимать, что нужно сделать для улучшения результата. Например, в конце урока учитель может предложить ученикам заполнить Лист достижения цели, где ребенок отмечает, что он узнал нового, что у него получилось, а что вызвало трудности. Это помогает сформировать у детей осознанное отношение к учебному процессу и развить самостоятельность.
Еще одним новшеством в рамках ФГОС является оценка личностных достижений. Учитель должен учитывать не только академические успехи, но и развитие таких качеств, как ответственность, умение работать в коллективе, готовность помогать другим. Для этого в классе можно ввести систему поощрений за добрые дела, активное участие в коллективной работе или проявление настойчивости. Например, на классных собраниях можно обсуждать не только учебные успехи, но и маленькие личные победы детей: кто помог товарищу разобраться в сложной задаче, кто проявил инициативу в подготовке школьного мероприятия. Это создает атмосферу взаимоподдержки и помогает детям понимать ценность своих поступков.
При организации оценочной деятельности в рамках ФГОС важно помнить, что дети имеют разные темпы развития и уровень подготовки. Поэтому оценка должна быть направлена на выявление и поддержку индивидуального прогресса каждого ученика. Например, если ребенок с трудом справляется с математическими задачами, учитель может предложить ему задания с постепенным усложнением, чтобы он чувствовал уверенность в своих силах. В этом случае оценка успехов будет основываться на сравнении достижений ребенка с его же предыдущими результатами, а не с результатами одноклассников.
Для оценки метапредметных результатов, таких как умение анализировать, сравнивать или делать выводы, учитель может использовать проектную деятельность. Например, после изучения темы Природные зоны России детям можно предложить создать коллективный проект, где каждый будет отвечать за определенный аспект: кто-то подготовит рисунки, кто-то найдет интересные факты, а кто-то составит кроссворд. В процессе работы учитель оценивает не только конечный результат, но и вклад каждого участника, его умение взаимодействовать с другими, организовывать свою работу.
Интересным инструментом для оценки достижений младших школьников могут стать портфолио, в которые дети собирают свои лучшие работы, дипломы, рисунки и проекты. Например, ученик может сам выбрать, какие работы он хочет поместить в портфолио, объясняя, почему именно эти достижения для него важны. Портфолио становится для ребенка визуальным подтверждением его прогресса, а для учителя – инструментом анализа развития ученика за определенный период.
Игровые формы оценивания также находят широкое применение в рамках ФГОС, особенно в начальной школе, где игра является естественной деятельностью детей. Например, при изучении таблицы умножения можно провести викторину с карточками, где правильный ответ приносит команде очки. Такая форма оценки вызывает у детей интерес, снижает страх перед ошибками и мотивирует к изучению нового.
Современные подходы к оценке в рамках ФГОС позволяют создать благоприятные условия для всестороннего развития ребенка. Учитель выступает не просто контролером, фиксирующим ошибки, а партнером, который помогает ученикам раскрывать их потенциал, поддерживает их на пути к успеху. Это требует гибкости, творческого подхода и искреннего интереса к каждому ученику.
Организация процесса оценивания в рамках ФГОС – это сложная, но важная задача, которая помогает учителю не только следить за результатами обучения, но и способствовать формированию у детей положительного отношения к учебе, уверенности в своих силах и стремления к самосовершенствованию. Такой подход позволяет создать школу, где оценка становится инструментом развития, а не средством давления.
Список литературы
1. Воскобойник А. А., Маркушевская Е. А. Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС НОО // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №30-2.
2. Куранова Т. Д., Скорикова И. Б. Современные подходы к оценке достижений младших школьников // Наука и образование сегодня. 2021. №9 (68)
3. Хавелова Н. А., Меннибаева Т. В. Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников // Молодой учёный. — 2018. — №41 (227). — С. 192–197.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×