Оценка уровня функциональной грамотности у младших школьников: Методики и инструменты | Платицына Татьяна Ивановна . Работа №354684
Статья посвящена оценке уровня функциональной грамотности у младших школьников, а также методикам и инструментам, которые могут быть использованы для проведения такого оценивания.Функциональная грамотность в начальной школе включает в себя не только базовые навыки чтения и письма, но и способность применять знания и умения в реальной жизни, решать практические задачи и эффективно общаться. В статье рассматриваются различные подходы к оценке этих навыков, а также конкретные примеры и инструменты для оценки функциональной грамотности детей в начальных классах.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДИКИ И ИНСТРУМЕНТЫ
Платицына Татьяна Ивановна, учитель начальных классов
ГБОУ школа № 204 с углубленным изучением английского и финского языка Центрального района г.Санкт-Петербурга
Аннотация. Статья посвящена оценке уровня функциональной грамотности у младших школьников, а также методикам и инструментам, которые могут быть использованы для проведения такого оценивания. Функциональная грамотность в начальной школе включает в себя не только базовые навыки чтения и письма, но и способность применять знания и умения в реальной жизни, решать практические задачи и эффективно общаться. В статье рассматриваются различные подходы к оценке этих навыков, а также конкретные примеры и инструменты для оценки функциональной грамотности детей в начальных классах.
Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, оценка, методики, инструменты, младшие школьники, обучение, навыки.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать свои знания и умения для эффективного решения повседневных задач в разных сферах жизни. В контексте образования младших школьников функциональная грамотность выходит за рамки традиционного понимания грамотности как умения читать, писать и считать. Это более широкий концепт, который включает в себя навыки критического мышления, способность работать с информацией, решать практические задачи и адаптироваться в социально-экономическом окружении. Оценка уровня функциональной грамотности у младших школьников — важная часть образовательного процесса, направленная на выявление того, насколько дети умеют применять полученные знания в реальной жизни.
Важность оценки функциональной грамотности заключается в том, что она позволяет не только определить уровень знаний и навыков учащихся, но и скорректировать образовательные стратегии, чтобы помочь детям лучше развиваться в разных аспектах. Оценка должна быть комплексной, многоуровневой, отражающей не только усвоение учебного материала, но и способность ребенка к решению практических задач.
Оценка функциональной грамотности у младших школьников начинается с определения того, какие именно навыки и умения должны быть в фокусе. Это, прежде всего, навыки чтения и понимания текста, способности к письменной и устной речи, а также умение применять эти навыки в реальных жизненных ситуациях. Чтобы достичь этого, оценка должна быть интегрирована в различные виды учебной деятельности, где дети могут продемонстрировать свои способности. Одним из таких видов деятельности является выполнение заданий, основанных на реальных ситуациях, с которыми дети могут столкнуться в повседневной жизни.
Одним из инструментов, используемых для оценки функциональной грамотности, является наблюдение за деятельностью учащихся в ходе выполнения учебных заданий. Наблюдая за тем, как ребенок работает с текстами, решает задачи и анализирует информацию, учитель может сделать выводы о его уровне функциональной грамотности. Например, если ученик читает текст, а затем способен ответить на вопросы, делать выводы и применять информацию, это говорит о высоком уровне функциональной грамотности. Если же ребенок не может понять основную идею текста или сделать правильные выводы, то это сигнал о необходимости дополнительной работы над развитием этих навыков.
Применение тестов и заданий также является важным методом оценки. Важно, чтобы эти задания не только проверяли знания по учебному материалу, но и проверяли способность ребенка работать с информацией, анализировать ее и применять на практике. Например, тесты могут включать вопросы не только на понимание текста, но и на умение выделить ключевые моменты, сопоставить факты, делать выводы и применять полученные знания в решении реальных жизненных ситуаций.
Для оценки навыков чтения и письма могут быть использованы различные типы заданий. Это могут быть как традиционные диктанты, так и задания на составление небольших рассказов или описание картинок. Такие задания помогают учителю понять, насколько хорошо ученик осваивает грамматические правила, умеет правильно строить предложения и излагать свои мысли.
Одним из эффективных методов оценки функциональной грамотности является использование проектной деятельности. Например, дети могут быть предложены проекты, в которых они должны исследовать какую-либо тему, представить свои результаты в виде рассказа, плаката или презентации. Такие задания развивают умение работать с информацией, планировать и организовывать свою деятельность, а также помогают развить навыки командной работы. В процессе выполнения таких проектов дети применяют знания по различным предметам, что способствует более глубокому пониманию их значимости и функциональности в реальной жизни.
Помимо проектов, можно использовать методы игрового обучения для оценки функциональной грамотности. Например, игровая деятельность может включать задачи на составление предложений, решение логических задач или даже имитацию реальных ситуаций, например, покупку продуктов в магазине. В таких играх дети не только учат буквы, слова и правила, но и учатся применять их в практических ситуациях. Эти игры помогают оценить, насколько хорошо ребенок способен понимать и решать задачи в контексте реальной жизни, что является важным элементом функциональной грамотности.
Немаловажную роль в оценке уровня функциональной грамотности играет и общение с детьми. Проводя беседы на различные темы, задавая открытые вопросы и предлагая обсуждения, учитель может оценить, насколько глубоко ученик осмысляет информацию, насколько логично строит свои мысли и насколько хорошо способен донести свои идеи. Оценка устной речи также является важной частью общей картины функциональной грамотности, поскольку она помогает определить, насколько ребенок готов эффективно и уверенно общаться в разных ситуациях.
Одним из дополнительных инструментов для оценки функциональной грамотности является работа с цифровыми технологиями. В современном мире компьютерная грамотность и умение работать с информацией в цифровом формате становятся неотъемлемой частью функциональной грамотности. Например, в ходе выполнения заданий на компьютере дети могут показать, насколько они могут использовать интернет-ресурсы для поиска информации, правильно воспринимать и анализировать данные, а также презентовать результаты своей работы.
Для более детальной оценки уровня функциональной грамотности можно использовать специальные диагностические материалы, разработанные для младших школьников. Например, существуют наборы тестов, которые включают задания на чтение, письмо, решение логических задач и работу с информацией. Эти материалы позволяют учителям и школьным психологам более точно оценить, на каком уровне находится ребенок в разных аспектах функциональной грамотности.
Оценка функциональной грамотности должна быть не только диагностической, но и развивающей. Это означает, что результаты оценки должны использоваться для разработки индивидуальных рекомендаций и коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков ребенка. Например, если ребенок испытывает трудности в понимании текста, можно предложить ему дополнительные упражнения на развитие чтения с пониманием. Если же возникают проблемы с решением практических задач, то стоит уделить внимание развитию навыков применения знаний в реальных ситуациях.
Таким образом, оценка уровня функциональной грамотности у младших школьников требует комплексного подхода, который включает наблюдение за деятельностью детей, использование тестов, выполнение проектов и заданий на решение реальных задач, а также оценку устной и письменной речи. Это помогает не только оценить текущий уровень знаний и навыков учащихся, но и скорректировать образовательный процесс, сделать его более эффективным и ориентированным на развитие функциональной грамотности, которая необходима детям для успешной адаптации в современном мире.
Список литературы
Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019.-160 с.
Парамзина, Н. Н. Функциональная грамотность как один из показателей качества образования / Н. Н. Парамзина // Современное образование: наука и практика. - 2020. - № 1(14). - С. 39-43.
Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р. Низамова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 48-53.
Функциональная грамотность младшего школьника / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.