Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ФГОС ООО | Исакина Татьяна Григорьевна Доценко Надежда Александровна. Работа №206873

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Исакина Татьяна Григорьевна Доценко Надежда Александровна
В новых ФГОС система оценивания занимает особое место и рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители. 

Семинар-практикум в рамках МИП по теме: «Формирование системы оценивания в соответствии требованиями ФГОС»

Дата проведения: 15.03.2019г.

Время проведения: 10.00.- 11.30.

Место проведения: МБОУ «ПЛ №24» г. Рубцовска

 

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ФГОС ООО (Тезисы, содокладчики заместитель директора по УР Исакина Т.Г., Доценко Н.А.)

 

 

«Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценёнными по достоинству». Уильям Джеймс (слайд №1)

Н.А.Сложно не согласится со словами американского философа и психолога Уильяма Джеймса. Тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни». Согласны с нами, если нет - возразите мне. Мы считаем, что это актуально и сегодня…

Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Вот поэтому наша с вами задача, как учителей - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.

Т.Г.Уважаемые коллеги, я думаю, вы согласитесь и со мной, что мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат. Так вот оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - это не только актуальная тема, но и сложнейшая педагогическая проблема.

Н.А.Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как мишень и баскетбольное кольцо определенным образом нормированы, так и оценка деятельности ученика обязательно должна быть выражена в конкретной форме и по определенному алгоритму. Таким нормативным выражением оценки на протяжении веков является школьная отметка.

Т.Г.Посмотрите внимательно на экран. Перед Вами страница классного журнала 2010-2011 учебного года. Так она выглядела совсем недавно (слайд №2, страница классного журнала на бумаге)

Так выглядит сегодня. (слайд №3, страница электронного журнала)

-Как вы думаете, в чём отличие? (Бумажный, электронный)

-Что общего в содержании этих страниц? («5», «4», «3», «2»)

-Можно ли утверждать, система оценивания не изменилась?

На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня ответит.

(слайд №4)

 

 

Почему появилась необходимость ввести новые требования к системе оценки и действительно ли они новые или хорошо забытые старые?

Чем и кого не устраивала традиционная пятибалльная система оценивания?

Отражает ли новая система оценивания всю полноту тех знаний и умений, которыми владеют ученики?

Способствует ли система оценивания положительной мотивации и личностному росту учеников?

 

 

Как заместитель директора по учебной работе, не только посещающий, но и анализирующий в году много уроков коллег, говорю с полной уверенностью, что именно оценивание является одним из слабых мест нашей с вами деятельности. И мы знаем, почему. Несмотря на то, что ФГОС в лицее в работе уже 8-ой год, отказаться от традиционной системы оценивания многим из нас очень сложно. Поэтому данная проблема сегодня актуальна. В 2019 году педагогический коллектив лицея в работе делает акцент на формирование системы оценивания в соответствии с требованиями ФГОС. Запланировано несколько отчётных мероприятий на город, мы готовы обсудить эту проблему с коллегами из других образовательных организаций, готовы прислушаться к рекомендациям, критике, перенять опыт других школ, т. е. приглашаем Вас к сотрудничеству.

-Почему появилась необходимость ввести новые требования к системе оценивания? Вопрос, на который мы искали ответ в самом начале. Я думаю, он стоял перед каждым педагогическим коллективом. Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков. Нам хотелось бы узнать, совпадают ли наши выводы с вашими. Отметьте любым знаком на рабочем листе недостатки традиционного оценивания. (1мин.)

Рабочий лист

большая затрата времени на разработку и анализ технологических карт;

учитель выполняет контролирующую функцию;

отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

отметки не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений и навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

определение критериев оценки каждого задания;

самоконтроль и самооценка (завышение/занижение);

система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;

подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;

такая система имеет часто травмирующий характер, не способствует положительной мотивации, точнее, носит карательно-поощрительную функцию;

включение технологической карты в план урока (проставление баллов за выполненное задание – дополнительное время);

 

 

-Совпадают ли они с нашими? (слайд №5)

большая затрата времени на разработку и анализ технологических карт;

учитель выполняет контролирующую функцию;+

отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;+

отметки не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений и навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;+

определение критериев оценки каждого задания;

самоконтроль и самооценка (завышение/занижение);

система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;+

подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;+

такая система имеет часто травмирующий характер, не способствует положительной мотивации, точнее, носит карательно-поощрительную функцию;+

включение технологической карты в план урока (проставление баллов за выполненное задание – дополнительное время);

 

 

-Причин этих недостатков много. Но, на мой взгляд, самая существенная на экране(6 слайд)

В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход – сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, то есть результатами большинства школьников. И это на всех уровнях: от урока до ГИА. При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

 

 

Н.А. Оценочно-отметочная шкала построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки – несовпадение с образцом. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

 

 

 

 

Т.Г.Как показала практика,проблема оценочной функции новой школы упирается в решение 3 основных вопросов:

 

(7 слайд)

 

1.С какой целью оценивать учебные достижения детей?

2.Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьника?

3.Как обеспечить объективность оценки?

 

 

 

-Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с нормативными документами. Обратите внимание, перечень завершает обязательный для каждой образовательной организации, у нас он тоже есть, локальный нормативный документ«Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ПЛ №24»

(8 слайд)

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в Российской Федерации".

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования.

- Основная образовательная программа начального, основного общего образования, в частности её разделов: целевой «Планируемые результаты», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного общего образования», содержательный «Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)»;

- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «ПЛ №24»

 

В новых ФГОС система оценивания занимает особое место и рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители.

Кроме этого, напоминаю, по требованиям стандарта система оценивания выполняет следующие функции: (9 слайд)

 

 

Функции:

-нормативная;

- информирующая;

- корректирующая;

- воспитывающая;

- социальная;

-диагностическая;

- стимулирующая

 

 

Комментарии к 9 слайду Н.А.

-нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС;

- сведения об успехах и нереализованных возможностях школьника даёт информирующая функция;

- внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов способствует корректирующая функция;

-воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных качеств;

-социальная влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;

-диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;

- созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности способствует стимулирующая функция.

 

Т.Г. Оценочная деятельность учителя выстраивается на основе следующих общих принципов:

 

 

 

10 слайд

Принципы:

- оценивание является постоянным процессом;

- оценивание может быть только критериальным;

- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка;

- оценивать можно только то, чему учат;

- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса

 

 

 

Комментарии к 10 слайду Т.Г.

На 1 принцип

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

На 2 принцип

Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Если, в этом смысле, УМК идеальный, совершенный. Но очень часто учителю приходится самому разрабатывать критерии. На мой взгляд, очень ценно, если эти критерии вырабатываются совместно с учениками на уроке – причём для более старших детей (3-4 класс и далее)

На 5 принцип

В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

 

11 слайд (продолжение)

 

 

Принципы:

- в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;

- объективность оценки;

- открытость процедуры и результатов оценки,

-комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- оценка динамики образовательных достижений школьников;

 

 

Т.Г. Если один из принципов выпадает в работе, то говорить о системе оценивания как о системе не имеет смысла

Вашему вниманию предлагается несколько основных правил технологии оценивания образовательных достижений. Они часто встречаются в специальной литературе, иногда по-другому сформулированы,ими пользуются педагоги лицея (12 слайд)

 

Что оцениваем?

Кто оценивает?

Сколько ставить отметок?

Где накапливать оценки и отметки?

Когда ставить отметки?

По каким критериям оценивать?

Как определять итоговые отметки?

 

Комментарии к 12 слайду Т.Г.

1.Что оцениваем?.Результаты: предметные, личностные и метапредметные( неперсонифицированно);

2.Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку по алгоритму самооценки после выполнения задания;

3.Сколько ставить отметок? По числу решенных задач;

4.Где накапливать оценки и отметки?В «Таблицах образовательных результатов» и в «Портфеле достижений». Об этом наша выставка и уроки, которые будут представлены вашему вниманию;

5.Когда ставить отметки? За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.

За каждую контрольную работу по итогам отметка ставится всем ученикам, но ученик имеет право пересдать хотя бы один раз.

 

6. По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности:

ниже базового, базовый, повышенный (что регламентировано в локальном нормативном акте)

 

7.Как определять итоговые отметки? Предметные четвертные – по таблицам предметных результатов (средне арифметическое). Итоговые - по накопительной системе оценок

 

Т.Г.В чем суть правил новой технологии оценивания? Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка). За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

(13 слайд)

ФГОС НОО и ФГОС ООО:

-срок получения начального образования – 4 года (в исключительных случаях продлевается не более чем на 2 года), а срок получения основного общего образования – 5 лет (увеличивается не более чем на 1 год);

-ООП НОО – обязательная часть состоит из 80% обязательной части и 20% формируемой части; ООП ООО – обязательная часть состоит из 70 % обязательной части и 30 % формируемой части;

-состав обязательных предметных областей и учебных предметов во ФГОС НОО и ФГОС ООО разный; количество учебных занятий на уровне начального образования составляет не менее 2904 часов и не более 3345 часов, а на уровне основного общего образования - не менее 5267 часов и не более 6020 часов.

 

 

Н.А. Рассматривать ФГОС НОО обособленно, отдельно от ФГОС ООО невозможно. Как учителю начальной школы необходимо знать содержание стандарта на уровне основного общего образования, так и учителю основной школы необходимо владеть содержанием стандарта начального общего образования. Поэтому проблему системы оценивания рассматриваем совместно. Сегодня в практической части мы представим работу учителей начальной школы по данному направлению. Следующее отчетное мероприятие в апреле, где работа по формированию системы оценивания будет представлена на уровне основного общего образования.

На экране Вы видите в сравнении ФГОС НОО и ФГОС ООО.

-Есть ли среди них отличия в системе оценивания? (Не сказано. Стандарт отражает Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования).

Сейчас мы проходим достаточно трудный путь реализации требований ФГОС ООО.Сейчас мы проходим достаточно трудный путь реализации требований ФГОС ООО. Лицею требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

В стандарте основного общего образования прописана цель образования, содержание, технологии, средства обучения. Ранее было сказано, что ФГОС основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Отличаются ли они от того, что было сказано сегодня выше о системе оценивания НОО?

(14-15 слайд)

Требования:

1.Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

2.Оценивание может быть только критериальным

3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4.Оценивать можно только то, чему учат.

5.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

 

 

 

 

Комментарии к 14-15 слайду Н.А.

В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание, а это значит, выполняется первое требование – постоянный процесс.

Говоря о критериальном оценивании, понимаем, что необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

ФГОС ООО – логическое продолжение ФГОС НОО. В стандартах заложены преемственность и развитие. Принципы, критерии, требования к системе оценивания на разных уровнях обучения общие.Цель этих новых требований к системе оценивания - снизить показатели уровня тревожности в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с учителями (особенно в 5 классе, в период адаптации), сохранить и развить качества, заложенные начальной школой, н-р, контрольно-оценочную деятельность, самостоятельность, повысить сознательное отношение учеников к цели обучения: «от умения сотрудничать к умению учить себя».

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы (16 слайд)

Ученик должен уметь:

соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности,

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,

владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности,

вносить коррективы,

адекватно оценивать свои достижения.

 

 

Н.А.Здесь возникает довольно острая для нас, нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, показать ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Т.Г.Совместная работа кафедры учителей начальных классов и предметных кафедр учителей, работающих в основной школе, позволила выявить ряд достоинствновой системы оценивания (17 слайд)

Учитель имеет возможность:

оценивать знания и умения обучающихся на всех этапах урока;

 

выявлять пробелы в знаниях каждого ребёнка;

 

формировать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля;

 

создавать ситуацию успеха для каждого ученика класса;

подготовка к ГИА

 

 

 (18 слайд)

Ученик:

стремится к достижению высоких результатов (повышение мотивации к обучению);

учится принимать и решать учебную задачу;

возможность компенсировать низкие баллы одного вида деятельности в другом;

приобретает навыки контроля и самоконтроля

.;

готовится к ГИА.

 

 

Недостатки

19 слайд

Для учителя:

большая затрата времени на разработку и анализ технологических карт;

 

определение критериев оценки каждого задания;

 

включение технологической карты в план урока (проставление баллов за выполненное задание – дополнительное время).

Для ученика:

самоконтроль и самооценка (завышение/занижение);

 

трудности в организации

своей деятельности.

 

 

 

 Любая предусмотренная стандартом деятельность, в том числе и оценочная, нацелена на конечный результат. Хочется напомнить основные характеристики выпускника НОО

(слайд 20)

Любознательный, проявляющий исследовательский интерес, активно познающий мир

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера

Уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения

Умеющий учиться, способный к самоорганизации

Готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой

Имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни

(слайд №21Портрет выпускнинка ООО)

Готов к выбору

Избирательность интересов

Познающий себя, утверждающий себя как взрослый

Готовый нести ответственность перед самим собой, окружающими

Умеет действовать с ориентацией на другую позицию

Умеет работать в группе и индивидуально

Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни

Н.А. (комментарии) Сравнивая портрет выпускника начального общего образования и основного общего образования, видим динамику совершенствования, развития ребенка.

От ученика активно познающего мир, выпускник основной школы готов к выбору, избирателен в интересах.

На уровне начального общего образования у ребенка формируется уважительное отношение к иной точке зрения, на уровне основного – уже действует с ориентацией на другую позицию, владеет правилами работы в группе.

Выпускник начальной школы приобретает навыки самоконтроля, выпускник основной – действует осознанно.

 

Н.А. 22 слайд

Литература

Конечно, в своей работе мы используем уже имеющийся опыт наших коллег: школ – пилотников, благодарны Управлению образования за организацию различных мероприятий, консультаций по данному вопросу. Также опираемся на теоретическое сопровождение, которое представлено на слайде.

 

Т.Г. Введение новой системы оценивания – процесс долгий, кропотливый и важно понимать, что она вряд ли когда будет совершенной. Скорее всего система оценивания будет изменяться, корректироваться, развиваться до тех пор, когда на смену придут новые образовательныестандарты.Обращаю Ваше внимание к выставке. В лицее разработан материал, необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся, мониторинговые исследования по классам. Об этом Вам расскажет руководитель кафедры учителей начальных классов Уткина О.Н.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×