Оценочное собеседование в системе управления персоналом ДОУ | Шабанова Сурия Зенаддиновна. Работа №363890
Оценочное собеседование в системе управления персоналом ДОУ
Управление дошкольным учреждением имеет определённую специфику, обусловленную не только своеобразием организации образовательно-воспитательного процесса с детьми-дошкольниками, но и особым контингентом педагогов.
Начнем как всегда с дефиниций. Оценка персонала — это система четких параметров, помогающих всесторонне оценить эффективность членов команды. Система проходится по самым главным качествам, навыкам и функциям сотрудников, определяя уровень соответствия занимаемым позициям. Соотношение квалификации сотрудника и его положения: дотягивает, не дотягивает или вовсе перерос? Критерии оценки персонала позволяют без эмоций и стереотипов, на потоке просчитать эффективность всех сотрудников и рабочего коллектива в целом. Поэтому естественным является поиск таких управленческих средств, которые, с одной стороны, позволяли бы контролировать работу персонала, а с другой стороны, помогали бы обучать их новым задачам и функциям профессиональной деятельности.
Таким средством, которое позволяет обеспечивать взаимодействия руководителя и персонала, по моему мнению, является оценочное собеседование (ОС), т.е. беседа (интервью) заведующей с персоналом по специальной программе. Целью такого собеседования является информирование работников об оценке результатов их труда, а также согласование целей работы педагогов с целями учреждения, педагогического коллектива. Объективная необходимость ОС обусловливается ограниченными возможностями аттестации педагогических кадров в ДОУ, с одной стороны, и перспективами побуждения педагогов к осмыслению своего профессионального предназначения не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной педагогической действительности.
Субъектом (инициатором) проведения ОС с персоналом является заведующая ДОУ. Со стороны объектов-подчинённых – возможно определённое сопротивление данной процедуре. Поэтому важно, чтобы ему предшествовал постоянный психологический контакт заведующей и подчинённых.
Я, заведующая строю концепцию ОС, исходя из собственных представлений об управлении организацией и целостной модели деятельности специалиста ДОУ. Эти представления могут реализовываться в структуре собеседования или в содержании задаваемых вопросов.
В процессе проведения оценочного собеседования я осуществляю три подхода:
· заставить (например, изменить подчинённым своё профессиональное поведение; подавить сопротивление и др.);
· убедить (например, побудить подчинённого принять точку зрения заведующей или коллеги; выработать собственные представления, модель о профессиональной деятельности и др.);
· привлечь подчинённых к принятию решений (например, привлечь воспитателей к посещению занятий и анализу работы коллег; поручение организации творческой работы с родителями и др.).
Проведение ОС предполагает осуществление определённой подготовительной работы. Мне необходимо, во-первых, выделять регулярно специальное время для проведения данного предприятия; во-вторых, разработать типовой сценарий проведения собеседования, возможные критерии для оценки деятельности педагогов с учётом специфики их труда.
С каждым педагогом и специалистом ДОУ подобные собеседования могут проводиться ежемесячно или не менее трёх раз в течение учебного года, причём цель и содержание собеседования будут соответствующим образом меняться. Поэтому с педагогами составлен график данного отчёта.
Методист ДОУ консультирует педагогов, рекомендует соответствующую литературу, наблюдает за организацией педагогами образовательного процесса, информирует меня (заведующего) о своих наблюдениях, учит составлять отчёты.
Педагогам предлагается оценить цели, которые были поставлены на отчётный период, обсудить встретившиеся трудности, достигнутые успехи, дать свои предложения и замечания относительно выполненной работы.
Успех оценочного собеседования, как правило, зависит от того, как я (заведующая) и персонал способны вступить в контакт, совместно разрешать проблемы, которые возникают по ходу его проведения.
Во время отчёта оцениваемого работника инициативу осуществляет заведующая, которая использует специальные приёмы активного слушания:
· слушает и задаёт вопросы, чтобы уточнить своё понимание услышанного;
· показывает, как понято услышанное, чтобы избежать недопонимания или неверного истолкования;
· указывать подчинённому на вопросы, которые требуют дальнейшего объяснения или прояснения;
· поощрять подчинённого к тому, чтобы он рассказывал о своих наиболее значительных достижениях;
· для более точного осознания отношения подчинённого к обсуждаемым проблемам внимательно наблюдать за различными проявлениями невербального поведения (поза, мимика, жесты и др.), которые сопровождают ответы педагогов.
Необходимо стремиться к тому, чтобы собеседование завершилось на позитивной ноте, чтобы подчинённый уходил с данного мероприятия с намерением продолжать творческую работу. Оценочное собеседование может быть дополнено диагностикой деятельности педагогов, отношения родителей к организации воспитательно-образовательного процесса в группе.
Результаты оценочного собеседования с каждым педагогом из персонала обязательно должны периодически доводиться до сведения всего педагогического коллектива: это, во-первых, будет давать возможность каждому педагогу сравнить результаты собственной профессиональной деятельности с результатами деятельности коллег; во-вторых, в коллективе будут формироваться общие профессиональные ценности, критерии, нормативы; в-третьих, будет способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе не только как системы гармоничных эмоциональных связей, отношений, а как система взаимосвязанных требований друг к другу.
Наблюдения свидетельствуют, что наиболее предрасположенными к участию в ОС являются педагоги:
· склонные активно подходить к решению профессиональных проблем и искать творческие средства их разрешения;
· способные самостоятельно выдвигать долговременные цели;
· имеющие потребность периодически, по завершении определённого этапа деятельности, осуществлять рефлексию своих профессиональных действий;
· открытые к сотрудничеству с заведующей, коллегами и родителями;
· хорошо чувствующие приоритеты, ценности и выгоды ДУ.
Как показывает опыт, данное оценочное собеседование решает проблемы такие как:
· низкая производительность труда;
· жалобы на условия работы;
· недопонимания руководства и подчиненных.
Совершенствование управления ДОУ предполагает дальнейший поиск косвенных, опосредствованных средств контроля деятельности подчинённых.
Оценочное собеседование в системе управления персоналом ДОУ
Управление дошкольным учреждением имеет определённую специфику, обусловленную не только своеобразием организации образовательно-воспитательного процесса с детьми-дошкольниками, но и особым контингентом педагогов.
Начнем как всегда с дефиниций. Оценка персонала — это система четких параметров, помогающих всесторонне оценить эффективность членов команды. Система проходится по самым главным качествам, навыкам и функциям сотрудников, определяя уровень соответствия занимаемым позициям. Соотношение квалификации сотрудника и его положения: дотягивает, не дотягивает или вовсе перерос? Критерии оценки персонала позволяют без эмоций и стереотипов, на потоке просчитать эффективность всех сотрудников и рабочего коллектива в целом. Поэтому естественным является поиск таких управленческих средств, которые, с одной стороны, позволяли бы контролировать работу персонала, а с другой стороны, помогали бы обучать их новым задачам и функциям профессиональной деятельности.
Таким средством, которое позволяет обеспечивать взаимодействия руководителя и персонала, по моему мнению, является оценочное собеседование (ОС), т.е. беседа (интервью) заведующей с персоналом по специальной программе. Целью такого собеседования является информирование работников об оценке результатов их труда, а также согласование целей работы педагогов с целями учреждения, педагогического коллектива. Объективная необходимость ОС обусловливается ограниченными возможностями аттестации педагогических кадров в ДОУ, с одной стороны, и перспективами побуждения педагогов к осмыслению своего профессионального предназначения не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной педагогической действительности.
Субъектом (инициатором) проведения ОС с персоналом является заведующая ДОУ. Со стороны объектов-подчинённых – возможно определённое сопротивление данной процедуре. Поэтому важно, чтобы ему предшествовал постоянный психологический контакт заведующей и подчинённых.
Я, заведующая строю концепцию ОС, исходя из собственных представлений об управлении организацией и целостной модели деятельности специалиста ДОУ. Эти представления могут реализовываться в структуре собеседования или в содержании задаваемых вопросов.
В процессе проведения оценочного собеседования я осуществляю три подхода:
заставить (например, изменить подчинённым своё профессиональное поведение; подавить сопротивление и др.);
убедить (например, побудить подчинённого принять точку зрения заведующей или коллеги; выработать собственные представления, модель о профессиональной деятельности и др.);
привлечь подчинённых к принятию решений (например, привлечь воспитателей к посещению занятий и анализу работы коллег; поручение организации творческой работы с родителями и др.).
Проведение ОС предполагает осуществление определённой подготовительной работы. Мне необходимо, во-первых, выделять регулярно специальное время для проведения данного предприятия; во-вторых, разработать типовой сценарий проведения собеседования, возможные критерии для оценки деятельности педагогов с учётом специфики их труда.
С каждым педагогом и специалистом ДОУ подобные собеседования могут проводиться ежемесячно или не менее трёх раз в течение учебного года, причём цель и содержание собеседования будут соответствующим образом меняться. Поэтому с педагогами составлен график данного отчёта.
Методист ДОУ консультирует педагогов, рекомендует соответствующую литературу, наблюдает за организацией педагогами образовательного процесса, информирует меня (заведующего) о своих наблюдениях, учит составлять отчёты.
Педагогам предлагается оценить цели, которые были поставлены на отчётный период, обсудить встретившиеся трудности, достигнутые успехи, дать свои предложения и замечания относительно выполненной работы.
Успех оценочного собеседования, как правило, зависит от того, как я (заведующая) и персонал способны вступить в контакт, совместно разрешать проблемы, которые возникают по ходу его проведения.
Во время отчёта оцениваемого работника инициативу осуществляет заведующая, которая использует специальные приёмы активного слушания:
слушает и задаёт вопросы, чтобы уточнить своё понимание
услышанного
;
показывает, как понято
услышанное
, чтобы избежать недопонимания или неверного истолкования;
указывать подчинённому на вопросы, которые требуют дальнейшего объяснения или прояснения;
поощрять подчинённого к тому, чтобы он рассказывал о своих наиболее значительных достижениях;
для более точного осознания отношения подчинённого к обсуждаемым проблемам внимательно наблюдать за различными проявлениями невербального поведения (поза, мимика, жесты и др.), которые сопровождают ответы педагогов.
Необходимо стремиться к тому, чтобы собеседование завершилось на позитивной ноте, чтобы подчинённый уходил с данного мероприятия с намерением продолжать творческую работу. Оценочное собеседование может быть дополнено диагностикой деятельности педагогов, отношения родителей к организации воспитательно-образовательного процесса в группе.
Результаты оценочного собеседования с каждым педагогом из персонала обязательно должны периодически доводиться до сведения всего педагогического коллектива: это, во-первых, будет давать возможность каждому педагогу сравнить результаты собственной профессиональной деятельности с результатами деятельности коллег; во-вторых, в коллективе будут формироваться общие профессиональные ценности, критерии, нормативы; в-третьих, будет способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе не только как системы гармоничных эмоциональных связей, отношений, а как система взаимосвязанных требований друг к другу.
Наблюдения свидетельствуют, что наиболее предрасположенными к участию в ОС являются педагоги:
склонные активно подходить к решению профессиональных проблем и искать творческие средства их разрешения;
способные самостоятельно выдвигать долговременные цели;
имеющие потребность периодически, по завершении определённого этапа деятельности, осуществлять рефлексию своих профессиональных действий;
открытые
к сотрудничеству с зав
едующей, коллегами и родителями;
хорошо чувствующие приоритеты, ценности и выгоды ДУ.
Как показывает опыт, данное оценочное собеседование решает проблемы такие как:
низкая производительность труда;
жалобы
на условия работы;
недопонимания руководства и подчиненных.
Совершенствование управления ДОУ предполагает дальнейший поиск косвенных, опосредствованных средств контроля деятельности подчинённых.