ОД «Город мастеров - Золотая хохлома» | Баранник Натальи Алексеевны. Работа №330036
Цель:
· продолжать обучение детей технике рисования кистью
· расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
Обучающие:
· Расписывать посуду по мотивам хохломской росписи. На основе знаний о хохломском промысле продолжать учить рисовать элементы росписи, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.
· Уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта.
· Совершенствовать умение рисовать кистью
Развивающие:
· Упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности: кайма, листья, ягоды, завитки, осочки, сочетая цвета, характерные для хохломской росписи золотой, красный, черный.
· Развивать точность движения руки, плавность, ритмичность.
· Уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
· Способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
· Приобщать к здоровому образу жизни.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Сказка» с.Дивное
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
по декоративно-прикладному искусству на тему:
«Город мастеров - Золотая хохлома»
Подготовила и провела
воспитатель Баранник Н.А.
Приоритетная образовательная область: художественно – эстетическое развитие
Образовательные области в интеграции:
Речевое развитие (восприятие художественной литературы)
Социально – коммуникативное развитие
Физическое развитие
Цель:
продолжать обучение детей технике рисования кистью
расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
Задачи:
Обучающие:
Расписывать посуду по мотивам хохломской росписи. На основе знаний о хохломском промысле продолжать учить рисовать элементы росписи, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.
Уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта.
Совершенствовать умение рисовать кистью
Развивающие:
Упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности: кайма, листья, ягоды, завитки,
осочки
, сочетая цвета, характерные для хохломской росписи золотой, красный, черный.
Развивать точность движения руки, плавность, ритмичность.
Уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.
Воспитательные:
В
оспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.
Способствовать воспитанию патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
П
риобщать к здоровому образу жизни.
Предварительная работа:
рассматривание посуды народных промыслов
просматривание иллюстраций о хохломской росписи
беседы о народном искусстве.
чтение
х
/ литературы
подготовка форм к росписи (
тонирование
тарелок
)
Формы организации образовательной деятельности:
работа по подгруппам
совместная деятельность с детьми
самостоятельная деятельность детей
Материал и оборудование:
выставка предметов с хохломской росписью
образцы элементов хохломской росписи
ложки
коробка с тарелками
набор хохломской посуды
кисти, баночки с водой, салфетки, коврик, гуашь на каждого ребенка.
Ход образовательной деятельности.
Организационный этап
(мотивационный).
Игра-приветствие
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть Вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Давайте улыбаться друг другу и поприветствуем гостей! У нас Очень будет интересно. Вы готовы ребята? Начинаем!
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, в раздевалке нашей группы на шкафу, меня ожидал сюрприз, шкатулка, а на ней письмо.
Воспитатель зачитывает письмо.
«Уважаемые ребята детского сада № 15. Пишут вам хохломские мастера. Мы прислали вам волшебную посылку. Но чтобы узнать, что в ней находиться, вам надо выполнить три наших задания. И расшифровать заколдованное слово. Желаем вам удачи».
Посмотрите ребята на этот шифр - Зашифрованное слово 121Л23А
Из чего состоит шифр?
Ответ детей: Из букв и цифр
Какие цифры и буквы мы видим? Давайте назовем.
Ответы детей:
Воспитатель: Вы заметили что то особенное в шифре?
Ответ детей:
Воспитатель: Да, здесь есть уже 2 буквы, и еще есть одинаковые знаки.
В том и загадка ребята, нам надо цифры заменить на буквы. И тогда мы прочитаем зашифрованное слово.
II.Основной этап.
Воспитатель:- Ну что, ребята, выполним задания мастеров?
1 Конверт в шкатулке. 1 задание.
Дидактическая игра «Узнай цвет росписи»
Воспитатель: Ребята, вы должны внимательно рассмотреть наборы цветов и выбрать те цвета, которые используются в хохломской росписи.
-Вспомните ребята, какие цвета применяются в росписи?
Ответы детей:
Какого цвета в этой росписи больше?
Ответы детей
Воспитатель: Да ребята, помните, что эту роспись еще называют золотой, т.к. у нее желтый цвет преобладающий.
Что ей расписывали?
Ответы детей:
Выложите на столике круг из соответствующих
секторов цветов данной росписи.
Дети получают первую зашифрованную букву - Х.
Так как в шифре есть 2 одинаковых знака, мы нашли 2 буквы Х
2 конверт открываем. 2 задание.
Дидактическая игра «Найди элемент росписи».
Разложить на столе Карточки с элементами хохломской росписи
Воспитатель: Определите, какие из предложенных карточек с изображением элементов, подходят хохломской росписи?
Дети размещают на доске элементы на магниты
Дети получают вторую зашифрованную букву- О.
Ребята, мы нашли в этом конверте 2 буквы О
3 задание. 3 конверт
Дидактическая игра «Найди четвертый лишний» Карточки расставить в кармашки на планшете, в 3 ряда.
Ребята рассматривают карточки, с изображением четырех предметов, выполненные различными народными росписями. Дети внимательно рассматривают предметы изображенные на карточках, находят лишний предмет и поясняют, почему он лишний, что характерно для этого вида росписи.
( на карточке написать, как называетлся лишняя роспись
Дети получают зашифрованную букву - М
Вот мы и выполнили задания, давайте соберем, что получится из этих букв
Воспитатель заменяет закодированные цифры на буквы.
Ребята читают все вместе слово «ХОХЛОМА»
Воспитатель: Ребята, ребята, что же еще находится в шкатулке?
В шкатулке дети находят бумажные тарелки и записку.
«Молодцы ребята» Вы хорошо справились с заданиями.
Давайте рассмотрим тарелочки, которые прислали в посылке Настоящие мастера. Разложить на рабочие столы
Еще в записке написано
Проходите ближе ( к экрану), да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.
Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к Вам пришли,
Чтоб поведать Нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!
В чем же секрет красочной хохломской посуды?
Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Как же начиналось это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают в народе, сказки, легенды, но и существует история возникновения хохломской росписи.
Я начну со сказки. Полторы тысячи лет назад, поселился в лесу на берегу реки Волги, веселый мужик – умелец,.. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. Научил местных крестьян делать «Золотую посуду». А сам исчез неведомо куда.
Также существует легенда о Хохломе.
Давным давно, жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь украшая их видами природы – цветами, ветками, травкой, листочками, ягодами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.
В каждой избе сверкали «золотые» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в Хохломе. Так и родилось название «Золотая хохлома»
А сделать золотую хохлому как я ранее говорила совсем не просто.
Вопрос: Какие цвета для хохломской росписи используют мастера?
Ответ: Красный, черный, желтый и зеленый для мелкой прорисовки.
Воспитатель: Правильно, всего 4 цвета, рисуют 3 цветами, а 4 цвет – это фон изделия, желтый или черный
Проходите, поближе рассмотрим элементы росписи!
Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ детей: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.
Воспитатель: Умельцы сами выдумывают их, или где-то заимствуют?
Ответ детей: У природы
Все элементы хохломской росписи имеют свое название, давайте вместе назовем. Какие вы знаете?
Осочки
Травинки
Капельки
Усики
Завитки
Кустик
Сегодня мы с вами превратимся в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши тарелочки, которые нам прислали Настоящие Мастера.
Воспитатель: Рассаживайтесь на рабочие места Приступим к росписи наших тарелочек. А, чтобы у вас хорошо получилось, как у настоящих мастеров давайте сделаем разминку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:
(Смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями)
Постучали,
(Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)
Повертели
(Круговые вращения кистью)
Рисовать мы захотели.
Продуктивная деятельность.
Приступаем к работе.
Ребята, соблюдаем последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; наносим элементы росписи последовательно.
Дети рисуют. Играет негромкая музыка.
Во время выполнения задания детьми воспитатель напоминает им, что: завитки и травка рисуется кончиком кисти, листья рисуются приёмом примакивания, ягоды ватными палочками (тычками).
III. Заключительный этап.
Рефлексия.
Воспитатель: Посмотрите, какие получились чудесные тарелочки - яркие, красочные, как у настоящих мастеров. У каждого получился свой неповторимый узор. Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались!
И скажите мне, какое настроение вызывает хохломская посуда?
А теперь, вы гости дорогие посмотрите, да полюбуйтесь нашими работами.
Ребята, все работы хороши.
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
красоту невиданную.
Рисовали травку
солнечною краской,
А цветы-огоньки —
красной краской от зари
Сколько здесь прекрасных чаш –
Это вам подарок наш!
А, мы с вами прощаемся. Спасибо за внимание, До, свидания!