Одна семья-школа, дети, родители и я (из опыта работы) | Губченко С. П.. Работа №365268
Взаимодействие школы с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности.
От согласованности действий семьи и школы зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.
Губченко С. П.
МБОУ Кировской СОШ №9
Одна семья-школа, дети, родители и я (из опыта работы)
Взаимодействие школы с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности.
От согласованности действий семьи и школы зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.
Объединенность усилий школы и семьи и есть основа моего проекта, которая заключается в принципе взаимодействия.
Цель проекта: объединение усилий класса и семей учащихся для оптимизации процесса воспитания и создание условий для реальных совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребенка, для успешной социализации и самореализации детей.
Задачи:
создать оптимальные условия для конструктивного взаимодействия с родителями учащихся;
организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;
организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и пр. характера;
через формирование социально-бытовых, хозяйственно- экономических, правовых, общетрудовых и пр. компетенций подготовить учащихся к самостоятельной жизни;
сформировать у учащихся устойчивую гражданско-патриотическую позицию через привитие чувства дома, любви и ответственности не только по отношению к собственной семье, но и по отношению к школе как ко второму дому, к своему родному селу, своей малой родине и т.д., и к учителям, как к людям, заботящихся о них и несущих за них ответственность во время пребывания в стенах школы.
В соответствии с целями и задачами проекта были определены пять направлений в работе с родителями:
1. Повышение психолого-педагогических знаний:
– составление характеристик семей обучающихся;
– консультации педагога-психолога;
– индивидуальные беседы;
– тематические консультации.
2. Вовлечение в учебно-воспитательный процесс:
– совместные творческие дела;
– совместная досуговая деятельность;
– родительские собрания;
– посещение уроков.
3. Активизация и коррекция семейного воспитания:
– диагностика, анкетирование;
– круглые столы по обмену опытом.
4. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания:
– обобщение опыта семейного воспитания;
– семейные праздники.
5. Участие родителей в управленческой деятельности:
– родительский комитет;
– совет школы.
Предлагаю организационный алгоритм совместного с родителями дела, в котором принимают участие дети, классный руководитель и родители.
Первый шаг – обсудить замысел с детьми и получить общее согласие детей на такое грандиозное дело.
Второй шаг – приготовить и переслать через детей приглашения родителям принять участие в мероприятии.
Третий шаг – получив положительный отклик, сообщить о программе деятельности с просьбой активного индивидуального участия.
Четвертый шаг – определить вместе с детьми роль, место, объем участия каждого, в том числе и родителей, а также субъекта задуманного дела.
Пятый шаг – уделить персональное внимание каждому из родителей, выразить благодарность за отклик и участие.
Можно отметить, что в данном алгоритме ведущую роль играет учитель, он как бы вовлекает родителей в общее с детьми дело. Такой алгоритм правомерен на первых порах взаимодействия учителя с родителями. Однако же по прошествии некоторого времени и обретения соответственного опыта, что и наблюдалось мною в работе с 1 по 4 классы, позиция родителей и педагога меняется кардинальным образом. И уже родители выступают активными организаторами мероприятий. А затем и сами дети по мере их взросления.
Таким образом, классное руководство – это не работа, это образ жизни. Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно.