Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | Королева Любовь Павловна. Работа №352943. Номер работы: №352943
Тема урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель: создание условий для успешного формирования умений
отличать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Задачи:
- формировать умение ставить вопросы к словам;
- отличать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?;
- классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;
- вырабатывать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты
Метапредметные
Личностные УУД:формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе,устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные УУД: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своих действий, давать оценку своей работе.
Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других,уметь выражать свои мысли, работать в паре.
Познавательные УУД:ориентироваться в учебнике, тетради, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт, выдвигать гипотезу, проводить сравнение и классификацию слов.
Конспект урока
русского языка 2 класс
Тема «Одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные»
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ№6
г. Ноябрьска
Королева Любовь Павловна
Тема урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель: создание условий для успешного формирования умений
отличать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Задачи:
- формировать умение ставить вопросы к словам;
- отличать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?;
- классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;
- вырабатывать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты
Метапредметные
Личностные УУД:формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе,устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные УУД: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своих действий, давать оценку своей работе.
Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других,уметь выражать свои мысли, работать в паре.
Познавательные УУД:ориентироваться в учебнике, тетради, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт, выдвигать гипотезу, проводить сравнение и классификацию слов.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; самостоятельно подбирать имена существительные; подбирать синонимы; пользоваться толковым словарём.
Материально-техническое обеспечение:
- учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник, 2 часть. – М. : Просвещение, 2012;
- рабочая тетрадь Канакина В.П. Русский язык. 2 класс, 2 часть. – М. : Просвещение, 2012
- карточки для групповой работы;
- мультимедийный проектор, экран;
- компьютер;
- презентация.
Ход урока
Организационный момент
(Слайд 1)
Прозвенел весёлый звонок
Начинается вновь урок.
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете!
- Ребята, а вы можете себя назвать любознательными? Скажите, для чего вы ходите школу? Для чего вам новые знания? Что вы ждёте от сегодняшнего урока? Пусть наш урок пройдет под девизом «Грамоте учиться всегда пригодится»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Актуализация знаний
- Ребята, сегодня вы будет не просто учениками, а исследователями. Кто такие исследователи? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова? (В толковом словаре.) Кто же такие исследователи? (Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.) Итак, исследователи приступают к работе.
- Вставьте пропущенные буквы в слова, назовите орфограмму.(Слайд 2) (Выполняется устно.)
М_ряк, л_тают, гл_за, з_лёный, к_вёр, х_лодный, л_сник, гн_здо, ст_рик.
- Проверьте себя. (Слайд 3)
- Назовите орфограмму. (Безударные гласные.)
- Докажите правильность вставленной буквы. (Называют проверочные слова.)
- Выпишите только имена существительные.(Учащиеся работают самостоятельно, после чего осуществляют самоконтроль по слайду 4)
- Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)
- Найдите существительное, в котором все согласные звуки твёрдые. (Глаза.)
- Объясните выражения: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, хоть глаз выколи. (Слайд 5)
- Когда так говорят? (Высказывания детей.)
- Давайте посмотрим значения этих выражений. (Слайд 6)
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы у вас всегда было хорошее зрение? (Высказывания детей.) Давайте постараемся помнить и соблюдать эти правила всегда, не только на уроках, но и дома.
- Как вы думаете, мы все уже знаем об имени существительном? ( Нет.)
- Хотите узнать больше? (Конечно, хотим.)
- Какую часть речи мы сегодня будем исследовать? (Имя существительное.)
III.Самоопределение к деятельности
- Распределите выписанные вами имена существительные на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.
- Получилось выполнить задание? (Нет.) Почему не удалось? (Не знаем, как распределить имена существительные.) Кто считает, что он правильно выполнил задание? Сколько мнений в нашем классе?
- Какова же тема урока и исследования сегодня? (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) (Слайд 7)
- Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться? (Правильно задавать вопросы к имени существительному; отличать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?; учиться отличать по вопросу одушевлённые имена существительные и неодушевлённые.)(Слайд 7)
- Как же узнать, какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными? (Можно спросить у товарища, у учителя, прочитать в учебнике, поискать в интернете.)
- Исследователи пытаются во всем разобраться самостоятельно. Если не хватает своих знаний и знаний товарищей, куда мы можем обратиться? (Кучебнику.) Познакомьтесь с правилами в учебнике на с. 48 и 50.
- Задайте друг другу вопросы по новой теме. (Какие существительные называются одушевлёнными? Какие существительные называются неодушевлёнными? На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные?)
IV.Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- Продолжаем исследование. Теперь применим полученные знания. Поработайте в парах, выполните упражнение 80 (стр. 48)
- Какие незнакомые профессии встретились в стихотворении? (Столяр, инженер, кондуктор.) Кто уже нашёл лексическое значение этих слов? Прочитайте.
- Какие имена существительные вы выписали? (Одушевлённые.) Как вы это определили? (По вопросу кто?)
- Почему к словам столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр задали вопрос кто? (Эти слова обозначают людей.)
Гимнастика для глаз (электронная).(Слайды 8-11)
- Продолжая работать в паре, выполните упражнение 84 (стр. 50)
- Какие имена существительные вы выписали сейчас? (Неодушевлённые.)Докажите. (Эти существительные отвечают на вопрос что?)Определили значение слов картина и пейзаж по толковому словарю? Прочитайте.
2. Составление кластера.
- Исследователи в своей работе часто пользуются схемами. Давайте составим общую схему того, что мы теперь знаем об имени существительном. (Коллективное составление по наводящим вопросам учителя.) (Слайд 12)
- Какую часть речи исследуем сегодня? Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает? Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?
Имя существительное
Предмет
Кто? Что?
Одушевлённые Неодушевлённые
- Устно подберите свои примеры одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
V.Физкультминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже –
Это мы конечно можем.
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны
Прогнулись.
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группах.
- Продолжаем исследовать слова, для этого поработаем в группах. Вспомните правила сотрудничества. Каждая группа получает конверты разного цвета (жёлтый – высокий уровень, зелёный – средний уровень, красный – низкий уровень.Ребята сами выбирают цвет – уровень сложности заданий).
Жёлтый конверт:
Образуйте от неодушевлённых имён существительных однокоренные
одушевлённые имена существительные.
Сила – Футбол –
Гриб – Работа –
Найдите слова, запишите в два столбика: одушевлённые,
неодушевлённые имена существительные. Составьте предложение с любым словом.
ТРОБЛАКОЮЬХКЛЁСТНБЯР
ВКАРАСЬЯЧМТУРСНЕГЦДТЮГ
Зелёный конверт:
«Накорми животных» Распределите имена существительные в два
столбика: одушевлённые и неодушевлённые и соедините стрелками кто,чем питается.
Кость, кролик, пчела, морковка, сено, белка, собака, орехи, корова, нектар.
Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Подберите к ним
синонимы.
Луна, ребята, метель, путь, врач, узор, друг, работа.
Красный конверт:
Игра «Третий лишний».
Зачеркните лишнее слово.
Книга, тетрадь, линейка, ученик.
Лес, птица, трава, гнездо.
Подруга, дружба, товарищ, приятель.
Самоконтроль после выполнения заданий. (Жёлтый конверт - слайд 13, зелёный конверт - слайд 14,красный конверт – слайд15)
- Оцените правильность выполнения работы.(«!» – молодцы, мы всё выполнили правильно. «+» - хорошо, но ещё немного ошибаемся. «-» - нам нужна помощь учителя.)
2. Игра на развитие воображения.
- А сейчас давайте поиграем. Игра «Что это?» (Слайд 16)
Что? (Книга, телевизор, зеркало, картина.)
Что? (Горы, дорога, волна, кочки.)
Что? (Солнце, долька яблока, месяц, шляпка гриба.)
VII. Рефлексия.
- Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить работу самостоятельно?
Выполните упражнение в рабочей тетради упр. 53 (стр. 25). Помогите котёнку и щенку собрать «свои» слова. (Котёнок собирает неодушевлённые имена существительные, щенок – одушевлённые.)
Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работу по образцу - слайд 17, оценивают соседа. («!» – молодец, всё выполнил правильно. «+» - хорошо, но ещё немного ошибаешься. «-» - тебе нужна помощь учителя.)
- Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки? Более 2-х? В чем испытывали затруднение?
VIII.Подведение итогов урока.
-Какую часть речи мы исследовали на уроке?Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Что нового вы узнали об имени существительном?
- Какие имена существительные называют одушевленными, а какие неодушевленными?
- Какое задание показалось вам самым трудным?
- Продолжите предложения:
-Я узнал … Я научился … Я понял … Я смог … (Слайд 18)
- Оцените цветными сигналами свою работу на уроке.
Домашнее задание.(Слайд 19)
По выбору: упр. 81 стр. 49 учебника или упр. 54 стр. 26 рабочей тетради.
Литература:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник, 2 часть. – М. : Просвещение, 2012;
2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс, 2 часть. – М. : Просвещение, 2012;
3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс.- М. : ВАКО, 2012.
4. Корбакова И.Н., Терёшина Л.В. Деятельностный метод. – Волгоград : Учитель, 2008.
5. Волина В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 1994.
6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Самые «хитрые» и трудные для запоминания слова русского языка. – М. :Астель, 2006.
7. Журнал «начальная школа» 2011г. № 11.
Ресурсы интернета:
Шаблон презентации -
http://present.griban.ru/shablony/Page-3-20.html
Щенок -
http://img-fotki.yandex.ru/get/4108/wmx-anya.3/0_3ec13_63315723_S
Котёнок -
http://img-fotki.yandex.ru/get/4401/mila-chistyakova.11/0_3c3cf_24f0449c_S
Физминутка для глаз -
http://vazimut.com/2008/11/02/profilaktika-zritelnogo-utomleniya-i-narushenij-zreniya-u-uchashhixsya-massovoj-shkoly/