Оказание помощи подросткам группы риска в формировании позитивной Я-концепции | Гулина Светлана Аркадьевна, Чекалкина Валентина Владимировна . Работа №305527
Ежегодно в учебных заведениях проводится социально-педагогическое тестирование обучающихся. В ходе тестирования выявляется группа подростков с теми или иными личностными проблемами. Мы считаем, что начинать работу с этой категорией подростков следует с формирования у них позитивной Я-концепции. В своем материале мы предлагаем конспект занятий, посвящённых этой теме. Занятие 1 и 2. Развитие Я - концепции. Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективности. Целью этих занятий является: научить подростков лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, отработать навыки самоэффективности и самоконтроля.
Оказание помощи подросткам "группы риска" в формировании позитивной Я-концепции.
В последнее время ежегодно проводится СПТ, основной целью которого является профилактика употребления психоактивных веществ подростками.
В результате диагностики выявляется группа подростков с различными неблагополучиями в личностном развитии. С данной категорией детей
необходимо проводить работу, направленную на формирование адаптивного копинг-поведения.
Мы в своей работе по данному направлению базируемся на подходе Н.А.Сироты и В.М. Ялтонского.
В работах В.М. Ялтонского «coping» понимается как индивидуальный
способ совладания субъекта с затруднительной ситуацией, в соответствии с
ее значимостью в жизни индивида и его личностно-средовыми ресурсами.
которые во многом определяют поведение человека.
Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский выделили теоретические модели копинг-стратегий у подростков:
Модель активного адаптивного функционального
копинг-поведения
отличается адекватным применением соответствующих возрасту способов
совладания
с частым использованием активных стратегий, которые нацелены на разрешение проблем и поиск социальной поддержки. При этом мотивация достижения успеха превалирует над мотивацией избегания неудач, у подростка присутствует позитивная
Я-концепция
, готовность принимать социальную поддержку, внутренний локус контроля,
эмпатия
и
аффилиация
.
При использовании модели пассивного,
дисфункционального
копинг-поведения
чаще используются пассивные
копинг-стратегии
, где наблюдается нехватка социальных навыков для разрешения проблем, а также регрессия к детским формам поведения.
Наиболее часто используется
копинг-стратегия
«избегание».
Я-концепция
при этом негативная или несформированная с преобладанием мотивации избегания неудач. Действия в этом случае направлены не на саму причину стрессора, а на снижение эмоционального напряжения, причем не всегда адекватными способами.
Также выделяют модель
псевдоадаптивного
дисфункционального
копинг-поведения
, при
котором
сочетаются как позитивный, так и негативный вариант
копинг-поведения
. Отличается нестабильной, негативной, искаженной
Я-концепцией
и неадекватным использованием каких-либо стратегий в конкретных ситуациях.
Мы считаем, что для успешного формирования модели активного адаптивного функционального копинг-поведения очень важно помочь подросткам в развитии их позитивной Я-концепции.
Для этой цели предлагаем следующие занятия:
Занятие 1. Развитие Я - концепции. Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективности.
Целью этого занятия является: научить подростков лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение, отработать навыки самоэффективности и самоконтроля.
1. Теоретическая часть.
Ведущий: Сегодняшнее занятие будет посвящено открытию некоторых новых возможностей, которые позволят вам чувствовать себя лучше и помочь в этом другим.
Инструкция участникам: Сейчас вы переживаете один из самых важных периодов своей жизни. В это время люди много думают о том, кто они, чем хороши и чем плохи, что видят в себе и других. Происходит формирование представления о себе, отношения к себе - самооценки.
Как правило, самооценка - это продукт наших мыслей. Она может быть адекватной или неадекватной. От того, как она формируется, зависит наша жизнь, наше поведение, способность чувствовать себя уверенно, использовать свои ресурсы. Наша самооценка влияет и на отношения с окружающими.
В том возрасте, в котором находитесь вы, человек быстро развивается и изменяется, усваивая много новых форм поведения, что отражается на его опыте и может вызвать некоторые сомнения в себе. Человеку свойственно сомневаться в правильности своих действий и поступков. Это нормальное явление. Однако все хорошо в меру. Если человек слишком критичен к себе или, наоборот, некритичен к своим действиям, он может оказаться в неприятной для него ситуации. Поэтому нужно учиться управлять своей самооценкой, уметь уважать себя, контролировать, хвалить и критиковать, не бояться смотреть на себя правдиво, уметь эффективно действовать. Для этого нужно знать себя. Это даст возможность управлять собой, своим здоровьем, чувствами, поведением.
2. Проведение игры «Кто Я?»
Каждый участник пишет 10 определений, дающих ответ на вопрос: «Кто он/она» и зачитывает их вслух. Группа задает участнику уточняющие вопросы, чтобы помочь ему разобраться в себе. Проводится обсуждение результатов этой игры. Ведущий делает обобщение.
В ходе игры участники должны научиться лучше разбираться в себе, понимать себя и окружающих.
3. Осознание положительных и отрицательных черт характера
Инструкция участникам: Разделитесь на пары. Пусть каждый из вас по очереди ответит на вопросы своего партнера, а потом задаст ему те же вопросы:
назовите две вещи, которые вы делаете хорошо;
опишите успехи, которых вы достигли в своей жизни;
назовите две вещи, которые вы делаете плохо;
опишите ситуации из вашей жизни, которые вы оценивали как провал.
Затем ведущий собирает всех вместе для обсуждения результатов. Каждый участник записывает на листе бумаги свои положительные и отрицательные черты и обсуждает их с остальными членами группы.
Ведущий просит участников заполнить Лист самооценки, оценив себя реального, себя идеального и себя глазами других (Я-реальный,
Я-идеальный, Я-прогностический).
Инструкция участникам: Пожалуйста, назовите важные, значимые качества своей личности, запишите их на бумаге и оцените по 10-бальной системе в трех вышеназванных сферах.
После выполнения задания проводится обсуждение проблемы соотношения трех компонентов самооценки.
4. Домашнее задание
Оцените свое поведение в течение последних одного-двух дней с положительной и отрицательной стороны. Проанализируйте его и запишите свои мысли на листе бумаги. Обсудите проблему самооценки с родителями и/или с друзьями.
Занятие 2.
Развитие Я-концепции. Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективности.
Цель: ознакомить участников программы с понятиями самоконтроля, самоэффективности.
1. Обсуждение домашнего задания
2. Тренировка навыков самоконтроля.
Ведущий просит назвать и записать ситуации, в которых необходимо контролировать себя, затем проводит обсуждение результатов работы.
Ведущий предлагает участникам провести ролевую игру под названием "Стоп!"
-Сейчас я опишу определенную ситуацию и попрошу вас изобразить ее. Действие происходит в шумной компании, поэтому в сценке может участвовать вся группа. Нам потребуются актеры на следующие роли:
- ваш сверстник по имени У, обладающий мужеством сказать себе "Стоп!" на предложение употребить спиртные напитки;
- его друг, приведший его в эту компанию и уговаривающий решить свои проблемы с помощью алкоголя ;
- сверстники из шумной компании: а) предлагающие У алкоголь
б) пытающиеся выразить У сочувствие и поддержку;
в) насмехающиеся над У.
В роли сверстников из шумной компании могут выступить все члены группы, незанятые в основных ролях.
Инструкция : Знакомый привел вас в шумную компанию сверстников. В этой компании есть разные люди. У вас, как и у многих других людей, есть некоторые нерешенные проблемы, которые гнетут вас.
Вам предлагают попробовать алкоголь . Эта идея кажется вам очень привлекательной - решить с помощью алкоголя все свои проблемы, разом избавиться от постоянно гнетущего вас чувства неуверенности в себе, роли неудачника, в которой вы себя ощущаете последнее время.
Вас начинают уговаривать. Вас это привлекает. Скажите себе: «Стоп!». Вы смогли сделать это. Вы сказали себе: «Стоп!»
Над вами начинают смеяться. Вам говорят обидные вещи, вас унижают. Что вы будете делать? А может быть, найдете способ его повысить?
Участники называют ситуации, в которых они чувствовали себя слабыми, бессильными, и записывают их на листе бумаги. Затем проводится обсуждение этих ситуаций.
3. Проведение ролевой игры «Я могу!»
-Попытайтесь вспомнить, какие мысли навевают на вас неудачи (например: в учебе, во взаимоотношениях со сверстниками). Вспомните, как вы пытаетесь их преодолеть, говоря себе; «Я могу!». Изобразите описанные ситуации в ролевой игре.
4. Обсуждение работы
Каким образом вы смогли бы помочь кому-либо из сверстников повысить уважение к себе?
6. Домашнее задание
-Постарайтесь использовать в своем поведении формулы: Скажи себе: "Стоп!" и «Я могу!». Опишите эти ситуации.
Занятие 3.
Развитие эмпатии , коммуникативной социальной компетентности, тренинг коммуникативных навыков.
Цели: научиться определять и разделять эмоциональные состояния других людей; развить способности вставать на позицию других, научиться умело и с удовольствием общаться с людьми, понимать людей и смысл общения.
Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, умение сопереживать.
Эмпатию принято рассматривать как:
- процесс переживания эмоционального состояния другого в ответ на его эмоциональное поведение;
- понимание внутренней жизни другого человека, способность встать на его позицию, сохранив при этом свою.
Эмпатия - это способность воспринимать внутренний мир другого без потери своего (К. Роджерс).
1. Повторение пройденного материала. Обсуждение домашнего задания
Ведущий дает краткий обзор предыдущего занятия, организует обсуждение домашнего задания.
2.Знакомство с новыми понятиями
-Для того, чтобы эффективно общаться с другими людьми, мы должны уметь представлять и разделять их эмоциональные состояния, уметь поставить себя на их место, проникнуть в их переживания. Это позволяет человеку грамотно общаться с людьми, получать удовольствие от общения.
Освоив тему сегодняшнего занятия, вы научитесь получать удовольствие и пользу от общения. Общение, даже с незнакомым или неприятным вам человеком, перестанет быть для вас тяжелым трудом, станет интересным и увлекательным процессом.
3. Ролевая игра. Отработка навыков эффективного общения
-Я попрошу каждого из участников группы по очереди изобразить эмоции, которые обычно возникают у него в той или иной проблемной ситуации. Постарайтесь изобразить эти эмоции как можно ярче. Вы можете делать это любым привычным для вас способом, используя мимику, жесты, позы, определенные слова и т.д.
Задача остальной группы распознать эти эмоции и постараться перенять внутренний опыт этого человека, изобразить его эмоции. Попытайтесь проникнуть в переживания другого человека, увидеть, услышать, почувствовать, как он. Обсуждение.
4. Ролевая игра. Развитие способности принять роль другого человека
-Чтобы лучше понимать других людей, полезно научиться ставить себя на место другого человека, принимать его роль.
Разыграйте несколько сценок, в которых задействованы следующие персонажи: кто-либо из взрослых (родители, бабушка, дедушка или учитель) и подросток. Между взрослыми и подростком возникла какая-то проблемная или конфликтная ситуация.
-Обсуждение результатов игры, спрашивает, что каждый из участников чувствовал, находясь в той или иной роли.
5. Закрепление умения принять роль другого человека
Инструкция участникам: 1. Подумайте и ответьте на вопрос: Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были:
а) колдуном, который бы знал все ответы на все вопросы;
б) мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться;
в) человеком, попавшим на необитаемый остров
г) знаменитым певцом;
Выберите какой-нибудь из этих персонажей и постарайтесь принять его роль, стать на некоторое время этим существом.
Расскажите, что вы чувствовали, когда играли эти роли.
2. Пожалуйста, представьте себя:
а) маленьким, как гном;
б) высоким, как девятиэтажный дом;
в) новорожденным ребенком;
г) слепым и/или глухим;
д) старым.
Ответьте на вопросы:
- Как бы вы выглядели? Что бы говорили?
Расскажите, что вы чувствовали, когда играли эти роли.
3. Пусть кто-либо из группы разыграет ситуации, где участники переживают:
а) ужас;
б) горе;
в) испуг;
г) раздражение;
д) одиночество;
е) радость;
- Что, по вашему мнению, переживает этот человек?
- Какие причины у этого человека переживать эти чувства, эмоции?
- Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы были этим человеком?
- Что вы чувствовали, наблюдая эту сцену??
6. Домашнее задание
Постарайтесь в конфликтных ситуациях поставить себя на место вашего противника и подумайте, что он переживает? Попробуйте принять на себя его роль, вчувствоваться в его эмоции. Опишите этот опыт.