Окружающий мир - "Муравьи - санитары леса" | Мой кабинет. Работа №351934
Муравьи – санитары леса
Программные задачи
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к муравьям
- воспитывать любовь к природе
Образовательные:
- углублять знания детей о муравьях, их образе жизни
- формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.
Коррекционно-развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память
-развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Работа со словарём:
- активизировать словарь: личинка, хвойные иголки, труженики
- ввести в активный словарь: муравейник, санитары.
Материал:
- демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»
- динамическая модель «Внутреннее устройство муравейника».
Предварительная работа
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- рассматривание картин, иллюстраций,
- заучивание стихотворений, пословиц,
- отгадывание загадок,
- дидактические игры.
Ход занятия
Дети сидят на ковре, перед ними демонстрационная картина, накрытая тканью. Педагог загадывает загадку:
Город, в котором жильцов миллион,
Город, в котором всего один дом.
Город за деревом спрятался с юга,
Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.
Затем он спрашивает детей, о каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы (муравейник с муравьями). Педагог открывает картину – динамическую модель и обсуждает её с детьми.
Вопросы для обсуждения:
- Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).
- Какой высоты бывают муравейники? (Высота муравейника бывает иногда более метра.)
- Как устроен муравейник внутри?
(Открывается внутренняя часть картины, и дети видят множество входов и выходов, «комнат» и коридоров. Педагог и дети обсуждают, для чего они нужны муравьям.)
- Чем занимаются муравьи на картине? (Муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, два муравья волокут третьего – больного.)
- Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.)
- Для чего муравьям нужны усики? (У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)
- Почему муравья называют самым сильным животным? (Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)
- Как ведут себя муравьи и зимой? (Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)
Проводится подвижная игра «Муравьиная тропа».
Далее педагог читает детям рассказ Л.Толстого «О муравьях».
Вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали о муравьях из этого рассказа?
- Как муравьи поняли, где стоит варенье?
-Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находится варенье?
Итог занятия.
Муравьи – санитары леса
Программные задачи
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к муравьям
- воспитывать любовь к природе
Образовательные:
- углублять знания детей о муравьях, их образе жизни
- формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.
Коррекционно-развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память
-развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Работа со словарём:
- активизировать словарь: личинка, хвойные иголки, труженики
- ввести в активный словарь: муравейник, санитары.
Материал:
- демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»
- динамическая модель «Внутреннее устройство муравейника».
Предварительная работа
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- рассматривание картин, иллюстраций,
- заучивание стихотворений, пословиц,
- отгадывание загадок,
- дидактические игры.
Ход занятия
Дети сидят на ковре, перед ними демонстрационная картина, накрытая тканью. Педагог загадывает загадку:
Город, в котором жильцов миллион,
Город, в котором всего один дом.
Город за деревом спрятался с юга,
Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.
Затем он спрашивает детей, о каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы (муравейник с муравьями). Педагог открывает картину – динамическую модель и обсуждает её с детьми.
Вопросы для обсуждения:
- Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).
- Какой высоты бывают муравейники? (Высота муравейника бывает иногда более метра.)
- Как устроен муравейник внутри?
(Открывается внутренняя часть картины, и дети видят множество входов и выходов, «комнат» и коридоров. Педагог и дети обсуждают, для чего они нужны муравьям.)
- Чем занимаются муравьи на картине? (Муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, два муравья волокут третьего – больного.)
- Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.)
- Для чего муравьям нужны усики? (У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)
- Почему муравья называют самым сильным животным? (Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)
- Как ведут себя муравьи и зимой? (Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)
Проводится подвижная игра «Муравьиная тропа».
Далее педагог читает детям рассказ Л.Толстого «О муравьях».
Вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали о муравьях из этого рассказа?
- Как муравьи поняли, где стоит варенье?
-Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находится варенье?
Итог занятия.
Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. Муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на верхнюю полку. На другой день, когда я пришла в кладовую, я увидала, что муравьи с полу приползли на верхнюю полку и опять заползли в варенье. Я взяла банку, опять очистила, обвязала верёвкой и привесила на гвоздик к потолку.
Когда я уходила из кладовой, я посмотрела ещё раз на банку и увидала, что на ней остался один муравей, он скоро бегал кругом по банке. Я остановилась посмотреть, что он будет делать. Муравей побегал по стеклу, потом побежал по верёвке, которой была обвязана банка, потом вбежал на верёвочку, которой была привязана банка. Вбежал на потолок, с потолка побежал по стене вниз и на пол, где было много муравьёв.
Верно, муравей этот рассказал другим, по какой дороге он пришёл из банки, потому что сейчас же много муравьёв пошли друг за другом по стене на потолок и по верёвочке в банку, по той же самой дороге, по которой пришёл муравей. Я сняла банку и поставила её в другое место.