Окружающий мир. 1 класс. Урок на тему "Почему Луна бывает разной?" | Аввакумова Тамара Ивановна. Работа №345502
Урок окружающего мира для 1 класса на тему "Почему Луна бывает разной?" Урок направлен расширить и углубить знания учащихся о Луне. Объяснить детям, почему на Луне не живут люди. Формировать представление о Луне как спутнике Земли. Ученики в игровой форме знакомятся с понятиями "фазы Луны", "новолуние" и "полнолуние". Используются рисунки Луны, которые сделали дети к уроку.
Урок 47. Почему Луна бывает разной?
Цель: развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Задачи:
образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне — естественном спутнике Земли.
развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
УУД:
познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: презентация, компьютер, макет Луны, 3 рисунка Луны, маски, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент С 1
- Встали, ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь!
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
На открытый наш урок
Собрались все гости в срок.
Мамы, папы, педагоги
Вас увидят на уроке.
II. Актуализация знаний
- Сегодня новое заседание клуба Почемучек. Но прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем.) О каких небесных телах мы говорили на прошлом уроке?
- У вас сейчас будет звёздный час. С 2 – С 9
Вам нужно поймать падающую звезду и ответить на вопрос.
Ученик снимает звезду, читает вопрос и отвечает на него.
— Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.)
— Что такое Солнце?
- Какие звёзды вы можете назвать? (Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце.)
— Почему звезды кажутся нам маленькими точками?
— Назовите ближайшую к Земле звезду.
— Почему днем на небе не видно звезд? Почему они становятся видны ночью?
- Какие созвездия вы уже знаете?
Учитель подводит итоги.
III. Самоопределение к деятельности
- А вот и наш Муравьишка-Вопросик.
- Теперь я знаю, что такое Солнце, звезды. Но недавно взглянул на небо и увидел еще что-то. Отгадайте загадку. С 10, 10.1
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталось в небе только
Апельсиновая долька. (Луна, месяц)
— Что увидел Муравьишка Вопросик? (Луну, месяц.) С 10.2
- Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же? Кто из вас видел Луну? А какой вы её запомнили? Я попросила ребят нарисовать Луну. Давайте посмотрим, что у них получилось?
Я видела Луну такой:
Я вот такой:
А я вот такой:
- Ваши рисунки помогут сформулировать тему урока. Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? (О Луне.) Раз сегодня заседание клуба Почемучек, первое слово в названии темы будет ПОЧЕМУ. Раз речь пойдет о Луне, какое слово дальше? Какой увидели ребята Луну? Что же получилось?
— Прочитайте тему урока на с. 34 учебника. С 11
Верно мы её сформулировали? Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
- Мудрая Черепаха составила план сегодняшнего урока: С 11.2
План урока
1. Что такое Луна?
2. Почему Луна выглядит по-разному?
3. Как изучают Луну?
IV. Работа по теме урока
1. Что такое Луна? Беседа, работа по учебнику
– Итак, начнём. Первое, что мы должны выяснить на заседании клуба, что такое Луна? Для этого мы отправимся ненадолго в космос. С 12
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!
- Вот мы уже приблизились к Луне. С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Сегодня мы знаем гораздо больше о том, что она представляет собой.
-Так что же такое Луна? Разберемся с помощью схемы в учебнике на с.34. С 13
- Как движется наша планета Земля? (Планета Земля движется вокруг Солнца и вокруг своей оси, т.е. вращается вокруг себя.)
- А что делает Луна? (Вращается вокруг Земли.) Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? (Это спутник Земли.) Попробуем составить ответ из слов:
Луна
Земли
спутник
естественный
Ученики составляют ответ. С 13.2
- Прокомментировать это понятие попросим сотрудников научной лаборатории. С 14,15
- 1) Луна - не звезда и не планета. Луна двигается вокруг Земли и является её естественным спутником. Естественные спутники планет — это их природные спутники, то есть те, которые созданы природой. Спутник — это небесное тело, которое движется вокруг более крупного по размерам тела.
- 2) Земля — больше Луны. Мы же видим Луну очень маленькой. На самом деле это не так. Луна всего в шесть раз меньше Земли. Вот какой макет сделали наши сотрудники. Для сравнения можно представить одноэтажный дом и дом в шесть этажей. Так что Луна — огромная! Но вращается медленнее. И лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится две наших недели.
-3) Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Тем не менее, когда с космодрома
запускают на Луну ракету, ученые 3 дня и 3 ночи находятся в ожидании. Именно столько времени нужно космическому кораблю, чтобы долететь до Луны. От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров.
2. Почему Луна разная? С 16
— Много тысячелетий люди поднимают голову вверх и видят в ночном небе одну и ту же Луну. Только выглядит она по-разному. То круглая, как блин, то похожа на серп. Объяснить эти явления человек не мог. Думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому появились два названия: «луна» и «месяц». Но всё это — одна и та же Луна. Думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки.
Инсценировка. С 17
Мышка: Эх, попробовать бы кусочек Луны. Она, наверное, очень вкусная.
Кошка. Мяу. Вкусная? С чего ты решила?
М. Посмотри, как на сыр похожа, даже дырочки есть.
К. Откуда знать, что она вкусная, её же никто не ел? Мяу.
М. Каждую ночь от неё кто-то отгрызает кусочек.
К. Эх, доедят, а мы так и не попробуем.
- Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце — это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна...
Чтобы узнать этот секрет, рассмотрим 2 рисунок в учебнике. С 18
- Что изображено голубым цветом? (Земля)
- Что делает Земля? (она спит)
- Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
- Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
- А красным? (Солнце)
- Что делает Солнце? (Светит на Луну)
- Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
- А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает).
- Это и есть секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы. С 18.2
- Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.
Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он растет с каждым днем. Если подписать к нему палочку, получится буква Р, слово растет.
Со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать, стареть и снова становится серпом, похожим на букву С.
Просмотр видеофрагмента о фазах Луны. С 19
VI. Физминутка «Космонавты» С 20
Раз, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Руки в стороны)
Долетаю до Луны (Руки вверх, потянуться)
На орбите повисим (Руки в стороны, покачать руками)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
- На какой вопрос нам осталось ответить? Рассмотрите рисунки на с. 35. С 21
Как ученые изучают Луну? Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (Телескопом.) Как ученые ещё изучают Луну? (Люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)
— Проверим, обо всем ли мы рассказали. Прочитайте текст на с. 86. С 21.2
С 22 - На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые — это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна — это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов — камней, упавших из космоса. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц.
2. Творческая работа
— Муравьишка, куда это ты собрался? Да ещё с рюкзаком?
- Я решил полететь в отпуск на Луну.
- Думаю, Муравьишка. не то место для отдыха ты выбрал. Сейчас появятся наши таинственные гости и расскажут о Луне много интересного. Посмотрим и послушаем их внимательно. С 23
Просмотр видео фрагмента «Американцы на Луне». Выходят два мальчика в шлемах.
А: Мы американские космонавты.
О: Мы первыми побывали на Луне.
А: Я Армстронг.
О: Я Олдрин.
А: Мы хотели предупредить, что днем на Луне жара до 130 градусов,
О: А ночью 170 градусов мороза. Поэтому подумайте об одежде.
А. Не забудьте взять часы с календарем, а то совсем запутаетесь в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две наши недели наступает ночь.
О. Зонтик вам не пригодится: ни дождей, ни снега на Луне не бывает. Да что там дождей — там вообще нет воды.
Учитель: А почему ничего не видно?
А: Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Луна выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль.
О: Будьте очень осторожны! Смотрите под ноги, так как на Луне много камней, которые падают из космоса..
А: Да, и разговаривайте только по радиотелефону, так как на Луне нет воздуха и вы всё равно не услышите друг друга. Даже метеориты на Луне падают бесшумно.
О: И не делайте больших шагов, а то будете сильно подпрыгивать.
А: На Луне нет ни цветов, ни деревьев, ни радуги, только песок да камни.
О: И, самое главное. Подумайте, как вы будете дышать. На Луне нет ни воды, ни воздуха, ни атмосферы.
А: Нет облаков, нет туманов, только чёрное небо вокруг. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
О: Человек на Луне жить не может. До свидания, ребята!
— Ну что, Муравьишка, ты решил?
- Ребята, могут ли люди жить на Луне? (Нет, так как там нет воздуха.)
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Ну что же, ребята, мы рассмотрели все вопросы плана, теперь следует проверить свои знания. Сейчас, чтобы точно приземлиться, нужно показать свои знания по теме урока. Если высказывание верное – желтый смайлик, неверное – красный. С 24
Луна больше Земли. (-)
Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца. (+)
На Луне есть воздух и вода. (-)
Луна – естественный спутник Земли. (+)
На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно. (+)
1 лунный день равен одному нашему дню. (-)
На Луне живут люди. (-)
С 25
- Вот мы и дома. Посадка прошла нормально, приземлились прямо на свое рабочее место.
Быстро пролетел урок, С 26
Подведём скорей итог!
Чем сегодня занимались?
В чём с охотой упражнялись?
Что узнали и познали?
Почему умней вы стали?
— Вспомните учебную задачу урока. Выполнили мы её? Проверим себя.
Ученики отвечают на вопросы учебника.
- Что сегодня на уроке вам особенно запомнилось? Что вас удивило? Оцените свою работу на уроке смайликом.
С 27
Рекомендации для занятий дома: с.34-35 читать, Т с.22-23