Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Окружающий мир. 1 класс. Урок на тему "Почему Луна бывает разной?" | Аввакумова Тамара Ивановна. Работа №345502

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок окружающего мира для 1 класса на тему "Почему Луна бывает разной?" Урок направлен расширить и углубить знания учащихся о Луне. Объяснить детям, почему на Луне не живут люди. Формировать представление о Луне как спутнике Земли. Ученики в игровой форме знакомятся с понятиями "фазы Луны", "новолуние" и "полнолуние". Используются рисунки Луны, которые сделали дети к уроку.

Урок 47. Почему Луна бывает разной?

Цель: развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.

Задачи:

образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне — естественном спутнике Земли.
развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

УУД:

познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

 Оборудование: презентация, компьютер, макет Луны, 3 рисунка Луны, маски, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент С 1

- Встали, ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь!

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

На открытый наш урок

Собрались все гости в срок.

Мамы, папы, педагоги

Вас увидят на уроке.

 

II. Актуализация знаний

- Сегодня новое заседание клуба Почемучек. Но прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем.) О каких небесных телах мы говорили на прошлом уроке?

- У вас сейчас будет звёздный час. С 2 – С 9

Вам нужно поймать падающую звезду и ответить на вопрос.

Ученик снимает звезду, читает вопрос и отвечает на него.

Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.)

Что такое Солнце?

- Какие звёзды вы можете назвать? (Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце.)

Почему звезды кажутся нам маленькими точками?

Назовите ближайшую к Земле звезду.

Почему днем на небе не видно звезд? Почему они становятся видны ночью?

- Какие созвездия вы уже знаете?

Учитель подводит итоги.

 

III. Самоопределение к деятельности

- А вот и наш Муравьишка-Вопросик.

- Теперь я знаю, что такое Солнце, звезды. Но недавно взглянул на небо и увидел еще что-то. Отгадайте загадку. С 10, 10.1

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталось в небе только

Апельсиновая долька. (Луна, месяц)

Что увидел Муравьишка Вопросик? (Луну, месяц.) С 10.2

- Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же? Кто из вас видел Луну? А какой вы её запомнили? Я попросила ребят нарисовать Луну. Давайте посмотрим, что у них получилось?

Я видела Луну такой:

Я вот такой:

А я вот такой:

- Ваши рисунки помогут сформулировать тему урока. Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? (О Луне.) Раз сегодня заседание клуба Почемучек, первое слово в названии темы будет ПОЧЕМУ. Раз речь пойдет о Луне, какое слово дальше? Какой увидели ребята Луну? Что же получилось?

Прочитайте тему урока на с. 34 учебника. С 11

Верно мы её сформулировали? Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

- Мудрая Черепаха составила план сегодняшнего урока: С 11.2

План урока

1. Что такое Луна?

2. Почему Луна выглядит по-разному?

3. Как изучают Луну?

 

IV. Работа по теме урока

1. Что такое Луна? Беседа, работа по учебнику

– Итак, начнём. Первое, что мы должны выяснить на заседании клуба, что такое Луна? Для этого мы отправимся ненадолго в космос. С 12

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до солнца долететь.

И всерьез, не понарошку,

Познакомиться с Луной.

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой!

- Вот мы уже приблизились к Луне. С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Сегодня мы знаем гораздо больше о том, что она представляет собой.

-Так что же такое Луна? Разберемся с помощью схемы в учебнике на с.34. С 13

- Как движется наша планета Земля? (Планета Земля движется вокруг Солнца и вокруг своей оси, т.е. вращается вокруг себя.)

- А что делает Луна? (Вращается вокруг Земли.) Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? (Это спутник Земли.) Попробуем составить ответ из слов:

Луна

Земли

спутник

естественный

Ученики составляют ответ. С 13.2

- Прокомментировать это понятие попросим сотрудников научной лаборатории. С 14,15

- 1) Луна - не звезда и не планета. Луна двигается вокруг Земли и является её естественным спутником. Естественные спутники планет — это их природные спутники, то есть те, которые созданы природой. Спутник — это небесное тело, которое движется вокруг более крупного по размерам тела.

- 2) Земля — больше Луны. Мы же видим Луну очень маленькой. На самом деле это не так. Луна всего в шесть раз меньше Земли. Вот какой макет сделали наши сотрудники. Для сравнения можно представить одноэтажный дом и дом в шесть этажей. Так что Луна — огромная! Но вращается медленнее. И лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится две наших недели.

-3) Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Тем не менее, когда с космодрома

запускают на Луну ракету, ученые 3 дня и 3 ночи находятся в ожидании. Именно столько времени нужно космическому кораблю, чтобы долететь до Луны. От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 километров.

 

2. Почему Луна разная? С 16

Много тысячелетий люди поднимают голову вверх и видят в ночном небе одну и ту же Луну. Только выглядит она по-разному. То круглая, как блин, то похожа на серп. Объяснить эти явления человек не мог. Думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому появились два названия: «луна» и «месяц». Но всё это — одна и та же Луна. Думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки.

Инсценировка. С 17

Мышка: Эх, попробовать бы кусочек Луны. Она, наверное, очень вкусная.

Кошка. Мяу. Вкусная? С чего ты решила?

М. Посмотри, как на сыр похожа, даже дырочки есть.

К. Откуда знать, что она вкусная, её же никто не ел? Мяу.

М. Каждую ночь от неё кто-то отгрызает кусочек.

К. Эх, доедят, а мы так и не попробуем.

- Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце — это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна...

Чтобы узнать этот секрет, рассмотрим 2 рисунок в учебнике. С 18

- Что изображено голубым цветом? (Земля)
 - Что делает Земля? (она спит)
 - Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
 - Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
 - А красным? (Солнце)
 - Что делает Солнце? (Светит на Луну)
 - Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
 - А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает).

- Это и есть секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы. С 18.2

- Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.

Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц. Он растет с каждым днем. Если подписать к нему палочку, получится буква Р, слово растет.

Со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать, стареть и снова становится серпом, похожим на букву С.

Просмотр видеофрагмента о фазах Луны. С 19

 

VI. Физминутка «Космонавты» С 20

Раз, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)

В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (Руки в стороны)

Долетаю до Луны (Руки вверх, потянуться)

На орбите повисим (Руки в стороны, покачать руками)

И опять домой спешим (Ходьба на месте)

 

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

- На какой вопрос нам осталось ответить? Рассмотрите рисунки на с. 35. С 21

Как ученые изучают Луну? Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (Телескопом.) Как ученые ещё изучают Луну? (Люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)

Проверим, обо всем ли мы рассказали. Прочитайте текст на с. 86. С 21.2

С 22 - На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые — это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна — это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов — камней, упавших из космоса. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц.

2. Творческая работа

Муравьишка, куда это ты собрался? Да ещё с рюкзаком?

- Я решил полететь в отпуск на Луну.

- Думаю, Муравьишка. не то место для отдыха ты выбрал. Сейчас появятся наши таинственные гости и расскажут о Луне много интересного. Посмотрим и послушаем их внимательно. С 23

Просмотр видео фрагмента «Американцы на Луне». Выходят два мальчика в шлемах.
А: Мы американские космонавты.
О: Мы первыми побывали на Луне.
А: Я Армстронг.
О: Я Олдрин.
А: Мы хотели предупредить, что днем на Луне жара до 130 градусов,
О: А ночью 170 градусов мороза. Поэтому подумайте об одежде.

А. Не забудьте взять часы с календарем, а то совсем запутаетесь в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две наши недели наступает ночь.

О. Зонтик вам не пригодится: ни дождей, ни снега на Луне не бывает. Да что там дождей — там вообще нет воды.

Учитель: А почему ничего не видно?
А: Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Луна выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль.

О: Будьте очень осторожны! Смотрите под ноги, так как на Луне много камней, которые падают из космоса..
А: Да, и разговаривайте только по радиотелефону, так как на Луне нет воздуха и вы всё равно не услышите друг друга. Даже метеориты на Луне  падают бесшумно.
О: И не делайте больших шагов, а то будете сильно подпрыгивать.
А: На Луне нет  ни цветов, ни деревьев, ни радуги, только песок да камни.
О: И, самое главное. Подумайте, как вы будете дышать. На Луне нет ни воды, ни воздуха, ни атмосферы.
А: Нет облаков, нет туманов, только чёрное небо вокруг. Правда, дожди там все-таки бываютметеоритные, каменные.
О: Человек на Луне жить не может. До свидания, ребята!
Ну что, Муравьишка, ты решил?

- Ребята, могут ли люди жить на Луне? (Нет, так как там нет воздуха.)

 

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Ну что же, ребята, мы рассмотрели все вопросы плана, теперь следует проверить свои знания. Сейчас, чтобы точно приземлиться, нужно показать свои знания по теме урока. Если высказывание верное – желтый смайлик, неверное – красный. С 24

Луна больше Земли. (-)

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.  (+)

На Луне есть воздух и вода. (-)

Луна – естественный спутник Земли. (+)

На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.  (+)

1 лунный день равен одному нашему дню. (-)

На Луне живут люди. (-)

С 25

- Вот мы и дома. Посадка прошла нормально, приземлились прямо на свое рабочее место.

Быстро пролетел урок, С 26

Подведём скорей итог!

Чем сегодня занимались?

В чём с охотой упражнялись?

Что узнали и познали?

Почему умней вы стали?

Вспомните учебную задачу урока. Выполнили мы её? Проверим себя.

Ученики отвечают на вопросы учебника.

- Что сегодня на уроке вам особенно запомнилось? Что вас удивило? Оцените свою работу на уроке смайликом.

С 27

Рекомендации для занятий дома: с.34-35 читать, Т с.22-23

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×