Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Окружающий мир 4 класс. Система Занкова. | Ирина Васильевна Боднар. Работа №352575

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Окружающий мир 4 класс система Занкова.

Условия современной жизни 

Цель: установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой.

Оборудование: лента времени; демонстрационные карточки со словами  «человек»,  «природа»,  «мир, созданный человеком», «Толковый словарь» С. И. Ожегова.

Знакомство с учебником «Мы и окружающий мир».

Условия современной жизни

Цель: установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой.

Оборудование: лента времени; демонстрационные карточки со словами «человек», «природа», «мир, созданный человеком», «Толковый словарь» С. И. Ожегова.

Ход урока

I. Знакомство с учебником «Мы и окружающий мир».

– Мы продолжаем изучение окружающего нас мира. В этом нам помогут учебник и рабочая тетрадь.

– Кто автор тетради и учебника? (Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.)

– Это авторы предыдущих учебников, по которым мы с вами учились три года.

– Давайте откроем содержание на с. 3 и определим, над чем мы будем работать в первом полугодии 4 класса. (Дети изучают содержание и высказываются о том, что они будут изучать, над чем работать.)

– А теперь на с. 2 познакомимся с условными знаками, которые помогут в работе с учебником. (Учащиеся рассматривают и комментируют.)

II. Изучение нового материала.

1. С о о б щ е н и е т е м ы урока, определение задач.

– Прочитайте тему урока. (Тема записана на доске.)

– Над чем сегодня будем работать? (Рассуждения детей.)

2. Р а б о т а с л е н т о й в р е м е н и.

– А сейчас посмотрим на ленту времени.

Древнейший
мир

Древний мир

до н. э. –
V в. н. э.

Средние века VI–XVI в.
н. э.

Новое время XVII–XIX вв.

Новейшее
время

– Какие события происходили на каждом отрезке времени? (Древнейший мир – становление рода, Древний мир – создавались первые государства, Средние века, Новое время, Новейшее время – развитие государств, человечества.)

– Почему лента времени заканчивается стрелочкой? (Времяисчисление ёще не закончилось.)

– В третьем классе мы познакомились с событиями с древнейших времён до начала нового времени в России (конец XVII века).

– Покажите это на ленте времени.

3. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

а) Чтение текста, с. 5.

– Откройте с. 5 учебника, прочитаем текст. (Можно прочитать цепочкой или про себя самостоятельно.)

б) Практика под руководством учителя.

– Какими были первые жилища человека?

– Как при строительстве жилища учитываются природные условия? Приведите примеры.

– Как изменялось жилище человека с древности до нашего времени?

– Зачем человеку потребовались ножи, ложки, тарелки? Из чего они делались?

– Посмотрите рисунок на с. 8. Что на нём изображено? (История создания часов.)

– Я даю вам минутку–две времени для того, чтобы вы определили последовательность изобретения часов, начиная с самых первых. Работать будете в парах, совещаясь друг с другом.

П р о в е р к а.

в) Чтение текста, с. 8–9.

– Что вас удивило? (То, что многие современные предметы, оказывается, были изобретены давно, но потом о них забыли и пришлось изобретать заново.)

г) Работа с лентой времени на с. 10–11.

– Как распределяются периоды истории человечества, если время его существования условно представить в виде реки? (Самый большой период относится к периоду Человека прямоходящего, с каменными орудиями, а самый маленький отрезок времени – к современному миру, период цивилизации.)

– Почему? (У нас очень мало свидетельств о жизни человека в древнейшее время. Только поиски археологов, ученых, раскапывающих места поселений древнего человека, дают возможность по сохранившимся предметам воссоздать образ жизни древних людей. Помогают также сказания и мифы различных народов.)

– А как вы думаете, когда, в какое время было совершено самое большое количество открытий? (В период цивилизации.)

– А что же такое цивилизация?

д) Чтение текста, с. 10–11.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать текст на с. 10 и 11 учебника.

Дети самостоятельно читают текст учебника и находят определение цивилизации.

(Цивилизация – время ускоренного познания тайн природы и применения результатов открытий в повседневной человеческой жизни.)

– Вот определение из словаря С. И. Ожегова: «Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры».

– Какое определение вам больше нравится? Какое понятнее? (Учащиеся высказывают своё мнение.)

– Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник». (Рабочая тетрадь.)

е) Работа со схемами.

– Посмотрите на схемы на доске, обсудите в парах, какие взаимодействия были между древнейшим человеком и природой. Как они менялись по мере развития человеческого общества?

– Заслушивание ответов, мнений. (1-я схема – древнейший мир, где человек полностью зависел от сил природы, вторая схема – человек стал изучать природу, воздействовать на неё, делать открытия и изобретения.)

III. Независимая самостоятельная практика обучающихся.

1. Р а с п р е д е л е н и е о б ъ е к т о в на группы.

Н а д о с к е записаны слова: река, корабль, рыба, воздух, дерево, дверь, земля, лягушка, компьютер, цветок, картина.

– На какие группы можно разделить эти названия объектов? (Дети высказывают свои мнения, спорят, приходят к единому мнению, что таких групп 3: неживая природа, живая природа, «вторая природа», – и распределяют объекты по группам.)

2. Н а д о с к е записаны слова: керосиновая лампа, лучина, масляные светильники, костёр, свечи, газовые рожки, факел.

– Что общего в этих предметах? (Все они источники света.)

– Определите, в каком порядке они входили в быт человека? Посоветуйтесь друг с другом.

П р о в е р к а. (Если кто-то не согласен, дети возражают, спорят, доказывают.)

– А теперь закончите цепочку. (Электрическая лампочка или электрическое освещение.)

– Интересно, что слово электричество произошли от греческого слова elektron, что означает янтарь.

– Прочитайте материал на с. 12. (Обеспечение безопасности жизнедеятельности.)

– О каких правилах необходимо помнить, чтобы уберечь себя от поражения электрическим током? (Выслушиваются ответы детей.)

IV. Итог урока.

Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие новые слова узнали?

– Что было самым интересным?

– О чём бы вам хотелось узнать больше?

Домашнее задание.

1. По учебнику систематизировать изученный материал, с. 5–12.

2. Выполнить задания в рабочей тетради.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×