Окружающий мир 4 класс. Система Занкова. | Ирина Васильевна Боднар. Работа №352575
Окружающий мир 4 класс система Занкова.
Условия современной жизни
Цель: установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой.
Оборудование: лента времени; демонстрационные карточки со словами «человек», «природа», «мир, созданный человеком», «Толковый словарь» С. И. Ожегова.
Знакомство с учебником «Мы и окружающий мир».
Условия современной жизни
Цель: установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой.
Оборудование: лента времени; демонстрационные карточки со словами «человек», «природа», «мир, созданный человеком», «Толковый словарь» С. И. Ожегова.
Ход урока
I. Знакомство с учебником «Мы и окружающий мир».
– Мы продолжаем изучение окружающего нас мира. В этом нам помогут учебник и рабочая тетрадь.
– Кто автор тетради и учебника? (Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.)
– Это авторы предыдущих учебников, по которым мы с вами учились три года.
– Давайте откроем содержание на с. 3 и определим, над чем мы будем работать в первом полугодии 4 класса. (Дети изучают содержание и высказываются о том, что они будут изучать, над чем работать.)
– А теперь на с. 2 познакомимся с условными знаками, которые помогут в работе с учебником. (Учащиеся рассматривают и комментируют.)
II. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е т е м ы урока, определение задач.
– Прочитайте тему урока. (Тема записана на доске.)
– Над чем сегодня будем работать? (Рассуждения детей.)
2. Р а б о т а с л е н т о й в р е м е н и.
– А сейчас посмотрим на ленту времени.
Древнейший
мир
Древний мир
до н. э. –
V в. н. э.
Средние века VI–XVI в.
н. э.
Новое время XVII–XIX вв.
Новейшее
время
– Какие события происходили на каждом отрезке времени? (Древнейший мир – становление рода, Древний мир – создавались первые государства, Средние века, Новое время, Новейшее время – развитие государств, человечества.)
– Почему лента времени заканчивается стрелочкой? (Времяисчисление ёще не закончилось.)
– В третьем классе мы познакомились с событиями с древнейших времён до начала нового времени в России (конец XVII века).
– Покажите это на ленте времени.
3. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
а) Чтение текста, с. 5.
– Откройте с. 5 учебника, прочитаем текст. (Можно прочитать цепочкой или про себя самостоятельно.)
б) Практика под руководством учителя.
– Какими были первые жилища человека?
– Как при строительстве жилища учитываются природные условия? Приведите примеры.
– Как изменялось жилище человека с древности до нашего времени?
– Зачем человеку потребовались ножи, ложки, тарелки? Из чего они делались?
– Посмотрите рисунок на с. 8. Что на нём изображено? (История создания часов.)
– Я даю вам минутку–две времени для того, чтобы вы определили последовательность изобретения часов, начиная с самых первых. Работать будете в парах, совещаясь друг с другом.
П р о в е р к а.
в) Чтение текста, с. 8–9.
– Что вас удивило? (То, что многие современные предметы, оказывается, были изобретены давно, но потом о них забыли и пришлось изобретать заново.)
г) Работа с лентой времени на с. 10–11.
– Как распределяются периоды истории человечества, если время его существования условно представить в виде реки? (Самый большой период относится к периоду Человека прямоходящего, с каменными орудиями, а самый маленький отрезок времени – к современному миру, период цивилизации.)
– Почему? (У нас очень мало свидетельств о жизни человека в древнейшее время. Только поиски археологов, ученых, раскапывающих места поселений древнего человека, дают возможность по сохранившимся предметам воссоздать образ жизни древних людей. Помогают также сказания и мифы различных народов.)
– А как вы думаете, когда, в какое время было совершено самое большое количество открытий? (В период цивилизации.)
– А что же такое цивилизация?
д) Чтение текста, с. 10–11.
Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать текст на с. 10 и 11 учебника.
Дети самостоятельно читают текст учебника и находят определение цивилизации.
(Цивилизация – время ускоренного познания тайн природы и применения результатов открытий в повседневной человеческой жизни.)
– Вот определение из словаря С. И. Ожегова: «Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры».
– Какое определение вам больше нравится? Какое понятнее? (Учащиеся высказывают своё мнение.)
– Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник». (Рабочая тетрадь.)
е) Работа со схемами.
– Посмотрите на схемы на доске, обсудите в парах, какие взаимодействия были между древнейшим человеком и природой. Как они менялись по мере развития человеческого общества?
– Заслушивание ответов, мнений. (1-я схема – древнейший мир, где человек полностью зависел от сил природы, вторая схема – человек стал изучать природу, воздействовать на неё, делать открытия и изобретения.)
III. Независимая самостоятельная практика обучающихся.
1. Р а с п р е д е л е н и е о б ъ е к т о в на группы.
Н а д о с к е записаны слова: река, корабль, рыба, воздух, дерево, дверь, земля, лягушка, компьютер, цветок, картина.
– На какие группы можно разделить эти названия объектов? (Дети высказывают свои мнения, спорят, приходят к единому мнению, что таких групп 3: неживая природа, живая природа, «вторая природа», – и распределяют объекты по группам.)
2. Н а д о с к е записаны слова: керосиновая лампа, лучина, масляные светильники, костёр, свечи, газовые рожки, факел.
– Что общего в этих предметах? (Все они источники света.)
– Определите, в каком порядке они входили в быт человека? Посоветуйтесь друг с другом.
П р о в е р к а. (Если кто-то не согласен, дети возражают, спорят, доказывают.)
– А теперь закончите цепочку. (Электрическая лампочка или электрическое освещение.)
– Интересно, что слово электричество произошли от греческого слова elektron, что означает янтарь.
– Прочитайте материал на с. 12. (Обеспечение безопасности жизнедеятельности.)
– О каких правилах необходимо помнить, чтобы уберечь себя от поражения электрическим током? (Выслушиваются ответы детей.)
IV. Итог урока.
Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие новые слова узнали?
– Что было самым интересным?
– О чём бы вам хотелось узнать больше?
Домашнее задание.
1. По учебнику систематизировать изученный материал, с. 5–12.
2. Выполнить задания в рабочей тетради.