Олимпиады по географии как средство работы с одаренными детьми | Екатерина Михеевна Горшкова. Работа №329314
В статье отражается личный опыт учителя в организации учебной деятельности одаренных и потенциально-перспективных школьников к предметным олимпиадам по географии. Выделение составных частей и их содержание, четкое представление задач и условий успешности при реализации данной работы – это залог личностного роста учителя, высокой мотивации на конечный результат по формированию функциональной грамотности ученика. В данной статье отмечены особенности и возможности современной школы в развитии географической грамотности - вообще и географической одаренности учащихся – в частности.
«Олимпиады по географии как средство работы с одаренными детьми»
Горшкова Е.М., учитель географии
«Нет такого препятствия, которого
не могли бы преодолеть воля человека»
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей является одним из важнейших составляющих профессиональной деятельности каждого педагога.
При этом роль учителя заключается в том, чтобы своевременно разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес к предмету и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе.
Важная задача школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь детям понять связи в явлениях окружающего мира. Стремясь дать учащимся, радость от их труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства, стараюсь сделать свои уроки необычными, насыщенными, интересными.
На каждом уроке я добиваюсь активной работы всех учащихся. Мой главный девиз: «Научить учащихся учиться – это, значит, научить их трудиться». Не случайно в 1967 г. Дэвид Трейклер констатировал: «Люди запоминают 10 процентов того, что они читают, 20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно». Помочь этому смогут лишь компьютерные технологии.
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроках изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений, подготовке к ГИА и ЕГЭ. Используя ИКТ на уроках, учитываю здоровьесберегающий фактор, провожу физкультминутки для глаз.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом. В последнее время много внимания уделяется работе с одаренными детьми, большинство из которых учатся в коллективе обычных детей. Я с такими детьми занимаюсь индивидуально по специально разработанному плану. Для таких детей разработаны задания повышенного уровня сложности, требующие не только знание фактического материал, но и понимание, осмысливание и применение полученных знаний на практике. Для таких учащихся разработана и система олимпиадных заданий.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. С применением ИКТ на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии. Ученик на таких уроках работает активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет.
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, в какой бы сфере обучения и воспитания он ни происходил и какой бы предмет ни затрагивал. Прежде всего, он требует от учителей хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями. Он требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и вашей сильной стороной. Вместе с учащимися мы разработали, проявляющими интерес к географии, мы разработали индивидуальные программы изучения предмета.
В данных программах мы наиболее пристальное внимание уделили процессу информатизации образования. Учащиеся получают задания, при подготовке которых необходимо использовать компьютер.
При работе с одаренными детьми я применяю следующие направления использования ИКТ:
Проведение медиа уроков, ведь современный урок не может обойтись без использования компьютера,
2. Одной из форм работы с одаренными детьми является участие во Всероссийских олимпиадах школьников. Географическая олимпиада – это одна из форм организации внеурочной работы с учащимися. Олимпиады позволяют выявить ряд личностных и профессиональных качеств участников, их заинтересованность предметом, степень знакомства с современными политическими и экономическими проблемами различных стран и регионов, способность к самостоятельному анализу и логическому мышлению.
3. Участие в интернет - викторинах и интернет - олимпиадах. Участником может стать любой школьник, но лучше привлекать одаренных детей, интересующихся географией и хорошо разбирающихся в компьютерных технологиях. Преимущества очевидны: за ходом олимпиады может наблюдать каждый школьник во время выполнения заданий, а результаты видеть сразу же после ее окончания. Мои ученики активно участвуют в различных олимпиадах. Пусть и не всегда добиваются отличных результатов, но появляется интерес узнать новое, поискать ответы на некоторые задания. Более сильные ученики могут пробовать свои силы во время выполнения заданий повышенной сложности. Ученики иногда испытывают трудности, поэтому ежемесячно провожу консультации и тренировочные туры.
4. Интернет- тестирование использую для проверки знаний одаренных учащихся. С целью текущего и проверочного контроля за усвоением изученного материала, мною разработан банк тестовых заданий для 6 - 11 класс. А также банк тестовых заданий для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
5. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, работы с одаренными детьми. Подготовка обучающихся для участия в школьном, муниципальном и региональном турах предметных олимпиад, немыслима без использования Интернет – ресурсов.
6. Подготовка и выступление с презентациями по определенной теме. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Обучающиеся активно участвуют в создании презентаций к разным темам. Подготовлены учащимися презентации по темам.
Использование компьютерной технологии предполагает достижение
следующих целей:
- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
- подготовка личности «информационного общества»;
- предоставление ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить;
- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и память;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Необходимо отметить, что информационно-коммуникационные технологии выступают катализатором различных изменений в содержании, методах и конечном качестве процессов преподавания, помогая добиться определённых результатов образовательной деятельности.