Онлайн-обучение в современном мире | Логинова Татьяна Анатольевна. Работа №349348
В данной статье поднимается вопрос о достоинствх и недостатках онлайн-образования в современном цифровом мире. Сможет ли современный педагог соответствовать требованиям онлайн-обучения? Как в нашем обществе можно решать данную проблему? По моему мнению, все не так страшно. Наша российская система образования, в первую очередь, «учит учиться», поэтому вопрос самообразования современных учителей решается достаточно быстро.
Как-то В. В. Путин на панельной дискуссии в рамках Петербургского международного экономического форума заявил о беременности мировой экономики цифровизацией. А беременность, как известно, это не болезнь — это нормальное состояние, — сказал президент России.
К сожалению, современная практика модернизации образования показывает, что традиционные средства и методы обучения российского образования устарели для постоянно меняющегося цифрового общества. Internet дает массу знаний, а образовательная система еще не готова к постоянно меняющимся условиям экономического развития общества. Поэтому для России необходимо внедрение онлайн-образования на различных уровнях для обеспечения потребностей динамически развивающего общества.
Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Этот факт не может не найти отражения и в образовании. Преподаватели вузов высказывают опасения, что с внедрением онлайна в вузы число преподавателей сильно сократится. И этот факт может быть оправдан, так как многие преподаватели сильно отстали от современных методов преподавания.
Современный преподаватель – это, прежде всего, постоянно развивающаяся, творческая личность, умеющая правильно применять свой практический опыт и новые педагогические технологии в общении с обучающимися, анализирующая достигнутые результаты, а также несущая информационную культуру в массы. Ведь современное обучение в любой форме подразумевает использование информационных и коммуникационных технологий.
Как и всякий инновационный процесс, онлайн-образование сталкивается с рядом проблем, затягивание с решением которых может привести к серьёзным негативным последствиям. Среди наиболее важных следует отметить следующие вопросы. Как вузы должны решать проблему сокращения педагогического состава? Сокращать штат, оставлять самых лучших преподавателей, как выбирать кого оставить? Возможно, сертифицировать по программам онлайн-курсов и прикреплять к учебным группам в формате смешанного обучения?
По моему мнению, все не так страшно. Наша российская система образования, в первую очередь, учит учиться. Поэтому, недостающие знания любой педагог может восполнить различными способами. Это и курсы повышения квалификации, и дистанционное обучение на различных онлайн-платформах, и массовые открытые онлайн-курсы, и всевозможные тренинги. Далее педагог проходит систему аттестации или сертификации на ведение онлайн-обучения. Вообще дистанционное обучение подразумевает, что студент самостоятельно читает лекции, а возникающие вопросы по теоретическому курсу или практическим заданиям обсуждает с преподавателем. При этом возникает проблема подбора высококвалифицированного педагогического состава, а педагоги освобождаются от рутинного чтения лекций. То есть, более квалифицированный педагог привлечет на свой курс больше студентов.
Далее возникает вопрос о заработной плате таких специалистов. Возможно, Министерство образования должно четко отслеживать необходимость тех или иных образовательных курсов и стоимость часа обучения. Тогда преподаватели будут получать фиксированный годовой гонорар за разработанные ими программы дистанционного обучения и заработную плату согласно педагогической нагрузке.
Высококвалифицированные педагоги смогут не только вести дистанционное обучение или участвовать в глобальных образовательных проектах, но и создавать собственные онлайн-курсы, которые смогут пройти сертификацию в Министерстве образования. Естественно, что один педагог с мировой практикой сможет обучить лишь ограниченное количество студентов. При высоком спросе на курсы, педагог-разработчик должен будет обратиться с заявлением в Министерство о необходимом количестве педагогов, которых он будет готов обучить и сертифицировать для преподавания своих онлайн- курсов.
Вообще, онлайн-обучение несет новые возможности для цифрового общества в России, которые, к большому сожалению, наша образовательная система не успевает использовать в полной мере.