Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Опорные схемы на уроках литературы | Чигнева Наталья Павловна. Работа №324912

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Несомненной приметой нынешнего времени становится разрушение границ: границ между народами, границ между эпохами, границ между дозволенным и недозволенным... Эту безграничность можно принять за ветер свободы, но порой она грозит нарастанием хаоса. Мы живём в стремительный век. То, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстаёт как архаическое явление. И если мы впадаем в самообольщение, удовлетворяясь сегодняшними успехами, мы проигрываем будущее, не готовя его.Современная школа вынуждена распахнуть двери всем сферам культуры. Нынешний ученик далёк от келейности, он живёт жадно, во все стороны. Телепередача и кинофильм, сообщение радио и прогулка по городу, свежий номер журнала и случайная встреча с собеседником нередко интересует нынешнего школьника больше, чем урок. И поэтому урок должен преобразиться, в нём должны забить родники жизни, он должен стать не созерцанием, а действием.Мы исходили из предпосылки, что обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне трудоспособности, и этот уровень для каждого ученика индивидуален. Индивидуально и восприятие. Поэтому если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и организовать самостоятельный поиск-исследование, то ученик открывает для себя заново уже прочитанное, или, взяв в руки книгу, начинает чтение в ожидании самостоятельных открытий. Но надо ещё и создать такие условия на уроке, чтобы ученик понял, зачем ему нужно вообще-то читать, и захотел это сделать.

Одним из приёмов, дающим возможность научиться читать произведение, устанавливать связи и взаимосвязи между явлениями, систематизировать, обобщать, и является применение на уроке литературы опорной (логической, структурной) схемы.

 

В своей работе мы как раз и предприняли попытку доказать целесообразность использования опорных схем на уроках литературы и показать их жизнеспособность.

 

ВВЕДЕНИЕ
Несомненной приметой нынешнего времени становится разрушение границ: границ между народами, границ между эпохами, границ между дозволенным и недозволенным... Эту безграничность можно принять за ветер свободы, но порой она грозит нарастанием хаоса. Мы живём в стремительный век. То, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстаёт как архаическое явление. И если мы впадаем в самообольщение, удовлетворяясь сегодняшними успехами, мы проигрываем будущее, не готовя его.
Нравственное одичание в век безмерных возможностей технического прогресса опасно для человечества. Ведь страшно не только само по себе ядерное, химическое и прочее оружие - страшны и те, кто его делает и хочет им воспользоваться. Разрыв между гуманистическими началами цивилизации и возможностями материального производства грозит всемирной катастрофой. Поэтому школа в ответе за уровень духовного развития человека и нравственный климат в обществе.
Для того чтобы духовный контакт школьника и культуры состоялся, мы, учителя, должны постоянно заботиться об обращённости всего материала и форм обучения к школьнику, знать его потребности и актуальные для него мотивы, учитывать ценностные ориентации нынешнего поколения.
Современная школа вынуждена распахнуть двери всем сферам культуры. Нынешний ученик далёк от келейности, он живёт жадно, во все стороны. Телепередача и кинофильм, сообщение радио и прогулка по городу, свежий номер журнала и случайная встреча с собеседником нередко интересует нынешнего школьника больше, чем урок. И поэтому урок должен преобразиться, в нём должны забить родники жизни, он должен стать не созерцанием, а действием.
# 1. Проблемы литературного образования.
Литература, как и прежде, занимает первую строку расписания. Но все прочие дисциплины, в том числе физкультура и труд, оттесняют литературу на одно из последних мест в духовных интересах ребят.
Известно, и теперь это стало неоспоримым, что по мере взросления ребята читают всё меньше - теперь они вплотную придвинуты к экрану телевизора, углубились в кайф дискотеки и прочее.
Но не будем упрощать ситуацию. Ребята читают, но... иную литературу. Свою. И в этом своём выборе почти не соприкасаются с нашими уроками.
Наши ребята предпочитают не классику, а современную литературу, а классика и лучшее в современной литературе отступают под натиском лёгкого чтива.
А если задаться вопросом: как читают наши ученики? Как способны отозваться на прочитанное? Вряд ли нужно цитировать ответы и сочинения: их уровень хорошо известен.
В чём причины неудачи? Почему не срабатывают воспитательные возможности литературы, хотя учителя прилагают титанические усилия? Почему зачастую класс безразличен к гениальным страницам, к нашим умным вопросам? В чём тайна сего равнодушного молчания? Над этими вопросами ломают головы многие: и умудрённые опытом словесники, и начинающие учителя, и мы, авторы данной работы.
А ответ прост. Его в нескольких словах выразил Лев Соломонович Айзерман: В мнимом чтении!. И добавляет: Подлинное-то не состоялось, поскольку ученик проходит гениальное творение, перелистав страницы.*
Справедливо возникает вопрос: с чего начинается чтение? С того, что я, читатель, слышу, чувствую автора так, как мы слышим собеседника, с той разницей, что автор говорит с нами не столько содержанием произведения, сколько его формой.
Что делаем чаще всего мы? Препарируем литературное произведение на содержание и форму, в то время, как большинство наших учеников не умеют воспринимать литературное произведение как литературное.
Что мы забыли? Простую истину: литература - это искусство слова и искусство чтения. Упустили, что гениальные художники учат... читать, а затем уже всему остальному. Вспомним гениального Пушкина:
Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь...
Итак, смысл уроков литературы - воспитать читателя. Развить в ученике особый талант, без которого немыслима творческая личность, - читательский. А для этого уроки литературы должны наконец-то стать уроками литературы. И тогда они будут уроками гуманизма и иных высоких нравственных качеств.**
Пожалуй, на сегодняшний день, самое удручающее в преподавании литературы - анализ, составление характеристик персонажей, выуживание идеи, урока, преподанного писателем.
Что делают наши ребята? Прослушали учителя (прочитали учебник) -ответили на вопросы, выучили заданное (запомнили) - пересказали - получили отметку. Можно и не читать сам текст.
А что значит уметь читать? Это значит наслаждаться чтением художественного произведения, находить в нём отклик своим мыслям и своим чувствам, видеть в книге источник духовного и нравственного развития, открывать для себя мир красоты.
Учитель словесности школы № 734 г. Москвы С. В. Федулова в статье Организация литературного образования пишет: В чём состоит задача учителя? Помочь ребёнку освоить то, что действительно является содержанием (программой) литературного образования:
Л. С. Айзерман. Уроки литературы - уроки гуманизма.
* * И. И. Аркин. Литературу ли мы преподаём.
Примечание: Аркин Илья Иосифович, зав. кабинетом русского языка и литературы Московского областного ИУУ,
автор статей по проблемам преподавания литературы.
Осмысление самого себя, своего внутреннего я и связи этого мира с миром внешним. (Это умение пропустить через себя всё самое значимое, пройти свой путь вместе с чужим. Прожить прочитанное, самому ставить перед собой вопросы и пытаться отвечать на них не для учителя, для себя).
Развитие способности принимать и чувствовать других людей. (Здесь речь о некотором опыте психологического анализа, о поиске причин изменения внутреннего состояния героя).
Самоопределение по отношению к различным проблемам, поиск своей точки зрения, своей позиции, но доказанной и обоснованной. Способность выслушивать иное мнение и признать его право на существование.
Развитие умения читать: не только для наслаждения, но и понимать, что стоит за словом, событием..., анализировать смысл происходящего, думать над книгой, ставить перед собой вопросы и, вновь возвращаться к тексту, искать на них ответы.*
Эти мысли учителя-практика созвучны и нам, авторам данной работы.
#2. Цели и задачи курсовой работы.
Мы исходили из предпосылки, что обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне трудоспособности, и этот уровень для каждого ученика индивидуален. Индивидуально и восприятие. Поэтому если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и организовать самостоятельный поиск-исследование, то ученик открывает для себя заново уже прочитанное, или, взяв в руки книгу, начинает чтение в ожидании самостоятельных открытий. Но надо ещё и создать такие условия на уроке, чтобы ученик понял, зачем ему нужно вообще-то читать, и захотел это сделать.
Одним из приёмов, дающим возможность научиться читать произведение, устанавливать связи и взаимосвязи между явлениями, систематизировать, обобщать, и является применение на уроке литературы опорной (логической, структурной) схемы.
В своей работе мы как раз и предприняли попытку доказать целесообразность использования опорных схем на уроках литературы и показать их жизнеспособность.
Поэтому мы определили для себя следующие задачи:
Изучить литературу по заявленной теме;
Обобщить пока ещё не столь обширный материал по данной проблеме;
Выдвинуть гипотезу, попытаться найти ей обоснование, проверив на конкретных уроках литературы, проведённых в стенах училища и в Ново-Ямской школе и обобщить мнение учителей-словесников данной школы;
Доказать, что использование опорных схем на уроке открывает свободу учителю и ученику, зовёт их к творчеству;
Школа самоопределения. Шаг второй. Редактор и составитель А. Н. Тубельский - АО Политекст, 1994 год. Примечание: А. Н. Тубельский, директор школы № 734 г. Москвы, кандидат педагогических наук, руководитель авторского коллектива.
Выработать рекомендации для учителя-словесника.
Объект исследования- уроки литературы в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - методика преподавания литературы.
Цель исследования - показать целесообразность использования опорных
схем на уроках литературы в общеобразовательной
школе.
Задачи исследования - изучить теоретическое обоснование возможности
использования опорных схем на уроках, способы
наглядности и уже имеющийся опыт педагогов по
этому вопросу, выработать рекомендации для
учителя- словесника.
Гипотеза исследования - поставленная нами цель исследования дает право
сделать предположение, что использование опор-
ных схем на уроках литературы помогает подгото-
вить восприятие художественного произведения,
повышает уровень познавательной самостоятель-
ности учащихся, способствует развитию их твор-
ческих способностей, которые эффективно осуще-
ствляются при этапном формировании определен-
ного комплекса умственных и практических уме-
ний, формируемых в рамках заявленной темы;
способствует целостному осмыслению произве-
дения или процессу обобщения и закреплению
старого.
ГЛАВА 1. Учим ли мы читать?
Размышления по поводу…
Учитель литературы и русского языка всегда мечтает о том, чтобы его ученики читали книги и учились рассуждать, чтобы посредством художественной литературы они умели владеть родным языком, наслаждались им, чтобы связно, ясно и изящно выражали мысль. Казалось бы, чтение - такой легкий, привычный для нас процесс. Но, работая с детьми, убеждаешься в том, что для многих из них чтение - это тяжелый, подчас непосильный и неприятный труд.
Как же быть? Как привить ученику умение работать с книгой, любовь к художественному слову?
Наше глубокое убеждение, слоившееся за годы работы в школе и в училище, состоит в следующем: чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду полезной деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.
Система обучения - залог того, что в сознании ребёнка, изучающего одновременно множество предметов, будет определённый порядок. Кроме того, ученик получит возможность видеть некоторые закономерности в области знаний. Он приобретёт необходимые умения, выработает навыки, станет мыслить, научится рассуждать, а это уже важно.
Нечитающие дети? А может быть, не умеющие читать? Учим ли мы этому? Многие учителя ответят утвердительно. Но сомнения есть. Не попробовать ли как-то иначе? Не пойти ли от особенности мышления современного ученика? Но для этого надо отойти от традиционного - учительского.
Что нужно сегодняшнему старшекласснику? То, что требует самостоятельного (без надзора учителя!) размышления и приведёт к обобщению. Вот это и надо использовать.
#2. Психология обучения чтению.
Читать и не понимать -
то же, что совсем не читать.
Я. А. Каменский
Процесс чтения - неважно, на родном или на неродном языке - это частный случай процесса восприятия. Значит, чтение подчиняется общим закономерностям любого восприятия. И главное здесь в том, что существует две различных ситуации восприятия: первая - когда происходит первичное формирование образа восприятия; вторая - когда происходит опознание уже сформированного образа.
Поэтому, чтобы научиться читать, нужно, во-первых, научиться складывать из отдельных кусочков целостный графический образ слова, во-вторых, научиться узнавать его в тексте по различным признакам.
Как правило, методика обучения чтению замыкается на решении этих двух задач, то есть на обеспечении так называемой формальной грамотности (владение навыками и умениями чтения). Есть и другое очень важное понятие: функциональная грамотность (способность человека свободно использовать эти навыки для целей получения информации и реального текста; то есть для его понимания, сжатия, трансформации и так далее.
Значительная часть даже старшеклассников с большим трудом понимает специальные, даже учебные тексты, совершенно не владеет тем видом чтения, который в методике обучения иностранным языкам носит название просмотрового чтения (чтение по диагонали), и вообще не умеет переходить от одной стратегии чтения и понимания текста, к другой стратегии, более соответствующей цели чтения (понимания) и особенностям данного текста.
Проще говоря, так школьник читает любой текст и в любой ситуации одинаково, будь это учебник, художественное произведение, газета или энциклопедия.
Важнейшая, определяющая часть процесса восприятия текста (в том числе при чтении), а именно - понимание.
Л. С. Выготский писал: Обычно думают, что понимание лучше при медленном чтении, однако... при быстром чтении (не динамичном, а просто более быстром) понимание идёт лучше, ибо... сама скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения.*
В чём же заключается, по Выготскому, умение понимания? В том, чтобы ориентироваться в сложном внутреннем пространстве, которое можно было бы назвать системой отношений. В этом устанавливании отношений, выделении важного, в сведении отношений и переходе заключается процесс, называемый обычно пониманием. * *
Образ содержания текста - это не некоторый итог или конечный результат понимания, а сам процесс понимания, взятый с его содержательной стороны.
#3. Уроки литературы сегодня.
Разумеется, школьные учителя не всевластны. Но единственное, что в силах, - начать всерьёз, профессионально, а не дилетантски учить ребёнка, образовывать их сердце и ум, художническую интуицию и читательский вкус вовремя. А это значит с самого начала, пока они еще способны стать талантливыми.
Нужно уметь почувствовать, ощутить, услышать гармонию художественной формы.
Произведение, воспринятое лишь его содержанием, не доставит читателю наслаждения, не утолит жажды сердца...
А сумеют ли ученики раскрыть тему, ответить на вопрос, - одним словом, не подкачает ли на экзамене, в контрольной работе, если их не натренировать в монологе, отвечающем школьным нормам.
Основная причина их немоты предшествует речи. Мысли и чувства безмолвствуют: произведение не пережито, никакого следа в памяти не оставило, а может быть даже не прочитано.
Для решения этой проблемы нужно вызвать в учениках страстный отклик на литературное творение и желание о нём высказаться - точнее, отозваться на него.
Как же быть? У словесника единственный выход - найти достаточно гибкую, творческую форму урока, где бы индивидуальность ученика, его творческие задатки, его Я получили максимальный простор.
Склонность ребенка к творчеству проявляется в раннем детстве и развивается под разумным началом учителя. Чувство прекрасного пробуждается в человеке очень рано. Предметно- образное восприятие мира углубляет это чувство, порождает потребность в творчестве. Если ребенку предложить что – то новое, необычное они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно поэтому и надо практиковать применение нестандартных, необычных приемов и видов работы на уроках, особенно на уроках литературы. Есть замечательные слова В.А.Сухомлинского: Не забудьте поразить чувство ученика тогда, когда вы захотите укоренить что – либо в его уме. Мы часто говорим: Я помню это потому, что это поразило меня в детстве
( юности )… Такие ситуации могут разбудить самых флегматичных детей. У ученика возникает творческий порыв, и он может выплеснуть желаемое, как говорится, на одном дыхании. Поток чувств окрыляет ребенка, дает возможность взлететь….
Литература учит видеть проявление и претворение общих нравственных принципов и категорий в конкретных жизненных ситуациях и вместе с тем требует для своего полноценного восприятия умения видеть за ситуацией человека, в частном случае проявление общих принципов.
Литература – это множество беззаветных исканий несговорчивой совестливости, беспощадной правдивости в изображении жизни и в то же время поднимающей веры в человека, философских и мировоззренческих вопросов, проблем бытия.
Чем больше струн души затронет художественное произведение, чем сильнее заденет за живое, тем больше воздействия окажет оно на читателя. А это зависит не только от силы самого произведения, но и от читателя, культуры его чувств, его эмоциональной восприимчивости, его жизненного опыта его ответного творчества.
Читатель – тоже художник – иначе мы не могли бы разговаривать с ним на языке образов и красок. Художник – автор берет на себя только часть работы. Остальное должен восполнить своим воображением читатель,- трудно не согласиться с этими словами С.Я.Маршака.
Помогая познать себя, литература открывает читателю, особенно юному, других людей, проблемы жизни, тревоги мира, а главное,- приобщает к ним.
Как сказал Григорий Бакланов, искусство нащупывает в душах людей то, что должно болеть, не дает успокаиваться, и пока мы способны сопереживать: страдать за других, как за себя, мы остаемся людьми, мы – человечество.
Урок литературы…
Таинство сообщения Добра становления Личности. Весьма и весьма непростое искусство простыми словами возвыситься до простого: книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить человека с самим собой, нравственно устроить его в сегодняшнем прекрасном и сложном мире и помочь переустраивать этот мир. Чтобы всякий ахнул от огромности мира и собственной значительности в нем, чтобы у каждого, прошедшего сквозь фильтр жизни, в осадке была чистота , а не пустота, книгу необходимо сделать инструментом познания жизни и своего места в ней, а не просто и не только учебным пособием.
Книга и Жизнь! Жизнь и Книга! – вот полный разворот урока литературы на уровне Современного и Своевременного.*
* Маршак С.Я. Воспитание словом. – М.,1971, с.90
Глава II. Методика использования опорных схем на уроках литературы.
# 1. Нужны ли опорные схемы на уроках словесности?
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Годами существовавший всеобуч ставил школу в такое положение, когда она обязана была дать всем детям определённый уровень знаний по различным предметам.
Отдельного же ребёнка никто не спрашивал, хочет ли он учиться или не хочет, может он осилить этот объём знаний или не может. Его интеллектуальные возможности, направленность интересов, эмоционально-волевые качества в расчёт практически не принимались.
Формальный подход системы образования к организации обучения
оборачивался формальным отношением учащихся к этому процессу. Пассивность их на уроке, нежелание учиться - бедствие нашей школы. И до сих пор мы боремся с этим злом.
Можно понять стремление педагогов как-то решить эту проблему. Будучи не в состоянии изменить саму систему, они пытались найти способы заинтересовать ребят учёбой, поиском различных методических средств.
Отсюда их повышенное внимание к форме подачи материала, приёму.
Но пренебрежительно относиться к поиску тех, кто искал и ищет успеха на путях более рационального структурирования учебного материала, более организованной его подачи, недопустимо. Недопустимо хотя бы потому, что этот поиск оттачивает профессиональное мастерство педагога. А что было бы, если учитель, видя бессилие авторитарной педагогики в деле обучения школьников, вообще опустил бы руки, работал бы как работается, без огонька, без выдумки? Думается, в том, что наша школа живёт относительно благополучно, что она не развалилась, как это случилось с экономикой, немалая заслуга именно его, учителя - думающего, ищущего, экспериментирующего.
Уже сейчас меняются подходы к организации образования, формированию его содержания. Возникают различные типы средних учебных заведений, что
позволяет полнее учитывать наклонности и интересы учащихся. Появилось много новых различных педагогических технологий. Рождение новой, свободной школы, опирающейся на принцип гуманной педагогики, определяет и особенности её методики. Среди новых средств и приёмов обучения школьников и проблема использования опорных схем на уроках литературы.
Итак, нужны ли опорные схемы на уроках словесности? Очень хочется, чтобы ответ на этот вопрос звучал утвердительно: Да, нужны. И это закономерно: ведь опорные схемы прочно вошли в практику многих и многих учителей, облегчили их работу, сблизили с классом. Без них теперь трудно представить методику современного урока. (Нельзя, конечно, не принимать в расчёт голоса тех учителей, которые сомневаются в целесообразности использования данного приёма при изучении литературы ввиду специфики предмета).
Действительно, опоры и схемы сегодня нужны школе. Подача учебного материала крупными блоками устраняет его дробление, исключает из практики учителя жевательную методику. Благодаря опорам и схемам, всё, что делается на уроке, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся. Естественно, это повышает эффективность процесса передачи знаний. Недаром методики с использованием опор принято называть комфортными. В значительной степени на них опирается педагогика сотрудничества. И еще: под уроки с использованием ОС хорошо вписывается дифференциация, групповая технология, метод проекта, творческие уроки и прочее.
#2. Деятельность и наглядность.
■■
Итак, когда, в каких случаях, как и какие следует использовать в учебном процессе наглядные пособия и средства наглядности?
Цели обучения, как известно, могут быть достигнуты лишь в результате собственной деятельности учащихся под руководством учителя. В процессе обучения ученики выполняют много различных видов деятельности, объективно направленных на осуществление целей обучения. Совокупность всех этих видов деятельности и называют учебной деятельностью учащихся. Заметим, что если деятельность ученика объективно не направлена на достижение целей обучения, то следует считать, что этот ученик не учится, а лишь присутствует на уроках.
В психологии установлен следующий закон сознания: актуально осознаётся лишь то содержание воспринимаемого, которое выступает перед человеком как предмет, на который направлены его действия.
Какие же следствия вытекают из закона сознания в отношении использования средств наглядности в обучении?
Как же правильно подбирать наглядные пособия, как правильно выбирать средства наглядности?
Известно, что наиболее эффективной для достижения целей обучения является целенаправленная учебная деятельность учащихся, то есть такая, которая сознательно направлена на решение возникающих в процессе обучения задач: усвоить какое-то знание, овладеть каким-то умением, научиться чему-то.
Поэтому учитель, готовясь к урокам, планируя будущую работу, разрабатывая её методику, должен каждый раз чётко формулировать те учебные задачи, которые следует решить. Важно также, чтобы учебные задачи были известны и школьникам, осознаны ими. На первых порах учитель должен не ограничиваться сообщением темы урока, а чётко сформулировать содержание учебных задач. Он говорит учащимся: Вы должны усвоить то-то, должны научиться тому-то. Постепенно надо учить школьников тому, чтобы они сами формулировали учебные задачи по теме урока, вырабатывать у них потребность и привычку делать это всякий раз. Когда такая привычка возникнет, можно уже ограничиваться лишь сообщением темы урока. Но и тогда надо время от времени проверять, правильно ли поняли школьники содержание учебных задач.
Установив задачи, которые должны быть решены на предстоящем уроке, учитель определяет, какие действия должны для этого проделать школьники. В соответствии с этими действиями он подбирает необходимые учебные средства, в том числе и средства наглядности, наглядные пособия. Он учитывает следующее:
Какую конкретную роль должны выполнить наглядные пособия, средства наглядности в решении учебных задач?
Какие действия вызовут у учащихся эти наглядные пособия? (Здесь как раз важно учесть закон сознания.)
Как относятся действия учащихся, вызываемые наглядными пособиями, к тем действиям, которые должны выполнить обучающиеся для решения учебных задач?
Если эти действия соответствуют друг другу, то наглядные пособия и средства наглядности нужны, полезны; если же такого соответствия нет, то пособия не нужны или даже вредны.
Это и есть основное правило подбора и использования наглядных пособий и средств наглядности в обучении.
Подчеркнем, что каждый раз, используя те или иные наглядные пособия или средства наглядности, учитель дает себе отчет в том, какую именно функцию эти пособия должны выполнить в учебном процессе, какую роль они должны сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью.
При использовании наглядных пособий и средств наглядности учителю надо учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности обучающихся, особенности содержания учебного материала, а также свои личные качества: ведь один учитель лучше владеет речью, другой – изобретателен в конструировании пособий и так далее.
Подводя итоги обсуждению проблемы наглядности, следует отметить, что более адекватной формулой наглядности является следующая: наглядность – это понимание и активность.
# 3. Школьный урок: как научить каждого.
С древнейших времен происходит совершенствование средств обучения. В современный учебный процесс настоятельно проникают электроника, компьютеры, видео, интерактивные доски… Стремление учителей окружить себя более эффективными помощниками в нелегком процессе обучения и воспитания – закономерное явление.
Но согласимся, что средства обучения только способствуют благоприятному протеканию учебного процесса, но не определяют его. Любое из них следует рассматривать в двух плоскостях: с точки зрения служебной значимости ( насколько эффективно решаются дидактические задачи с помощью этих средств обучения) и с точки зрения субъективного принятия его практическим учителем. Бывает так, что у одного учителя хорошо работает одно средство обучения, а у другого - другое.
Ответ на вопрос Чему учить на уроках литературы? не так прост, как кажется на первый взгляд. Не один год методисты и учителя ломают копья в споре о том, какие формы работы использовать, а какие нет. Остановимся на вопросе составления опорных положений, схем, листах ОС.
1.3. Как составляется схема опорных положений.
Основой для создания схемы опорных положений является материал плана – например, основные черты персонажей драмы. Путём рассуждений необходимо определить связи и зависимости между этими лицами, увидеть в них частное и общее, сделать выводы о роли и значении в идейно-тематическом содержании произведения. Эти рассуждения и фиксируются в виде схемы.
Вот пример. Вы познакомились с главной героиней драмы Гроза, узнали черты её характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал... Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было её избежать?
Ответить на эти вопросы - значит ещё раз подумать о сложности и противоречивости натуры героини. Духовно богатая, поэтическая, возвышенная, она вместе с тем сама испугана силой и глубиной своего чувства любви к Борису. Обострённое чувство справедливости заставляет её сомневаться в правильности своих поступков. Решимость соседствует с сомнениями. Именно нравственная бескомпромиссность рождает страх перед своеволием чувства любви. Отвращение к любой лжи приходит в противоречие с необходимостью обманывать Тихона и других. Чувство вины подавляет её...
Такая противоречивость, внутреннее противоборство, диалектика души Катерины может быть выражена в такой, например, схеме (см. след. страницу).
А в завершение нашего разговора - две подсказки.
Рассуждая о персонажах молодого поколения в драме Гроза, имейте в виду, что в тёмном царстве с Тихоном и Борисом связан, если так можно выразиться, протест-примирение, а с Варварой и Кудряшом - протест-озорство.
В выполнении задания вам помогут несколько высказываний Н. А. Добролюбова:
О роли второстепенных персонажей
В Грозе особенно видна необходимость так называемых ненужных лиц: без них мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы... С нашей точки зрения, эти лица столько же необходимы для пьесы, как и главные: они показывают нам ту обстановку, в которой совершается действие, рисуют положение, которым определяется смысл деятельности главных персонажей пьесы.
Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было её избежать?
Катерина:
Катерина:
- пугается силы и глубины своего чувства к Борису; сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя; - ощущает страх перед своеволием
чувства любви;
Диалектика души героини-
борьбаcтраста и чистотынравственногочувства
духовно богатая,
поэтически возвышенная
натура; обладает обостренным
чувством справедливости;
не идет на нравственные компромиссы (на сделку с совестью); испытывает отвращение ко лжи и обману;
- жаждет свободы и счастья.
- переживает чувство вины перед Тихоном;
- нравственные понятия окрашены религиозностью.
Трагический финал драмы - это протест
Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение
силы свободного человека, его победы над тёмным царством.
О Тихоне Кабанове
Тихон, который как огня боится матери и притом не отличается особенною деликатностью и нежностью, совестится, однако, перед женою, когда по велению матери должен ей наказывать, чтоб она без него в окна глаз не пялила... он наклонен к разгулу, и в нем-то, главным образом, и ставит свою свободу... Да и нынче можно встретить множество Тихонов, упивающихся если не вином, то какими-нибудь рассуждениями и спичами и отводящих душу в шуме словесных оргий.
О Борисе
Борис - не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил образования, и никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим, ни с здравым смыслом, - ходит, точно потерянный... Словом, это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают... Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис - такой же в сущности, только образованный. Образование отняло у него силу делать пакости, - правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие... Нет, мало того, что не противодействует, он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать все их последствия....
План, тезисы, конспект или опорные положения, скомпонованные в логическую схему, помогают с меньшей затратой сил и времени воспроизвести в памяти тот или иной конкретный материал. Однако какой бы путь мы ни избрали, он обязательно предполагает выделение и формулировку опорных положений -ключевых (главных) мыслей - опоры для воспроизведения. В задании такой опорой должны стать черты, качества, воззрения двух персонажей, например: Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова (Тургенев Отцы и дети). Какие именно?
Евгений Базаров. Неказистый внешний облик. Плебейские манеры. Недружелюбное отношение к Павлу Петровичу (впрочем, вызванное отношением к нему Павла Петровича). Сдержанность. Сильно развитое самолюбие, граничащее с сатанинской гордостью. Ежедневный будничный труд. Жизнь, приносящая реальную пользу. Твёрдость демократических убеждений. Самоограничение и самоотдача - его нравственные принципы. Разночинец. Тяжелая школа жизни. Не поддаётся чужому влиянию, наоборот, умеет подчинить себе. Немногословен. Сдержан в поведении и речи, Доводы всегда уверенные, точные, впечатляющие. Жизнестойкость в испытаниях (например, в неудачной любви). Чувство собственного достоинства, благородство...
Павел Петрович Кирсанов. Ненавидит Базарова - плебея, демократа, нигилиста. Придирается к нему, вызывает на спор. Аристократ в манерах и поведении. Постоянно заботится о внешнем виде. Дворянин, барин. Сословные привилегии помогали в достижении жизненных благ, в карьере. Крайне самолюбив. Сибарит, белоручка, бездельник... Бесполезное времяпровождение. Романтическая любовь - его поражение, более того - крах всей жизни. Не поддаётся чужим влияниям. Многословен, фразер. Аристократизм (элитарность) и догматизм (консерватизм убеждений) - две стороны его принсипов...
Противопоставление (антитеза) - одно из главных особенностей тургеневского романа, в частности - и в расстановке действующих лиц. Задание предлагает сравнить (то есть сопоставить и противопоставить) наших героев, во многом контрастных и враждебных друг другу. А логическая операция сравнения требует, как известно, чтобы сравниваемые объекты рассматривались параллельно и по одинаковым основаниям:
Евгений БазаровПавел Петрович Кирсанов
Сходство:
Сильно развитое самолюбие; не подчиняются чужим влияниям;
умеют подчинять себе другихи так далее.
Различие:Неказистый внешний вид,Аристократ, постоянно заботится
пренебрежение к внешним манерам,о внешнем виде;
к одежде;
Ежедневный будничный труд... Сибарит, белоручка, бездельник...и так далее.и так далее.
Таков первый шаг к составлению схемы опорных положений. Следующий -определение логики движения мысли (с учетом параллельного изложения материала темы) и выражение этой логики в графическом решении. Логика движения мыслей (как и её графический аналог) должна вести к раскрытию темы в полном объёме, то есть для нашего задания - раскрыть смысл противопоставления героев: утверждение превосходства демократа над аристократом, а в конечном счете - утверждение несостоятельности дворянского класса.
Графическое решение схемы должно быть нестандартным, легко запоминающимся.
К опорным схемам могут быть предложены следующие задания.
Задание первое.
Вот что писал Д. И. Писарев о смерти Базарова:
... Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. Он живёт бобылём и умрёт бобылём, и притом бесполезным бобылём, умрёт как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого полюбить крепкой любовью. А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет умирать. Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Если бы он струсил, если бы он изменил себе, - весь характер его осветился бы иначе: явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветою на молодое поколение, незаслуженным укором... Но у Тургенева, как у честного человека и искреннего художника, язык не повернулся бы произнести теперь такую печальную ложь. Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперь молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но и в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни.
Что имеет в виду Писарев, когда утверждает, что весь смысл романа заключается в смерти Базарова? Согласны ли вы с таким утверждением?
Задание второе. Полемика.
В романе Отцы и дети образ только-только появившегося в общественной жизни России нового человека - революционного демократа - получился сложным, противоречивым, недостаточно ясным даже для самого автора, который доброжелательно и честно попытался понять этот тип людей.
На сколько вопросов он не дал ответа! Базаров не белоручка, занят делом, -каким? Когда он небрежно бросает свои реплики, что занимает его сильный ум? Почему читатель может лишь догадываться об обстоятельствах, формировавших характер и мировоззрение героя? Где его единомышленники? Чем объяснить его критическое отношение к народу?..
Не потому ли и развернулась ожесточённая полемика вокруг этого образа?! То, что либерально-консервативные круги пришли в ужас от силы и мощи главного героя романа и обрушились с гневными упрёками на автора, - это естественно и понятно. Но и в самом революционно-демократическом лагере, к которому принадлежал Базаров, не было единодушия в отношении к нему.
Познакомьтесь с высказываниями современников о Базарове, а затем попробуйте определить и обосновать своё отношение к этому герою.
(Обучающимся предлагаются высказывания И.С.Тургенева о Базарове, отрывки из воспоминаний Е.Н.Водовозовой На заре жизни, отрывки из статей М.А.Антоновича Асмодей нашего времени и Д.И.Писарева Базаров.)
Вернёмся снова к работе над опорными положениями. Напомним: план, тезисы, конспект, как и схема опорных положений, - это приёмы свёртывания знаний, то есть их выражения в предельно сжатой форме для более прочного запоминания, а затем, когда потребуется, для воспроизведения в развёрнутом виде.
Таким образом, схема опорных положений не только свёртывает информацию, но показывает наглядно последовательность и логическую сцепляемость мыслей. Да и формулировки опорных положений подбираются свободнее...
Работа над опорными положениями начинается с обдумывания конкретной задачи - к примеру, с определения этапов жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого. Здесь могут быть разные решения. Вот один из вариантов.
I. 1828 - 1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности Л. Толстого.
П. 1849 - 1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
1851 - 1855 гг. Военная служба. На пути к Войне и миру.
60 - 70 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.
80 - 90 гг. Я отрёкся от жизни нашего круга.
1900 - 1910 гг. Люди и встречи. Исход.
Затем для каждого этапа формулируются опорные положения, например, так:
I. 1828 - 1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности Л.
Толстого.
Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (повесть Детство).
Быть, а не казаться; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. Зелёная палочка (и поиски её в Кавказском пленнике и После бала).
Студенческая пора: стремление найти себя; Правили жизни. Жить для других, для добра - нравственное кредо.
Сложность и противоречивость интересов; борьба с собой и её отражение в последующем творчестве (например, в Войне и мире - искания Пьера Безухова).
И. 1849 - 1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
Бездна между гуманным барином и мужиком (Утро помещика). Разочарования, сомнения, самообразование и самовоспитание, поиск смысла жизни.
Правила исправления: бойся праздности и беспорядка, лжи и тщеславия... и т. д.
Когда опорные положения составлены, наступает, пожалуй, самый ответственный момент: их графическое ( в схеме) оформление , в котором главное – наглядно показать последовательность и логические связи как между отдельными этапами, так и внутри их – в расстановке самих опорных положений .
А в этом вам предоставляется полная свобода фантазии …
Заметки на память.
Готовя со студентами пробные уроки , мы пришли к убеждению , что наглядность – один из ведущих принципов обучения. Это утверждение не требует доказательства. Но бесспорно и то, что характер учебной наглядности, ее выражения и предъявления должны в современных условиях кардинально измениться.
Ученые считают, что в течение ближайших 10-15 лет будут востребованы наглядные конструкции переходного типа, заключающие в себе весь объем необходимой учебной информации и совместимые с новыми информационными технологиями. С их помощью вокруг опорной схемы (конспекта), а именно о них идет речь, воздается мощная инфраструктура. Подключение наглядной конструкции через систему ссылок к ресурсам Интернета сделает ее чрезвычайно убедительной.
Именно поэтому мы должны научить обучающегося пользоваться опорными схемами , научить читать эти схемы и составлять их.
В связи с этим принципиально важны вопросы: как создавать опорные схемы, какими критериями при этом руководствоваться и на что обратить особое внимание при их составлении. Ответить на них мы попытались с помощью самих опорных схем: текст раздела построен как наглядная конструкция.
Создание опорной схемы.
Совокупность обозначений и ключевых слов, составляющих опору,-
ТЕКСТ опорной схемы.
В ней выделяются:
* связки - несколько обозначений, соединенных особым образом
и передающих большой самостоятельный эпизод ( отделяются пробелом);
* блоки (части) – совокупность 3-8 связок, охватывающая один из разделов темы, параграфа (выделяются рамкой);
* уровни – разные масштабы обозначений, соответствующие степени сложности или значимости передаваемого ими содержания (устанавливаются размером и характером написания).
# 4. Аспект использования опорных схем на уроках литературы в ГОУ СПО Старицкое педагогическое училище и в МОУ СОШ Ново – Ямская средняя школа.
Итак, урок литературы в школе. Что должно составлять основу содержания преподавания предмета?
Модно – самостоятельные учебно–познавательные работы, которые классифицируются по характеру познавательной деятельности обучающихся:
* репродуктивные – воспроизводящие, обобщающие, контрольно – проверочные;
HYPER13PAGE HYPER15
14
3.
2.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз