Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом" | Старченко Ольга Антоновна. Работа №254940

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Старченко Ольга Антоновна
В данном конспекте урока показано как в доступной форме и интересно донести до учеников о наследовании сцепленным с полом.Дается понятие ,что такое пол и как определяется пол.Разбираются задачи по этой теме.

Конспект открытого урока

по биологии в 9 классе.

Учитель биологии

Старченко О.А.

 

 

Тема урока:"Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом"

 

Школа: МБОУ СОШ 108 им.Ю.В. Андропова , г.Моздок , РСО-Алания

 

Раздел: Генетика

 

Урок 40 минут.

 

Тип урока: освоение и закрепление нового материала

 

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Цель: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков, сцепленных с полом.

 

Задачи:

Обучающиесформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах ; продолжить формирование навыков решения генетических задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению проблем,cвязанных с генетикой пола.

Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.

Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, умению работать в группе.

 

ТСО, оборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе PowerPoint, , разработанные учителем тесты.

 

Ход урока:

Организационный момент. Мотивация.

(Учащиеся разделены на три группы.)

- Здравствуйте, повернитесь друг другу улыбнитесь, мне тоже подарите улыбку и, зарядившись хорошим настроением, приступим к работе.

- Какой радел биологии мы сейчас с вами изучаем?

- Что изучает генетика?

-Интересная это наука?

- Это может вам где-то пригодиться в жизни?

2. Актуализация знаний.

- Кто является основоположником генетики?

- Какой метод в своей работе использовал Г.Мендель?

(Каждой группе даётся задание за 1 минуту написать как можно больше биологических терминов, относящихся к каждому закону отдельно.1 группа -1 закон, 2 группа-2закон, 3 группа- 3 закон).

После этого каждая группа зачитывает свои термины и формулирует закон.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

(Фронтальный опрос ведётся по презентации, несколько учащихся получают карточки разноуровнего характера.)

Мотивация и целеполагание.

- Всегда ли действует третий закон Менделя? Нет.

-Почему?(Кроссинговер) И кто это доказал ?(Морган) Кого использовал в своих опытах Морган и почему? Кем считают в генетике Томаса Моргана? Основоположником хромосомной теории наследственности.

- Прочитайте пословицу на доске, которая является эпиграфом нашего урока.

Яблоко от яблони недалеко падает.

-Определите тему урока. Какие задачи сейчас будут перед вами стоять?

4. Работа над новым материалом.

-Что такое пол? слайд 13

Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.

Слайд 14

-Посмотрите как выглядит фотография кариотипа мужчины.

_ Сколько хромосом у человека? Все ли они одинаковые?

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют

аутосомами.

Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют

половыми хромосомами

Общее число, размер и форма хромосом-кариотип

 

(Затем учащиеся по слайдам разбирают, как формируется пол у человека и мухи дрозофилы. Слайды 17-20

-Сколько в процентном соотношении у людей может быть мальчиков и девочек? 50%

-Итак, от кого зависит пол будущего ребёнка?

Пол будущего ребёнка зависит от отца, потому что он гетерогаметен.

В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика;

к

юношескому возрасту на 100 девушек - 100 юношей;

к

50 годам на 100 женщин— 85 мужчин;

к

85-летнему возрасту на 100женщин -всего 50 мужчин.

- Как вы думаете у всех живых существ существует такая закономерность в различии пола?

(Учитель по слайдам приводит примеры из всего животного мира)

Слайд 22-26

- Признаки, наследуемые с половыми хромосомами Хи Y, получили название сцепленных с полом.

Х -хромосома

связана с больше чем 300 болезнями

(дальтонизм, аутизм, гемофилия,

умственное развитие, мускульная

дистрофия).

Х- хромосомы могут затрагивать

мужчин, т.к. они не имеют другой

Х-хромосомы, чтобы дать

компенсацию за ошибки.

Слайд 29, 30

- Что такое дальтонизм, гемофилия? Это болезни. – Опишите их синдромы.

- Давайте разберёмся как происходит наследование с полом этих заболеваний, решив генетические задачи.

Слайд 31-33.

Один ученик у доски.

 

Женщина, носительница гемофилии выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье? Гены свертываемости крови наследуется как сцепленный с Х хромосомой рецессивный признак. Болеют только мужчины, а женщины носительницы.

- Почему женщины не болеют гемофилией?

Так как в клетках женщин две Х-хромосомы, то наличие в одной из них гена h не влечёт за собой заболевания, в другой присутствует доминантный ген H.

5.Первичное закрепление.

- Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов? (аутосомы)

- Как обозначаются половые хромосомы?(Х,Y)

- От чего зависит пол будущего потомка? От Y– хромосомы.

- Какой пол гомогаметен, гетерогаметен? Женский, мужской.

- Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений? Женский.

- Приведите примеры заболеваний, сцепленных с полом? Как они наследуются? От матерей к сыновьям и от отцов к дочерям.

6. Решение задач по теме урока.

(Каждая группа получает задачу.Какая из групп решит первой с объяснением является претендентом на победу.)

У кошек рыжая окраска (В) доминирует над черной(b), у гетерозиготb) черепаховая (трехцветная окраска) шерсти. Генокраски локализован в Х хромосоме. Какое потомство можно ожидать от скрещивания рыжей кошки и черного кота.

Р ХВХВ ХвУ

Черная кошка Х Рыжийкот

Гаметы ХВ ХВ ХвУ

 

F1 ХВХвХВУ

 

Кто из детей будет дальтоником, если мать – носительница гена цветовой слепоты, а отец не страдает цветовой слепотой (рецессивный ген d , вызывающий дальтонизм, локализован в Х хромосоме).

 

Р ХDХdХDУ

Норма Х Норма

Гаметы ХDХdХDУ

F1 ХDХDХDУ ХDХdХdУ

 

Атрофия зрительного нерва наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела тот же дефект. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей-носителей этого гена.

Р ХАХаХАУ

Норма Х Норма

Гаметы ХАХаХАУ

 

F1 ХАХАХАУ ХАХаХаУ

 

7. Итог урока. Рефлексия.

- Что вы унесёте с собой с сегодняшнего урока? Что нужно иметь вам ввиду на будущее?

Домашнее задание п.23, 26

(Выставление оценок)

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×