Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом" | Старченко Ольга Антоновна. Работа №254940
Автор: Старченко Ольга Антоновна
В данном конспекте урока показано как в доступной форме и интересно донести до учеников о наследовании сцепленным с полом.Дается понятие ,что такое пол и как определяется пол.Разбираются задачи по этой теме.
Конспект открытого урока
по биологии в 9 классе.
Учитель биологии
Старченко О.А.
Тема урока:"Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом"
Школа: МБОУ СОШ №108 им.Ю.В. Андропова , г.Моздок , РСО-Алания
Раздел: Генетика
Урок 40 минут.
Тип урока: освоение и закрепление нового материала
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Цель: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков, сцепленных с полом.
Задачи:
Обучающиесформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах ; продолжить формирование навыков решения генетических задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению проблем,cвязанных с генетикой пола.
Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.
Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, умению работать в группе.
ТСО, оборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация, подготовленная учителем в программе PowerPoint, , разработанные учителем тесты.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация.
(Учащиеся разделены на три группы.)
- Здравствуйте, повернитесь друг другу улыбнитесь, мне тоже подарите улыбку и, зарядившись хорошим настроением, приступим к работе.
- Какой радел биологии мы сейчас с вами изучаем?
- Что изучает генетика?
-Интересная это наука?
- Это может вам где-то пригодиться в жизни?
2. Актуализация знаний.
- Кто является основоположником генетики?
- Какой метод в своей работе использовал Г.Мендель?
(Каждой группе даётся задание за 1 минуту написать как можно больше биологических терминов, относящихся к каждому закону отдельно.1 группа -1 закон, 2 группа-2закон, 3 группа- 3 закон).
После этого каждая группа зачитывает свои термины и формулирует закон.
Фронтальный и индивидуальный опрос.
(Фронтальный опрос ведётся по презентации, несколько учащихся получают карточки разноуровнего характера.)
Мотивация и целеполагание.
- Всегда ли действует третий закон Менделя? Нет.
-Почему?(Кроссинговер) И кто это доказал ?(Морган) Кого использовал в своих опытах Морган и почему? Кем считают в генетике Томаса Моргана? Основоположником хромосомной теории наследственности.
- Прочитайте пословицу на доске, которая является эпиграфом нашего урока.
Яблоко от яблони недалеко падает.
-Определите тему урока. Какие задачи сейчас будут перед вами стоять?
4. Работа над новым материалом.
-Что такое пол? слайд 13
Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.
Слайд 14
-Посмотрите как выглядит фотография кариотипа мужчины.
_ Сколько хромосом у человека? Все ли они одинаковые?
Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют
аутосомами.
Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют
половыми хромосомами
Общее число, размер и форма хромосом-кариотип
(Затем учащиеся по слайдам разбирают, как формируется пол у человека и мухи дрозофилы. Слайды 17-20
-Сколько в процентном соотношении у людей может быть мальчиков и девочек? 50%
-Итак, от кого зависит пол будущего ребёнка?
Пол будущего ребёнка зависит от отца, потому что он гетерогаметен.
В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика;
к
юношескому возрасту на 100 девушек - 100 юношей;
к
50 годам на 100 женщин— 85 мужчин;
к
85-летнему возрасту на 100женщин -всего 50 мужчин.
- Как вы думаете у всех живых существ существует такая закономерность в различии пола?
(Учитель по слайдам приводит примеры из всего животного мира)
Слайд 22-26
- Признаки, наследуемые с половыми хромосомами Хи Y, получили название сцепленных с полом.
Х -хромосома
связана с больше чем 300 болезнями
(дальтонизм, аутизм, гемофилия,
умственное развитие, мускульная
дистрофия).
Х- хромосомы могут затрагивать
мужчин, т.к. они не имеют другой
Х-хромосомы, чтобы дать
компенсацию за ошибки.
Слайд 29, 30
- Что такое дальтонизм, гемофилия? Это болезни. – Опишите их синдромы.
- Давайте разберёмся как происходит наследование с полом этих заболеваний, решив генетические задачи.
Слайд 31-33.
Один ученик у доски.
Женщина, носительница гемофилии выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье? Гены свертываемости крови наследуется как сцепленный с Х хромосомой рецессивный признак. Болеют только мужчины, а женщины носительницы.
- Почему женщины не болеют гемофилией?
Так как в клетках женщин две Х-хромосомы, то наличие в одной из них гена h не влечёт за собой заболевания, в другой присутствует доминантный ген H.
5.Первичное закрепление.
- Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов? (аутосомы)
- Как обозначаются половые хромосомы?(Х,Y)
- От чего зависит пол будущего потомка? От Y– хромосомы.
- Какой пол гомогаметен, гетерогаметен? Женский, мужской.
- Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений? Женский.
- Приведите примеры заболеваний, сцепленных с полом? Как они наследуются? От матерей к сыновьям и от отцов к дочерям.
6. Решение задач по теме урока.
(Каждая группа получает задачу.Какая из групп решит первой с объяснением является претендентом на победу.)
У кошек рыжая окраска (В) доминирует над черной(b), у гетерозигот (Вb) черепаховая (трехцветная окраска) шерсти. Генокраски локализован в Х хромосоме. Какое потомство можно ожидать от скрещивания рыжей кошки и черного кота.
Р ХВХВ ХвУ
Черная кошка Х Рыжийкот
Гаметы ХВ ХВ ХвУ
F1 ХВХвХВУ
Кто из детей будет дальтоником, если мать – носительница гена цветовой слепоты, а отец не страдает цветовой слепотой (рецессивный ген d , вызывающий дальтонизм, локализован в Х хромосоме).
Р ХDХdХDУ
Норма Х Норма
Гаметы ХDХdХDУ
F1 ХDХDХDУ ХDХdХdУ
Атрофия зрительного нерва наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела тот же дефект. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей-носителей этого гена.
Р ХАХаХАУ
Норма Х Норма
Гаметы ХАХаХАУ
F1 ХАХАХАУ ХАХаХаУ
7. Итог урока. Рефлексия.
- Что вы унесёте с собой с сегодняшнего урока? Что нужно иметь вам ввиду на будущее?
Домашнее задание п.23, 26
(Выставление оценок)