Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОПЫТ ДЕТСКОГО СУДОСТРОЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА | Максим Николаевич Живоженко. Работа №343235

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: опыт реализации дополнительных общеразвивающих программ морского профиля с обучающимися из разных субъектов РФ в условиях каникулярной летней смены в учреждении отдыха и оздоровления детей и подростков, с глубоким погружением в профессию судостроителя.

Ключевые слова: судостроение. Корабль. Детский лагерь. Морское воспитание. Детская судоверфь.

 

УДК - 379.835

ОПЫТ ДЕТСКОГО СУДОСТРОЕНИЕ
В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Живоженко Максим Николаевич,

начальник дружины «Океанская Эскадра», ФГБОУ "ВДЦ "Океан"

Пантелеева Елизавета Алексеевна,

зам. начальника дружины «Океанская Эскадра», ФГБОУ "ВДЦ "Океан"

 

Аннотация: опыт реализации дополнительных общеразвивающих программ морского профиля с обучающимися из разных субъектов РФ в условиях каникулярной летней смены в учреждении отдыха и оздоровления детей и подростков, с глубоким погружением в профессию судостроителя.

Ключевые слова: судостроение. Корабль. Детский лагерь. Морское воспитание. Детская судоверфь.

 

THE EXPERIENCE OF CHILDREN'S SHIPBUILDING
IN THE CONDITIONS OF A TEMPORARY CHILDREN'S COLLECTIVE

 

Zhivozhenko Maxim Nikolaevich,

Panteleeva Elizaveta Alekseevna

 

Abstract: Experience in implementing additional general development programs of a marine profile with students from different subjects of the Russian Federation in the conditions of a summer vacation shift in an institution for recreation and recreation of children and adolescents, with deep immersion in the profession of a shipbuilder.

Key words: Shipbuilding. Ship. Children's camp. Marine education. Children's Shipyard

 

"Выпуск современных, конкурентоспособных судов имеет особое значение для страны. Это не только показатель технологического, производственного, кадрового потенциала судостроительной промышленности, но и серьезный стимул для роста смежных отраслей - машиностроения, металлургии, сектора прикладных научных разработок" (В. Путин).

Всероссийский детский центр «Океан», расположен на морском побережье Тихого океана в столице Приморского края. Вам наверняка известно, что город Владивосток является площадкой проведения ежегодного Восточного Экономического форума. ВЭФ – это ключевая международная площадка для создания и укрепления связей российского и мирового инвестиционного сообщества.

С 2012 года развитие Дальнего Востока является стратегической задачей государства, в связи с тем, что данный регион является «парадной дверью» страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а в городе Владивосток берет начало Северный морской путь.

Опираясь на тезисы, которые были отражены в документах стратегического планирования таких, как Морская доктрина РФ, Стратегия развития морской деятельности РФ и Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года в 2017 году во ВДЦ «Океан» руководством было принято решение о создании учебного образовательного комплекса «Океанская Эскадра». Дирекция Центра сразу определила амбициозную задачу для данного структурного подразделения, которая и по сей день звучит, как углубленная предпрофессиональная подготовка обучающихся, направленная на популяризацию специальностей, востребованных в отрасли морского и речного транспорта. На данный момент в условиях образовательного интенсива участники дополнительных общеразвивающих программ Центра (уточнюсь, что образовательный комплекс данного профиля функционирует уже 6 лет) имеют возможность познакомиться со всеми направлениями профессиональной подготовки представленными и что не мало важно востребованным на рынке труда в сфере речного и морского транспорта. Для этого у Центра накоплена уникальная материально-техническая и учебная база (маломерный флот в виде швертботов, шлюпок и парусной шхуны, учебная инфраструктура, квалифицированные кадры, организации-партнеры) и колоссальный географический ресурс, которым обладает ВДЦ «Океан» и это, как вы понимаете город Владивосток.

Краткая справка о городе Владивостоке:

- крупнейший в России торговый порт;

- город является базой Тихоокеанского флота Военно-морских сил РФ;

здесь находятся три высших и пять средне специальных учебных заведения морской направленности;

- представлены более 20 крупнейших судоходных компаний страны, в числе которых ООО "Доброфлот", "Транспортная Группа Феско", ПАО "Совкомфлот";

- в пригороде Владивостока расположен крупнейшей в стране судостроительный комплекс "Звезда";

- и самое главное то, что ВДЦ «Океан» находится на берегу Тихого Океана (длина береговой линии 2,5 км и скоро она увеличится).

В одном из своих выступлений Президент РФ сказал: "У нас есть перспективный план строительства гражданских судов. Им предусматривается создание порядка одной тысячи судов, в том числе для речных перевозок…".

В контексте этого одно из востребованных обществом направлений подготовки детей и подростков в рамках ДОП является судостроение, данное направление стратегически важно для воспитания будущих специалистов отрасли.

Образовательный проект «Мастерская "Детская судоверфь"» - это мастерская в которой у обучающихся есть уникальная возможность заниматься полномасштабным судостроением. Попрошу не путать данное направление с судомоделированием, которое также представлено в нашем Центре. На занятиях по судостроению слушатели строят швертботы классы «Оптимист» и «Ворьен», занимаются текущим и капитальным ремонтом существующего детского маломерного флота и со следующего года начнут строительство сибирского коча (морское и речное гребно-парусное судно, обеспечившее русское освоение Сибири со стороны Северного Ледовитого океана и по внутренним сибирским рекам). Уникальность данного проекта в том, что ребята создают плавсредства, которые в последующем пополняют маломерный флот Центра, и соответственно имеют возможность обучаться парусному делу на уже созданных парусниках, т. е. изначально понимают результат своего труда. С 2019 года дети собирают корабли из так называемого «деревянного конструктора», но уже сейчас мы приобретаем необходимое оборудование для судоверфи, которое позволит самостоятельно из исходного сырья делать все необходимые части корабля, что также повысит так называемую «автономность» нашего проекта. Все это делается для того, чтобы показать ребенку, что он может всё!

Детский образовательный центр XXI века, это не просто лагерь, это уникальная площадка «пробы себя в жизни» и это не тренд, придуманный педагогом. В век свободного доступа к глобальной информации современный обучающийся, намного старше и умнее нас с вами 15-летних, ему уже недостаточно «играть в жизнь», ему необходимо «прожить жизнь». Только так он сможет сам себе ответить на вопросы «Зачем мне это?» и «Что я из этого почерпну для себя?». В связи с этим любая программа должна соответствовать этому запросу, мы не только должны научить, но и продемонстрировать экономическую выгоду, полученных знаний. В связи с этим слушатели по результату обучающего курса посещают судостроительный комплекс "Звезда". Это даёт возможность увидеть не только ход строительства газовозов, ледоколов, работу самого крупного плавучего крана, а самое главное увидеть уровень востребованности данного профнаправления воочию и понять, насколько это экономически выгодно. Каждый увлечённый ребенок сегодня, завтра станет омоложением отрасли. Для распространения передового педагогического опыта представляем ДОП «Детская судоверфь»

Дополнительная общеразвивающая программа «Детская судоверфь. Швертбот «Оптимист» ориентирована, на овладение основами строительства маломерных судов, с помощью столярных инструментов, что позволяет определять её направленность как техническую.

Правовое обоснование программы определяют следующие документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021)  «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; 

3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;

4. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования»;

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

8. Программа развития ФГБОУ «ВДЦ Океан» на 2021-2025 г.г.;

9. Устав ФГБОУ ВДЦ «Океан»;

10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ФГБОУ ВДЦ «Океан».

Актуальность программы. Судоходство, как утверждают исторические данные, было актуально с бронзового века и не потеряло своих позиций по наши дни. При помощи судов разных размеров и предназначения, люди добывали и продолжают добывать ресурсы для пропитания, развития среды обитания, а также для ресурсообмена. Морской транспорт - единственный из древнейших способов перевозки людей и грузов сохранившийся до нашего времени. Морские и океанские суда бороздят 3/4 просторов нашей планеты, покрытых водой. Также известно, что Мировой океан до сих пор не изучен до конца. Из этого следует, что для развития человечества, изучение морского дела актуально и по сей день, а для изучения возможностей, связанных с морской гладью, необходимы специалисты и оборудование с помощью и на котором, ранее указанные специалисты будут продвигать прогресс в области изучения и развития. А специалистов лучше обучать с раннего возраста и прививать им интерес к необходимой деятельности.

Маринисты всего мира, при помощи своих произведений романтизируют деятельность, связанную с морем, но для того, чтобы «полюбить» водную стихию и связать с ней свою жизнь, читать художественную литературу, смотреть на картины, просматривать художественные фильмы – недостаточно. Для этого необходимо прикоснуться к деятельности на воде: выйти в море на судне, научиться вязать узлы, уметь доверять товарищам, почувствовать свежий морской ветер и брызги воды, летящие от разрезаемой судном глади. Но, прежде чем выйти в море, нужно заполучить судно. В современном мире, его можно купить, но интересней его создать своими силами, чтобы можно было быть уверенным в его крепости.

Дополнительная общеобразовательная программа «Детская судоверфь» реализуется в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Всероссийский детский центр «Океан», который располагается на берегу Японского моря, что позволяет наглядно изучать вопросы судоходства и морского дела.

Программа направленна на развитие инженерной мысли, уважение труда, привитие интереса к морскому делу, в частности судостроению.

Дополнительная общеобразовательная программа «Детская судоверфь» предлагает изготовление полномерного деревянного маломерного судна обучающимися, с использованием древесного материала, столярных инструментов, деревообрабатывающих станков, специализированных клеящих составов и лакокрасочных материалов. Судно является полностью функциональным и пригодным к эксплуатации при обучении практическим навыкам в водной среде. В этом и есть сильная сторона программы

Уровень освоения: стартовый. Включает в себя обучение участников программы базовым знаниям, умениям, навыкам, в области судостроения с использованием материала -древесина и столярных инструментов, без опыта.

Отличительная особенность данной программы состоит, во-первых, в том, что она предлагает создавать полномерное функционирующее маломерное судно, сопровождая изделия от чертежа, до нанесения ЛКМ, во-вторых, она является краткосрочной и реализуется в условиях временного детского коллектива.

Объём. Дополнительная общеразвивающая программа «Детская судоверфь» реализуется в течение одной смены (21 день), общим объёмом от 24 до 26 часов.

Наполняемость учебной группы – от 2 до 12 человек.

Возраст обучающихся от 12 до 17 лет, без особых требований к уровню первичной подготовки.

Режим занятий зависит от единой план–сетки целевых программ смены и расписания уроков в общеобразовательной школе.

Форма обучения. Фронтальная (одновременная работа со всеми учащимися), индивидуально-фронтальная (индивидуальное выполнение заданий учащимися), групповая (учащиеся работают в группах), индивидуально-групповая (распределение работы между участниками группы) занятия проходят в разнообразных формах: практическая деятельность, консультирование, беседа, рассказ, самостоятельная работа, игра, конкурс.

Цель: Развитие интереса к морскому судостроению обучающихся через постройку маломерного судна

Задачи:

- содействовать приращению таких личностных качеств как: внимательность, аккуратность, взаимопомощь, усидчивость, целеустремленность;

развивать познавательный интерес к техническому моделированию, конструированию и черчению;

обучить владению чертёжными, столярными инструментами и приспособлениями, технической терминологией;

сформировать основы теоретических знаний и практических умений, необходимых для создания изделий с помощью столярных инструментов;

обучить планированию учащихся четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы.

Планируемые результаты

Личностные:

воспитание любви к ручному труду;

содействие развитию творческих способностей и потребности в самореализации;

уважительное отношение к результатам труда;

формирование интереса к расширению знаний в области инженерных компетенций.

Метапредметные:

Регулятивные:

умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок;

самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Познавательные:

самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми;

умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Предметные:

Учащиеся будет знать:

основы чтения чертежа;

виды маломерных судов;

особенности постройки маломерного судна;

особенности работы со столярными инструментами, назначение столярных инструментов, лакокрасочных материалов;

техники обработки материалов;

технику безопасности ручной и механической обработки древесины.

Будут уметь:

обрабатывать пиломатериал;

читать чертёж;

работать с клеящими составами и ЛКМ;

собирать конструктор маломерного судна;

работать самостоятельно и в коллективе;

работать со столярными инструментами.

Содержание программы

Занятие №1

Тема: Введение в программу «Детская судоверфь» (1ч.)

Цель: пробуждение познавательного интереса к содержанию программы «Детская судоверфь».

Теоретическая часть: разбор понятие «судостроение». Правила техники безопасности и пожарной безопасности на занятиях по программе «Детская судоверфь». Правила безопасности при работе с чертежным инструментом. Правила безопасности при работе со столярными инструментами. Разъяснение траектории работы по программе.

Практическая часть: отсутствует

Занятие №2

Тема: Маломерные суда дружины «Океанская Эскадра». Особенности плавательных средств дружины. (1ч.)

Цель: Знакомство с судами, предназначенными для обучения, в рамках морской практики и их особенностями.

Теоретическая часть: Презентация шлюпок «Ял-6», «Ял-2», швертботов классов «Ворьен», «Оптимист». Рассказ о их грузоподъёмности, пассажировместимости, предназначения. Объяснение их строения и отличий.

Практическая часть: отсутствует

Занятие №3

Тема: Знакомство с изготовляемым судном, его чертежом. Правила прочтения чертежа. (1ч.)

Цель: формирование представления о чертежах и первичного опыта чтения чертежа.

Теоретическая часть: Презентация чертежей швертботов классов «Ворьен», «Оптимист». Объяснение правил чтения чертежа.

Практическая часть: проверка усвоения нового материала, путём прочтения чертежа обучающимися.

Занятие №4

Тема: Знакомство с столярными инструментами, их предназначением. (0,5ч.)

Цель: объяснение возможностей мастерской, формирование представления о назначении столярных инструментов.

Теоретическая часть: презентация инструментов и материалов, представленных в мастерской с объяснением назначения. Форма проведения: беседа

Практическая часть: отсутствует

Занятие №5

Тема: Распил материала на детали. (2ч.)

Цель: освоение навыков работы со столярными инструментами.

Теоретическая часть: Промежуточный инструктаж по ТБ. Правила работы с ручным электрическим лобзиком, сверлильным станком, электрической дрелью, ножовкой, наждачной бумагой, чертёжными приспособлениями.

Практическая часть: отделение деталей от материала конструктора для самостоятельной постройки, при помощи инструментов.

Занятие №6

Тема: Обработка деталей судна шлифованием. (1ч.)

Цель: освоение навыков работы с абразивными материалами, шлифовальными инструментами и приспособлениями.

Теоретическая часть: Промежуточный инструктаж по ТБ. Правила работы с наждачной бумагой, шлифовальными тёрками, шлифовальными станками, шлифовальными машинками.

Практическая часть: шлифование деталей судна со всех сторон.

Занятие №7

Тема: Правила работы с клеящими составами и ЛКМ (0,5ч.)

Цель: Знакомство с особенностями клеящих составов и ЛКМ, особенностями их разведения и нанесения.

Теоретическая часть: Объяснение маркировки клеящих составов в отношении влагостойкости. Знакомство с клеящим составом «эпоксидная смола», его разновидностью и компонентами. Объяснение правил разведения двух и трёхкомпонентных эпоксидных смол, и ЛКМ. Их отличия о предназначение.

Практическая часть: Разведение эпоксидной смолы.

Занятие №8

Тема: Склейка деталей внутренней оснастки судна (1ч.)

Цель: Предъявление правил работы с эпоксидными смолами, при склейке.

Теоретическая часть: предъявление ТБ при работе с эпоксидной смолой, струбцинами. Объяснение алгоритма склейки заготовок в деталь.

Практическая часть: Склеивание заготовок.

Занятие №9

Тема: Сборка корпуса. (2ч.)

Цель: Знакомство с правилами сборки маломерного судна.

Теоретическая часть: предъявление ТБ при работе с эпоксидной смолой, струбцинами. Объяснение алгоритма сборки.

Практическая часть: Склеивание заготовок.

Занятие №10

Тема: Создание галтели. (1ч.)

Цель: Обучение правилам работы с шпатлюющими составами на эпоксидной основе.

Теоретическая часть: предъявление ТБ при работе с эпоксидной смолой, древесной пылью, струбцинами. Объяснение алгоритма изготовления шпатлёвки нужной консистенции. Объяснение правил создания «галтели» и её необходимость в судостроении.

Практическая часть: Создание галтели по всем стыкам составляющих судна.

Занятие №11

Тема: Вклейка внутренних составляющих (1ч.)

Цель: Объяснение правил подгонки деталей и их установки, согласно чертежу.

Теоретическая часть: предъявление ТБ при работе с эпоксидной смолой, древесной пылью, струбцинами, столярными инструментами. Повторение правил чтения чертежа.

Практическая часть: подгонка и установка внутренних составляющих судна. Нанесение галтели на стыки деталей.

Занятие №12

Тема: Шлифовка мест склейки. (2ч.)

Цель: Освоение навыков работы с абразивными материалами, шлифовальными инструментами и приспособлениями.

Теоретическая часть: предъявление ТБ при работе с абразивными материалами и приспособлениями. Объяснение правил проведения работ по шлифовке.

Практическая часть: шлифовка судна.

Занятие №13

Тема: Оклейка стеклотканью. (1ч.)

Цель: Освоение навыков обтяжки судна защитными материалами и составами.

Теоретическая часть: предъявление ТБ при работе с эпоксидной смолой, режущими инструментами (ножницы, резаки), стеклотканью. Объяснение правил обтяжки судна стеклотканью при помощи шпателей на основе эпоксидной смолы.

Практическая часть: оклейка корпуса судна стеклотканью.

Занятие №14

Тема: Шлифовка наружной части корпуса. (2ч.)

Цель: Освоение навыков работы с абразивными материалами, шлифовальными инструментами и приспособлениями.

Теоретическая часть: предъявление ТБ при работе с абразивными материалами и приспособлениями. Объяснение правил проведения работ по шлифовке.

Практическая часть: шлифовка корпуса судна.

Занятие №15

Тема: Покраска. (4ч.)

Цель: Освоение навыков работы с лакокрасочными материалами.

Теоретическая часть: предъявление ТБ при работе с двухкомпонентными лакокрасочными материалами. Объяснение правил нанесения двухкомпонентной краски при помощи кистей на древесный материал.

Практическая часть: окраска судна.

Занятие №16

Тема: Сборка парусного вооружения. (2ч.)

Цель: Освоение навыков сборки и установки парусного вооружения.

Теоретическая часть: объяснение особенностей постановки, составляющих парусного вооружения судна.

Практическая часть: сборка парусного вооружения.

Занятие №17

Тема: Присвоение имени судну. Заполнение «Книги судостроителей». (1ч.)

Цель: способствовать развитию креативного мышления.

Теоретическая часть: объяснение особенностей присвоения имен судам дружины «Океанская Эскадра». Объяснение правил заполнения «Книги судостроителей».

Практическая часть: выбор имени судна. Заполнение пожеланиями следующим корабелам в «Книге судостроителей».

Занятие №18

Тема: Церемония спуска судна на воду. (1ч.)

Цель: презентация итогов работы по программе «Детская судоверфь»

Теоретическая часть: рассказ юнгам дружины «Океанская Эскадра» о флоте дружины, процессе работы над судном, смысле имён судов дружины «Океанская Эскадра»

Практическая часть: парад судов. Спуск нового судна на воду.

Занятие №19

Тема: Подведение итогов работы курса «Детская судоверфь». (1ч.)

Цель: осмысление учащимися результатов своей работы в процессе освоения программы «Детская судоверфь».

Практическая часть: проверка знаний и умений по программе. Организация рефлексивной деятельности учащихся.

Таблица 1

Учебный план

Название темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

 

 

всего

теория

практика

 

1

Введение в программу «Детская судоверфь»

1

0,5

0,5

Беседа, тестирование

2

Маломерные суда дружины «Океанская Эскадра». Особенности плавательных средств дружины.

1

0,9

0,1

Беседа

3

Знакомство с изготовляемым судном, его чертежом. Правила прочтения чертежа.

1

0,9

0,1

Проверка правильности чтения чертежа.

4

Знакомство с столярными инструментами, их предназначением.

0,5

0,5

0

Беседа

5

Распил материала на детали.

2

0

2

Наблюдение за процессом выполнения практического задания.

6

Обработка деталей судна шлифованием.

1

0,1

0,9

Наблюдение за процессом выполнения практического задания.

7

Правила работы с клеящими составами и ЛКМ

0,5

0,4

0,1

Взаимопроверка

8

Склейка деталей внутренней оснастки судна

1

0,1

0,9

Наблюдение за процессом выполнения практического задания.

9

Сборка корпуса.

2

0,4

1,6

Наблюдение за процессом выполнения практического задания.

10

Создание галтели.

1

0,2

0,8

Наблюдение за процессом выполнения практического задания.

11

Вклейка внутренних составляющих

1

0,4

0,6

Наблюдение за процессом выполнения практического задания.

12

Шлифовка мест склейки

2

0,2

1,8

Взаимопроверка

13

Оклейка стеклотканью

2

0,1

1,9

Взаимопроверка

14

Шлифовка наружной части корпуса.

1

0,1

0,9

Взаимопроверка

15

Покраска.

4

0,2

3,8

Взаимопроверка

16

Сборка парусного вооружения

2

1

1

Наблюдение за процессом выполнения практического задания.

17

Присвоение имени судну. Заполнение «Книги судостроителей»

1

0,5

0,5

Наблюдение за процессом выполнения задания.

18

Церемония спуска судна на воду.

1

0,8

0,2

Наблюдение за процессом выполнения задания.

19

Подведение итогов работы курса «Детская судоверфь»

1

1

0

Совместный анализ выполненных работ.

Всего:

26

8,3

17,7

 

Список источников

1. Авраамов Н. Ю. Шлюпочное дело / Военно-морское издательство военно-морского министерства Союза ССР / 1951г.

2. Ветров С. Пионерская судоверфь / издание второе, исправленное и дополненное /судостроение Ленинград. 1983

3. Курбатов Д. А. 15 проектов судов для любительской постройки/ Справочник издание третье / Ленинград / Судостроение., 1985

4. Окорокова А. В. Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России. Т. 1 / под общей редакцией А. В. Окорокова. — М.: Институт Наследия, 2021. — 558 с.

5. Окорокова А. В. Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России. Т. 2 / под общей редакцией А. В. Окорокова. — М.: Институт Наследия, 2021. — 558 с.

6. Старков А. А. «Устройство парусной оснастки и пользование парусами на судах малого размера / Всесоюзное кооперативное объединенное издательство Москва / Ленинград: 1937г.

7. Чашенков И. В. Судовые столярно-плотничные работы / Издание второе, переработанное и дополненное / Ленинград / Судостроение. 1989

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×