Опыт использование социальной сети «ВКонтакте», как формы информационно-коммуникационной технологии | Мой кабинет. Работа №342219
Опыт использование социальной сети «ВКонтакте», как формы информационно-коммуникационной технологии, в образовательной деятельности
детской театральной студии «Пёстрая лента»
Автор-составитель: Кулакова О.В.,
педагог дополнительного образования, МБУДО «ДЮЦ»,
г. Краснокаменск, Забайкальский край,
2020 г.
Опыт использование социальной сети «ВКонтакте», как формы информационно-коммуникационной технологии, в образовательной деятельности
детской театральной студии «Пёстрая лента»
Автор-составитель: Кулакова О.В.,
педагог дополнительного образования, МБУДО «ДЮЦ»,
г. Краснокаменск, Забайкальский край,
2020 г.
Современную действительность трудно представить без информационно-коммуникационных технологий. Сегодня они присутствуют во всех сферах жизни и деятельности человека, в том числе в работе, обучении, досуге и общении.
Молодые люди, школьники-подростки, их родители, активно реагируют на многие новинки в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Невозможно представить современного подростка или его родителя, который не пользовался бы планшетом, смартфоном, нетбуком, или Интернетом, не был бы зарегистрирован в той или иной социальной сети.
Наибольший отклик у школьников вызывают те области информационно-коммуникационых технологий, которые позволяют им удовлетворять потребности – в общении, развлечении, получении знаний и самореализации.
С учётом вышесказанного, представляется целесообразным использование в образовательных целях, возможностей предоставляемых социальными сетями.
Одной из самых популярных среди молодежи социальных сетей является "ВКонтакте".
Социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, реализующий сетевую социальную структуру, состоящую из группы узлов — социальных объектов (группы людей, сообщества) и связей между ними (социальных взаимоотношений), на базе которого участники могут устанавливать отношения друг с другом.
Преимущества использования социальной сети «Вконтакте» в учебном процессе:
‒ Доступность (регистрация в социальной сети является бесплатной; для доступа к ней необходим интернет-браузер телефона или компьютера).
‒ Идентификация обучающихся (в социальной сети человек чаще всего выступает под своим именем-фамилией, появляется возможность видеть тех, кто онлайн в настоящее время).
‒ Технологичность (возможность создавать чаты и закрытые группы. Удобно принимать, отправлять, просматривать с телефона и компьютера, файлы всех типов: фотографии, видео, аудио и т.д.). Сайт практически никогда не виснет, есть много сервисов и мини-приложений).
‒ Персональное и групповое обучение (возможность совместной работы для обучающихся, обладающих разным уровнем знаний, расширение информационной и коммуникационной среды обучающихся).
‒ Наличие беседы, стены, индивидуальных сообщений (обсуждение идей и предложений вне аудитории позволит повысить эффективность обучения и качество проводимых мероприятий, а также улучшит эмоциональный климат группы).
‒ Мобильность и оперативность (возможность всегда довести срочную информацию, новые учебные материалы, решить вопросы и проблемные ситуации, не дожидаясь очного занятия, проследить активность участников через комментарии и количество просмотров, обменяться различными материалами: презентациями, документами, фотографиями, ссылками и т. д.).
‒ Расширение времени общения педагога с обучающимися (учебные и дополнительные материалы доступны круглосуточно).
‒ Позволяет поддерживать своевременную обратную связь с родителями обучающихся.
Социальная сеть ВКонтакте используется мной в образовательных целях, в рамках деятельности Детской театральной студии «Пёстрая лента», с 2014 года.
Деятельность детско-юношеского центра, сотрудником которого я являюсь, представлена в сети интернет сайтом образовательной организации.
Как каждый педагог ДЮЦ, я веду свой подсайт.
Для реализации задач повышения качества образования, популяризации деятельности студии, организации работы с родителями, мной создана страничка детской театральной студии «Пёстрая лента» ВКонтакте, которая, по сути, выполняет, функции образовательного ресурса для обучающихся и их родителей.
Сообщество «Пёстрая лента» имеет следующую структуру и наполнение:
В разделе «Документы» студийцы и их родители получают доступ к дополнительному учебному материалу по разделам программы «АРТ-ОСТРОВ»: лекционному, тестовому и постановочному; положениям о конкурсах, спискам, перечням и т.п. текстовым файлам.
В разделе «Стена» или «Лента» располагается основная информация:
Регулярно публикуются посты с материалами, разносторонне освещающие темы культуры, искусства, литературы, театра вообще и детского театрального творчества в частности. Публикуются видео и фото-отчёты, с информацией, о процессе и результатах учебной деятельности.
В период пандемии сообщество используется для дистанционного обучения. Мной формируются посты по определённым темам учебного плана, которые включают в себя: тему занятия, сроки её освоения, теоретический материал (например: статья с интерактивными ссылками), иллюстративный материал (например: презентации, спектакли, обучающее видео, виртуальные экскурсии), практическое творческое задание, и ту или иную форму проверки освоения материала (например: онлайн-тест).
В комментариях к постам воспитанники могут опубликовать свои творческие работы и получить обратную связь от педагога.
Актуальная информация о мероприятиях, изменениях в расписании и иных рабочих моментах, централизованно доводится до воспитанников по средствам сообщений в «Беседе», что позволяет получать оперативный отклик.
Видеофайлы - представлены видео-лекциями, тематическими фильмами и роликами, видеозаписями спектаклей профессиональных театров, занятий и постановок студии. Их домашний просмотр со странички студии, позволяет не тратить время на эту работу во время занятий.
Аудиофайлы – лекции, музыка, аудио-книги и аудио-спектакли, которые можно использовать в образовательных целях (например, фонограммы спектаклей помогают воспитанникам в самостоятельной домашней работе над ролью. Аудио-спектакли в исполнении профессиональных актёров служат прекрасными образцами актёрского и чтецкого мастерства. Аудиокниги помогают в подборе литературы, для составления собственного чтецкого репертуара).
Тематические тесты, созданные мной с помощью мини-приложения ВК, используются для проверки усвоения обучающимися пройденного материала.
Специальная функция по созданию интерактивных статей, позволяет мне преподносит лекционный материал в форме более удобной для восприятия обучающихся.
В случае с младшими школьниками работа с информацией, публикуемой на страничке студии, наиболее эффективна при участии родителей. Это представляется фактором способствующим возникновению большего взаимопониманию детей и родителей.
Совместный с родителями просмотр и обсуждение спектаклей и учебных видео, чтение интерактивных статей и выполнение творческих заданий, публикуемых на страничке студии, всегда положительно эмоционально окрашено и способствует формированию культуры и навыков использования Интернета в образовательных целях у обучающихся.
Хотелось бы остановиться на воспитательном аспекте использования социальной сети.
Очень удобно наличие странички в соцсети для решения задач сплочения подросткового коллектива. Студийцы имеют возможность публиковать здесь фото и видео файлы о мероприятиях, в которых они участвовали, получать одобрение результатов деятельности от своих товарищей, воспитанников и родителей, других групп, что является дополнительным сплачивающим фактором. Есть возможность лучше узнать интересы друг друга в процессе общения в сообществе.
Наполнение новостной ленты так же используется мной в воспитательных целях. Регулярно публикуются небольшие интересные статьи о людях, чья жизнь деятельность и достижения могут служить нравственным ориентиром для молодёжи, качественные спектакли, фильмы, музыка, совместный просмотр и обсуждение которых, помогает обратить внимание подростков на духовно-нравственные проблемы и ценности. Всё это вполне связано с предметом обучения и в полной мере соответствует образовательным целям.
Накопленный опыт использования позволяет сделать следующие выводы:
ВКонтакте является привычной и комфортной и для обучающихся средой.
Данная сеть предоставляет широкий диапазон возможностей и форм взаимодействия, разнообразие форм коммуникации, возможность фильтрации поступающей информации, широкие возможности совместной деятельности, возможность организации непрерывного обучения, широкие демонстрационные возможности.
Таким образом, социальная сеть «ВКонтакте», являясь популярным средством коммуникации детей и взрослых, позволяет использовать ее ресурсы в образовательных и воспитательных целях. Ее использование позволяет максимально эффективно организовывать процесс самостоятельной и дополнительной работы.
Источники:
http://проф-обр.рф/blog/2017-01-23-968
https://infourok.ru/socialnaya-set-vkontakte-kak-faktor-organizacii-uchebnogo-processa-opit-ispolzovaniya-socialnoy-seti-3971947.html
https://zen.yandex.ru/media/buchitel/pochemu-vkontakte-nelzia-ispolzovat-dlia-distancionnogo-obucheniia-5e9318457ea04b16b55411a7