Опыт организации поисковой и исследовательской деятельности. | Мой кабинет. Работа №353253
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно – воспитательного процесса. Напрашивается вопрос: « Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?» Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Опыт организации поисковой и исследовательской деятельности.
Камалова Гульнар Ильдаровна
учитель начальных классов
МБОУ «Старочурилинская СОШ»
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно – воспитательного процесса. Напрашивается вопрос: « Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?» Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Для начала ответим на вопрос: « Может ли младший школьник быть исследователем?»
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретет жизненный опыт, будет иметь определенный запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам « узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врожденной потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определенную роль играют окружающая среда и образовательные учреждения.
Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: « Скажи и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Что же такое «позиция исследователя»? Чем она характеризуется?
Высоким уровнем поисково – исследовательской активности ребенка, обусловленной познавательной потребностью. Стремлением к самостоятельному «познанию истины».
Выраженной склонностью к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, за которой стоит потребность в мыслительной нагрузке.
Позитивным отношением, предпочтением продуктивных способов познания.
Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов окружающего мира, наличия библиотеки, умения владеть информационными технологиями, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых и неживых объектов.
Нами были определены цели работы:
Выявление более одаренных учащихся, склонных знанию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
Пропедевтика научно- исследовательской деятельности младших школьников;
Обучение учащихся начальной школы в рамках саморазвития и самообразования;
Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие
с ними в плане расширения кругозора учащихс
я в области научных достижений;
Активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.
Исходя из этих целей, мы поставили перед собой задачи:
Развивать у детей навыки научно – исследовательской работы
(
анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы), умения самостоятельно и творчески мыслить.
Помочь ученикам приобрести знания, умения и навыки в интересующей области.
Овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами, оборудованием, техникой.
Совершенствовать навыки самостоятельной работы с научной литературой
,
обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформ
лению отчета и доклада о результатах научно – исследовательских работ, составлению презентации.
Воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин.
Хочу отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включить в работу различный вспомогательный дидактический материал ( памятки, инструкции, шаблоны) , обязательно обращаться за помощью к родителям.
Ведущая идея, по моему мнению, состоит в том, чтобы выполняемая ребенком исследовательская деятельность строилась по принципу « Все из жизни, все для жизни». Отсюда вытекает практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов исследования.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования- найти знания самостоятельно.
С первого класса мы начинаем вовлекать своих учеников в мини – исследования. Многие работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Так как в первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, потому первый класс является подготовительным этапом, который включает творческие работы учащихся, устные рассказы, в которых дети с помощью учителя учатся анализировать, рассуждать. Выделять главное.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для него. Варианты тем: «Мое имя, фамилия», «Моя семья», «Удивительные животные и растения», «основы здоровья», «Сохраним природу».
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и использоваться дополнительной литературой.
На уроках окружающего мира проекты помогают детям глубоко проникнуть в тайны природы. Так, выполняя проект «Жизнь леса», учащиеся готовят сообщения о лесе, альбом «Красная книга леса», викторину «Лес в нашей жизни»
Результатами исследовательских проектов являются выставки рисунков, оформление стендов, экологических плакатов, газет, фотоальбомы, буклеты, выставка поделок, рефераты, книжки- самоделки.
Сегодня необходима переориентация обучения, о чем говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Мы разделяем в данном случае позицию тех педагогов и психологов, которые считают, что потребность в новизне, любознательность, стремление к исследованиям и знаниям являются врожденными для каждого ребенка, но они слишком часто оказываются подавленными родителями и образовательной средой. Особенности построения содержания и методов обучения на каждой ступени образования должны быть направлены на то, чтобы исследовательский дар ребенка, проявляемый в разных формах его исследовательской активности, имел обильную «питательную среду» и был «востребован» в процессе обучения в школе.
Список литературы:
Бурнышева
М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «
Любознайка
».
Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет.
Волостникова
А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности.