Название статьи:
Опыт работы -"Технология наглядного моделировнаия для развития связной речи у детей дошкольного возраста" | Клементьева Ульяна Сергеевна. Работа №353095
Дата публикации:
03.12.2024
Автор:
Клементьева Ульяна Сергеевна
Описание:
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество эффективных методик, развития связной речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 44
"Наглядное моделирование в работе по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по программе "Развитие" под редакцией О.М.Дьяченко"
Составила:
Воспитатель Клементьева У.С. Дошкольное детство - один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Пи преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления в дошкольном детстве закладываются основы восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.
На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого обЪекта, создание его заместителя и работа с ним.
Цель применения наглядного моделирования - изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материалы (темы) он стал доступным, отпечатался в долгоременной памяти.
Актуальность использования наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что:
*Во-первых,ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем,но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию,которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;
*Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: " Когда учишь- записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики";
*В-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным,
Л.А.Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного обЪекта.
Формирование внимания, памяти, мышления и речи - процесс, проходящий красной нитью через весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Ежегодная "стартовая диагностика"детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определённые трудности в развитии внимания, памяти и особенно - речи.
Показатели речевого развития детей среднего дошкольного возраста:
-Фонетическая сторона речи;
-грамматический строй речи;
-лексическая сторона речи;
- Связная речь.
Особую значимость наглядное моделирование приобретает при формировании связной речи дошкольника.
При работе со сказкой мы учим детей выделять самые главные события, последовательность изложения; учим детей выделять самые главные события, последовательность изложения; учим детей абстрагироваться (насколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помогаем анализировать текст и делить его на значимые части. Иными словами, используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план, умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
Освоение действий замещения персонажей сказки.
Развитие действий построения двигательной и сериационной моделей сказки как основы для ее пересказа.
Освоение действий моделирования игрового пространства при проведении игры-драматизации.
*Освоение действий передачи отношения к персонажам сказок с помощью самостоятельно придуманных символических средств.
В средней группе дети передают свое эмоциональное отношение к сказке не только с помощью таких элементарных средств, как цвет и форма, но и используют характерные атрибуты персонажей, их действия, т.е. происходит усложнение осваиваемых символических средств. При этом в качестве средства, помогающего ребенку при пересказе, выступает наглядная пространственная модель сериационного или двигательного типа.
Занятия по пересказу русских народных сказок мы строим по определенной структуре:
Знакомство со сказкой и показ иллюстраций.
*Беседа по содержанию произведения, в которой дети давали характеристику сказочным персонажам, их действиям и поступкам.
Освоение действий замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвету, форме, величине).
Пересказ сказки, опираясь на наглядную модель.
При знакомстве со сказкой " Смоляной бычок" показала детям фланелеграф с вырезанным из бумаги домиком - "Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей , которые к нему приходили, будут вот эти кружки (Черный, коричневый, серый и белый), давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей". После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у фланелеграфа, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.
При знакомстве со сказкой " Рукавичка" дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На фланелеграфе в центр прикрепляется бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длинны, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска-это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки " Рукавичка" выступала наглядная пространственная модель сериационного типа ( раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).
Так мы познакомились со сказками " Смоляной бычок", "Лисичка со скалочкой", "Братец лис и братец кролик"," Теремок", " Рукавичка", "Два жадных медвежонка", в дальнейшем планируется знакомство со сказкой " У солнышка в гостях".
Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки, опираясь на заместители; они осваивают действия построения наглядной модели сказки как основы для ее пересказа.
Очень интересно проходят занятия по развитию речи, где дети сочиняют свои истории с опорой на заместители и передают свое отношение к придуманному персонажу при помощи символических средств. На такие занятия приносим чудесную шкатулку со сказками: дети получают из шкатулки героев своей сказки- кружки разного цвета и придумывают интересные истории про них. Или отправляемся в путешествие, где каждый находит свой заместитель и придумывает про него историю. В процессе этих занятий у детей развивается воображение, совершенствуется действие "опредмечивания" заданных элементов действительности.
Использование наглядных моделей при пересказе и составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребенку определять главные структурные компоненты сказки или пересказах.
Скачать работу
"Наглядное моделирование в работе по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по программе "Развитие" под редакцией О.М.Дьяченко"
Составила:
Воспитатель Клементьева У.С. Дошкольное детство - один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Пи преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления в дошкольном детстве закладываются основы восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.
На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого обЪекта, создание его заместителя и работа с ним.
Цель применения наглядного моделирования - изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материалы (темы) он стал доступным, отпечатался в долгоременной памяти.
Актуальность использования наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что:
*Во-первых,ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем,но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию,которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;
*Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: " Когда учишь- записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики";
*В-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным,
Л.А.Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного обЪекта.
Формирование внимания, памяти, мышления и речи - процесс, проходящий красной нитью через весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Ежегодная "стартовая диагностика"детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определённые трудности в развитии внимания, памяти и особенно - речи.
Показатели речевого развития детей среднего дошкольного возраста:
-Фонетическая сторона речи;
-грамматический строй речи;
-лексическая сторона речи;
- Связная речь.
Особую значимость наглядное моделирование приобретает при формировании связной речи дошкольника.
При работе со сказкой мы учим детей выделять самые главные события, последовательность изложения; учим детей выделять самые главные события, последовательность изложения; учим детей абстрагироваться (насколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помогаем анализировать текст и делить его на значимые части. Иными словами, используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план, умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
Освоение действий замещения персонажей сказки.
Развитие действий построения двигательной и сериационной моделей сказки как основы для ее пересказа.
Освоение действий моделирования игрового пространства при проведении игры-драматизации.
*Освоение действий передачи отношения к персонажам сказок с помощью самостоятельно придуманных символических средств.
В средней группе дети передают свое эмоциональное отношение к сказке не только с помощью таких элементарных средств, как цвет и форма, но и используют характерные атрибуты персонажей, их действия, т.е. происходит усложнение осваиваемых символических средств. При этом в качестве средства, помогающего ребенку при пересказе, выступает наглядная пространственная модель сериационного или двигательного типа.
Занятия по пересказу русских народных сказок мы строим по определенной структуре:
Знакомство со сказкой и показ иллюстраций.
*Беседа по содержанию произведения, в которой дети давали характеристику сказочным персонажам, их действиям и поступкам.
Освоение действий замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвету, форме, величине).
Пересказ сказки, опираясь на наглядную модель.
При знакомстве со сказкой " Смоляной бычок" показала детям фланелеграф с вырезанным из бумаги домиком - "Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей , которые к нему приходили, будут вот эти кружки (Черный, коричневый, серый и белый), давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей". После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у фланелеграфа, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.
При знакомстве со сказкой " Рукавичка" дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На фланелеграфе в центр прикрепляется бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длинны, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска-это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки " Рукавичка" выступала наглядная пространственная модель сериационного типа ( раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).
Так мы познакомились со сказками " Смоляной бычок", "Лисичка со скалочкой", "Братец лис и братец кролик"," Теремок", " Рукавичка", "Два жадных медвежонка", в дальнейшем планируется знакомство со сказкой " У солнышка в гостях".
Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки, опираясь на заместители; они осваивают действия построения наглядной модели сказки как основы для ее пересказа.
Очень интересно проходят занятия по развитию речи, где дети сочиняют свои истории с опорой на заместители и передают свое отношение к придуманному персонажу при помощи символических средств. На такие занятия приносим чудесную шкатулку со сказками: дети получают из шкатулки героев своей сказки- кружки разного цвета и придумывают интересные истории про них. Или отправляемся в путешествие, где каждый находит свой заместитель и придумывает про него историю. В процессе этих занятий у детей развивается воображение, совершенствуется действие "опредмечивания" заданных элементов действительности.
Использование наглядных моделей при пересказе и составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребенку определять главные структурные компоненты сказки или пересказах.