Опыт работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников | Мой кабинет. Работа №344209
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФОП ДО и ФГОС предъявляют требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, гордости за вой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических занятиях и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Поэтому в детском саду среди направлений образовательной программы ДОУ (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Опыт работы детского сада
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФОП ДО и ФГОС предъявляют требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, гордости за вой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание детей в нашем детском саду является одной из основных задач. В январе 2017 года дошкольному учреждению был присвоен статус Ресурсной площадки по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мы – будущее России!», целью которой является обобщение и распространение передового педагогического опыта, оказание методической помощи педагогам образовательных организаций НАО.
В рамках Ресурсной площадки по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мы – будущее России!» были проведены следующие мероприятия:
- открытие Ресурсной площадки - «Литературно – музыкальный праздник «Что мы Родиной зовём?» (с приглашением педагогов города и округа, социальных партнёров, родителей воспитанников);
- вернисаж детского рисунка «Что мы Родиной зовём?», приуроченный к открытию Ресурсной площадки;
- временные экспозиции в мини – музее «Что мы Родиной зовём?», приуроченная к открытию Ресурсной площадки; «Дружат дети всей страны» в рамках познавательного проекта;
- консультации и семинары – практикумы для педагогов ДОУ «Инновационные подходы к осуществлению нравственно-патриотического воспитания в ДОО»; «Воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с понятием «Семья» (презентация, деловая игра с педагогами) и др.;
- МО для специалистов по изобразительной деятельности и воспитателей ДОО, проходящих стажировку на Ресурсной площадке - семинар – практикум «Использование регионального компонента в работе воспитателя» и мастер – класс «Изготовление сувенира» (нарты ездовые и грузовые);
- познавательно – развлекательные мероприятия на базе библиотеки п.Лесозавод с участием представителей клуба пенсионеров «Светёлка» - «Праздник Рождества», «Русская воинская доблесть – Морской бой», «В гостях у матрёшки», «Праздник русского лаптя»;
- в течение года вёл свою работу отряд «Тимуровец» (посещение пожилых людей на дому) - «Рождественские колядки», «С праздником милые бабушки», «С Днём Победы!», где дети и педагоги подготовительной группы готовили поздравительные, пригласительные открытки и номера для подшефных, приглашали их на праздничные мероприятия в ДОУ («Победой дышит май!»);
- праздник «Победой дышит май!» - с участием клуба пенсионеров «Светёлка», приглашением подшефных и педагогов, проходящих стажировку на Ресурсной площадке;
- спортивное развлечение «Нашей Армии сыны!» участием с пап воспитанников;
- смотр строя и песни «Красив в строю, силён в бою» совместно с учащимися первого класса ГБОУ НАО «СШ № 2»;
- участие в окружном театральном фестивале «Волшебные краски северной сказки», дети средней и старшей групп выступили с ненецкими сказками «Собака и человек» и «Как оленёнок друга нашел»;
- участие педагогов в мероприятиях дня семейного творчества окружного театрального фестиваля «Волшебные краски Северной сказки», мастер – класс «Сочиним вместе сказку», «Давайте поиграем»;
- совместный музыкально – литературный концерт «Край морошковый» с учащимися и педагогами ДШИ г.Нарьян – Мара;
- интерактивное занятие «Ненецкие народные игры», провели сотрудники ГБУК НАО «Ненецкий краеведческий музей»;
- посещение ГБУК НАО «Ненецкий краеведческий музей»: интерактивное занятие «Весна – красна»; экспозиция «НАО в годы ВОв»; экскурсия по Аллее Славы, возложение цветов к памятникам;
- интерактивное занятие «В гости к ненецкой семье», провели сотрудники ГБУК «ЭКЦ НАО»;
- мастер – класс для педагогов ДОУ «Кукла Укка», провели сотрудники ГБУК «ЭКЦ НАО»;
- участие воспитанницы подготовительной группы в окружном конкурсе художественного слова чтецов – любителей на ижемском диалекте коми языка «Чужан кыы» («Родное слово») в рамках проекта «Родной язык – основа духовности и культуры этноса коми – ижемцев»
- праздничное мероприятие для родителей «Что мы Родиной зовём?»;
- общее родительское собрание «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников посредством партнёрского взаимодействия семьи и детского сада»;
- проектная деятельность: долгосрочный проект (2014 – 2019 г.) «Я помню, я горжусь»; краткосрочные проекты «Игры нашего двора», «Дети России», «Ненецкий автономный округ в годы войны»;
- ведется работа над созданием Книги Памяти «Помним! Гордимся!».
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических занятиях и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Поэтому в детском саду среди направлений образовательной программы ДОУ (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Природные и культурные ценности родного края отражены в перспективных планах «Знакомство с родным краем» (на все возрастные группы), в плане по патриотическому и духовно – нравственному воспитанию (на все возрастные группы), кружковой работе «Хочу всё знать», «С чего начинается Родина?», «Маранга» (для старшего дошкольного возраста).
Формы работы с детьми и их родителями
по нравственно – патриотическому воспитанию
Для детей
Для родителей
- интегрированные, познавательно – экологические занятия, физкультурные досуги, военно – спортивные игры, музыкальные праздники, досуги и развлечения, физкультминутки;
- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;
- тематические презентации;
- дидактические игры и упражнения, СРИ, подвижные игры;
- чтение и обсуждение, рассматривание и обсуждение;
- изготовление атрибутов для СРИ;
- создание тематических папок и их оформление;
- изготовление поделок для группового помещения и праздникам;
- конструирование военной техники из бумаги и бросового материала;
- выставки книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи;
- викторины;
- инсценирование и драматизация отрывков художественных произведений, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;
- продуктивная деятельность по прочитанному или просмотренному произведению, рисование иллюстраций к художественным произведениям, рисование иллюстраций к прослушанным (военным) песням, музыкальным произведениям;
- пение, беседы по содержанию песни, драматизация песни, слушание и обсуждение (военных) песен;
- патриотические акции;
- экскурсии (к памятникам, в музей, библиотеку и пр.);
- посещение музеев, библиотек;
- целевые прогулки;
- народные праздники;
- смотры – конкурсы;
- запись детских рассказов;
- интервьюирование;
- изготовление плакатов;
- организация встреч с уважаемыми людьми, ветеранами, тружениками тыла, «детьми войны»;
- просмотр и обсуждение видеоматериалов;
- посещение и изготовление макетов памятников и памятных мест.
- семейные вечера;
- родительские собрания (встречи, мастер-классы, деловые игры и пр.)
- музыкально – литературные композиции;
- тематические выставки;
- рукописные журналы, альбомы;
- выставки рисунков, плакатов;
- проведение творческих мастерских;
- создание «Семейных клубов»;
- оформление выставок детского творчества, совместного творчества детей со взрослыми;
- фотовыставки;
- викторины, сочинение загадок (о военных предметах и событиях войны);
- акции;
- экскурсии с участием родителей («В гости к маме/папе на работу»);
- краеведческие прогулки с родителями;
- патриотические акции;
- ежегодный фестиваль семейного творчества;
- создание мини – музеев, музеев – архивов, наполняемых детьми и родителями семейными реликвиями;
- консультации и рекомендации;
- анкетирование.
В детском саду для дошкольников создана предметно-пространственная развивающая и воспитывающая среда. Ведётся плановая систематическая работа по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Осуществляется сотрудничество педагогов с семьей, работниками учреждений культуры НАО (библиотека, краеведческий музей, ЭКЦ, Заповедник Ненецкий и пр.), общественных организаций, включающее в себя установление доверительных деловых контактов, общей позиции в деле воспитания детей. Созданы условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада, работников музея, библиотеки и других эмоционально значимых для ребенка людей и учреждений. Проводится систематическая работа по психолого – педагогическому просвещению родителей в области духовно - нравственного, патриотического воспитания ребенка. Обеспечивается подготовленность педагогов по вопросам патриотического воспитания детей, выражающаяся в обогащении их необходимыми знаниями, умениями. Разработаны и апробированы перспективные планы по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста, перспективные планы по ознакомлению дошкольников с родным краем. Ведется работа над реализацией долгосрочного проекта (с 2014 по настоящее время) «Я помню, я горжусь», направленный на формирование, обогащение и расширение знаний детей о семье, семейных традициях, чувства сопричастности к родному дому, национально – региональной культуре, родному языку, природе родного края, на воспитание нравственности, эмоционально – действенного отношения к окружающим; все это отражено в темах проекта – «Ненецкий автономный округ в годы войны», «Книга Памяти», «Дети войны», «Моя семья – мое богатство».
Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ представлена следующим образом:
- Тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о ценностях российского народа, исторических и национально-культурных традициях своей страны, родного края.
- Сотрудничество с родителями - не менее важное условие духовно-нравственного воспитания детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно и гордостью относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
- При организации работы по патриотическому воспитанию целесообразно использовать разнообразные педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации. При отборе произведений необходимо руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации), чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов/сказок/четверостиший.
Подобный подход способствует не только воспитанию у дошкольника патриотических чувств, становлению у него основ гражданственности, но и формированию его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.