Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка» | Позднякова Татьяна Анатольевна. Работа №211200
Автор: Позднякова Татьяна Анатольевна
Экологическое воспитание дает возможность реализовать познавательное развитие ребенка и заложить фундамент экологического сознания.
Условия возникновения и становления опыта: постоянно находясь в социуме я обратила внимание на снижение у детей экологической культуры, недостаточное развитие речи, снижение познавательной активности. Передо мной встал вопрос как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания, самостоятельному поиску знаний, решений и достижений поставленных целей. Я поняла, что могу решить эти вопросы через экологическое воспитание, так как природа – это самый мудрый учитель.
Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка»
Познякова Татьяна Анатольевна
Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка»
Природа- это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В. Гете.
Актуальность.
На современном этапе наиболее актуальными становятся проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразовываюшим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Экологическомуобразованию в нашей стране, как и во всем мире, уделяется большое внимание.
Природный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. Экологическое воспитание – эффективный метод познаниязакономерностей и явлений окружающего мира. Обогащается память ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения, то есть экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка.
В процессе экологического воспитания дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым или первооткрывателем.
Изучив литературу по экологическому воспитанию, я решила адаптировать материал в своей работе с детьми.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что экологическое воспитаниедает возможность реализовать познавательное развитие ребенка и заложить фундамент экологического сознания.
Условия возникновения и становления опыта: постоянно находясь в социуме я обратила внимание на снижение у детей экологической культуры, недостаточное развитие речи, снижение познавательной активности. Передо мной встал вопрос как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания, самостоятельному поиску знаний, решений и достижений поставленных целей. Я поняла, что могу решить эти вопросы через экологическое воспитание, так как природа – это самый мудрый учитель.
Ведущая идея: формирование познавательной активности через экологическое воспитание. Создать условия для развития познавательных процессов дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Новизна идеи: работа по развитию у детей познавательной активности проводится согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС, применением инновационных технологий, с учетом интересов и потребностей детей и пожеланий родителей.
Задачи:
1. Формирование предпосылок экологического сознания.
2. Расширение кругозора ребенка, формирование целостной системы мира.
3. Развитие познавательной, речевой, продуктивной деятельности.
Свою работу по данной теме я начала с диагностики уровня экологической воспитанности детей и анкетирования родителей.
Основываясь на полученных данных, мною было разработано тематическое планирование по сезонам (осень, зима, весна, лето, также я использовала проектную деятельность. Работа по данной теме проводилась в течение двух лет (средней и старшей группах).
Структуру обучения дошкольников я выстраивала следующим образом:
1. Мониторинг начального уровня знаний детей.
2. Подбор и изучение материала.
3. Обобщение нового материала.
4. Контроль усвоения материала детьми.
5. Коррекция дальнейшей работы с детьми, с учетом проведения контроля.
Технология обучения дошкольников
• на протяжении всего учебного года включаются циклы наблюдений за объектами природы ближайшего окружения;
• важным компонентом данной технологии является чтение художественной литературы на протяжении всего года, соответствующее возрасту детей;
• значительное место я отвожу творческим процессам: восприятие детьми произведений искусства, отражение своих впечатлений в продуктивной деятельности, составление детьми загадок, рассказов о природе, с их последующим оформлением в книге, отражение знаний о труде взрослых в сюжетно-ролевых играх;
• одним из важных компонентов технологии является поисково-исследовательская деятельность. Поэтому в группе мы создали мини-лабораторию для детского экспериментирования.
• для повышения познавательной активности систематически проводятся экологические занятия. На каждом занятии перед детьми или игровым персонажем ставится проблемная ситуация, которую помогают решить дети.
Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использовала такие формы работы:
Формы работы с детьми:
• наблюдения
• труд в природе
• экскурсии
• занятия
• беседы, игры
• экспериментирование
• праздники
• экологические акции
• участие в конкурсах
• чтение художественной литературы.
В своей работе я активно использую мультимедийные презентации для дошкольников («Овощи», «Животные», «Путешествие по страницам Красной книги»).
Развивать познавательную активность через экологическое воспитание возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. В работес родителями использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. С помощью родителей постоянно обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Родители участвуют в выпуске стенгазет, в выставках и конкурсах «Лучший букет», «Дары осени», «Кормушка для пичужки», «Здравствуй зимушка- зима», в совместных экскурсиях и прогулках в природу, в совместных досугах и развлечениях.
В течение года были созданы самодельные книги «Друзья природы», «Лекарственные растения», «Гриб грибок». В старшей группе прошла экологическая акция «Шумите, дубравы», «Берегите воду», «Елочка- зеленая иголочка».
Я считаю, что в результате проделанной работы, добилась поставленной цели:
• у детей сформированы начала экологической культуры;
• возник познавательный интерес к объектам и явлениям природы;
• дети научились наблюдать, экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• освоили нормы поведения в природном окружении;
• повысился контакт с семьями воспитанников.
Сравнительный анализ мониторинга по экологическому воспитанию показал, что уровень знаний детей по данному разделу имеет положительную динамику. Промежуточный мониторинг позволил скорректировать дальнейшую работу с детьми по данному направлению, что позволит в дальнейшем добиться более высоких результатов.
Работу по данной теме я буду продолжать с новым набором детей, используя системно - деятельностный подход в разных формах образовательной работы. В работу с дошкольниками я хочу ввести игровые и сказочные тренинги экологической направленности. Более широко планирую использовать нетрадиционные формы работы с родителями: фотогалереи, эколого - психологические тренинги, природоохранные акции.
На мой взгляд, правильно организованное экологическое воспитание дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Используемая литература:
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста. -М., Просвещение, 2007г.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб., Детство-Пресс, 2001
3. ВолчковаВ. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе: экология-Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009
4. Инновации в дошкольном образовательном учреждении: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции/гл. ред. Нечаев М. П. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2012.- 784с.
5. Смирнова В. В., Балуева Н. И. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - СПб: Издательство РГПУ ИМ. А. и. Герцена, 2010
6. Интернет ресурс: http://festival.1september.ru/articles/601740/
7. Интернет ресурс: http://eco-apatity.jimdo.com/