Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 09.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка» | Позднякова Татьяна Анатольевна. Работа №211200

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Позднякова Татьяна Анатольевна
Экологическое воспитание дает возможность реализовать познавательное развитие ребенка и заложить фундамент экологического сознания.

Условия возникновения и становления опыта: постоянно находясь в социуме я обратила внимание на снижение у детей экологической культуры, недостаточное развитие речи, снижение познавательной активности. Передо мной встал вопрос как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания, самостоятельному поиску знаний, решений и достижений поставленных целей. Я поняла, что могу решить эти вопросы через экологическое воспитание, так как природа – это самый мудрый учитель.

Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка»

Познякова Татьяна Анатольевна 
Опыт работы «Экологическое воспитание как часть познавательного развития ребенка»

Природа- это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В. Гете.

Актуальность.

На современном этапе наиболее актуальными становятся проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразовываюшим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характераЭкологическомуобразованию в нашей стране, как и во всем мире, уделяется большое внимание.

Природный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. Экологическое воспитание – эффективный метод познаниязакономерностей и явлений окружающего мира. Обогащается память ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения, то есть экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка.

В процессе экологического воспитания дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым или первооткрывателем.

Изучив литературу по экологическому воспитанию, я решила адаптировать материал в своей работе с детьми.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что экологическое воспитаниедает возможность реализовать познавательное развитие ребенка и заложить фундамент экологического сознания.

Условия возникновения и становления опыта: постоянно находясь в социуме я обратила внимание на снижение у детей экологической культуры, недостаточное развитие речи, снижение познавательной активности. Передо мной встал вопрос как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания, самостоятельному поиску знаний, решений и достижений поставленных целей. Я поняла, что могу решить эти вопросы через экологическое воспитание, так как природа – это самый мудрый учитель.

Ведущая идея: формирование познавательной активности через экологическое воспитание. Создать условия для развития познавательных процессов дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.

Новизна идеиработа по развитию у детей познавательной активности проводится согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС, применением инновационных технологий, с учетом интересов и потребностей детей и пожеланий родителей.

Задачи:

1. Формирование предпосылок экологического сознания.

2. Расширение кругозора ребенка, формирование целостной системы мира.

3. Развитие познавательной, речевой, продуктивной деятельности.

Свою работу по данной теме я начала с диагностики уровня экологической воспитанности детей и анкетирования родителей.

Основываясь на полученных данных, мною было разработано тематическое планирование по сезонам (осень, зима, весна, лето, также я использовала проектную деятельность. Работа по данной теме проводилась в течение двух лет (средней и старшей группах).

Структуру обучения дошкольников я выстраивала следующим образом:

1. Мониторинг начального уровня знаний детей.

2. Подбор и изучение материала.

3. Обобщение нового материала.

4. Контроль усвоения материала детьми.

5. Коррекция дальнейшей работы с детьми, с учетом проведения контроля.

Технология обучения дошкольников

• на протяжении всего учебного года включаются циклы наблюдений за объектами природы ближайшего окружения;

• важным компонентом данной технологии является чтение художественной литературы на протяжении всего года, соответствующее возрасту детей;

• значительное место я отвожу творческим процессамвосприятие детьми произведений искусства, отражение своих впечатлений в продуктивной деятельности, составление детьми загадок, рассказов о природе, с их последующим оформлением в книге, отражение знаний о труде взрослых в сюжетно-ролевых играх;

• одним из важных компонентов технологии является поисково-исследовательская деятельность. Поэтому в группе мы создали мини-лабораторию для детского экспериментирования.

• для повышения познавательной активности систематически проводятся экологические занятия. На каждом занятии перед детьми или игровым персонажем ставится проблемная ситуация, которую помогают решить дети.

Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использовала такие формы работы:

Формы работы с детьми:

• наблюдения

• труд в природе

• экскурсии

• занятия

• беседы, игры

• экспериментирование

• праздники

• экологические акции

• участие в конкурсах

• чтение художественной литературы.

В своей работе я активно использую мультимедийные презентации для дошкольников («Овощи»«Животные»«Путешествие по страницам Красной книги»).

Развивать познавательную активность через экологическое воспитание возможно лишь тогда, когда родители обладают экологической культурой. В работес родителями использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. С помощью родителей постоянно обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Родители участвуют в выпуске стенгазет, в выставках и конкурсах «Лучший букет»«Дары осени»«Кормушка для пичужки»«Здравствуй зимушка- зима», в совместных экскурсиях и прогулках в природу, в совместных досугах и развлечениях.

В течение года были созданы самодельные книги «Друзья природы»«Лекарственные растения»«Гриб грибок». В старшей группе прошла экологическая акция «Шумите, дубравы»«Берегите воду»«Елочка- зеленая иголочка».

Я считаю, что в результате проделанной работы, добилась поставленной цели:

• у детей сформированы начала экологической культуры;

• возник познавательный интерес к объектам и явлениям природы;

• дети научились наблюдать, экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• освоили нормы поведения в природном окружении;

• повысился контакт с семьями воспитанников.

Сравнительный анализ мониторинга по экологическому воспитанию показал, что уровень знаний детей по данному разделу имеет положительную динамику. Промежуточный мониторинг позволил скорректировать дальнейшую работу с детьми по данному направлению, что позволит в дальнейшем добиться более высоких результатов.

Работу по данной теме я буду продолжать с новым набором детей, используя системно - деятельностный подход в разных формах образовательной работы. В работу с дошкольниками я хочу ввести игровые и сказочные тренинги экологической направленности. Более широко планирую использовать нетрадиционные формы работы с родителями: фотогалереиэколого - психологические тренинги, природоохранные акции.

На мой взгляд, правильно организованное экологическое воспитание дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Используемая литература:

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста. -М., Просвещение, 2007г.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб., Детство-Пресс, 2001

3. ВолчковаВ. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группеэкология-Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009

4. Инновации в дошкольном образовательном учреждении: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции/гл. ред. Нечаев М. П. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2012.- 784с.

5. Смирнова В. В., Балуева Н. И. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - СПб: Издательство РГПУ ИМ. А. и. Герцена, 2010

6. Интернет ресурсhttp://festival.1september.ru/articles/601740/

7. Интернет ресурсhttp://eco-apatity.jimdo.com/

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×