Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Опыт работы педагога-наставника с молодым специалистом в начальной школе | Голосиенко Елена Александровна. Работа №349381

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается опыт работы педагога-наставника с молодым специалистом в начальной школе. Освещаются основные задачи наставничества, подходы к адаптации начинающего учителя к профессиональной среде, а также методики, помогающие ему быстро освоить ключевые компетенции и эффективно выстроить образовательный процесс. Подчеркивается важность личного примера, поддержки и мотивации со стороны наставника.

         Ключевые слова: наставничество, молодой специалист, адаптация, начальная школа, профессиональная поддержка.

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Голосиенко Елена Александровна, учитель начальных классов Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа№4 Амвросиевского Муниципального округа"

Донецкой Народной Республики

 

Аннотация: В статье рассматривается опыт работы педагога-наставника с молодым специалистом в начальной школе. Освещаются основные задачи наставничества, подходы к адаптации начинающего учителя к профессиональной среде, а также методики, помогающие ему быстро освоить ключевые компетенции и эффективно выстроить образовательный процесс. Подчеркивается важность личного примера, поддержки и мотивации со стороны наставника.

Ключевые слова: наставничество, молодой специалист, адаптация, начальная школа, профессиональная поддержка.

 

Работа педагога-наставника с молодыми специалистами в начальной школе играет важную роль в формировании качественного образовательного процесса. Молодые учителя приходят в школу с багажом теоретических знаний, но зачастую испытывают сложности с практическим применением методик, управлением классом, а также с адаптацией к повседневной педагогической деятельности. Педагог-наставник становится тем профессиональным проводником, который помогает начинающему учителю уверенно войти в профессию и быстрее освоить ключевые навыки.

На практике первая задача наставника заключается в создании атмосферы доверия и поддержки, поскольку молодой специалист часто сталкивается с чувством неуверенности. Наставник должен показать начинающему педагогу, что ошибки — это нормальная часть процесса обучения, а также подчеркнуть, что важнее всего не бояться задавать вопросы и открыто обсуждать возникающие трудности. Обеспечение психологического комфорта способствует повышению уровня вовлеченности и мотивации молодого специалиста, формирует уверенность в его силах.

С первых недель работы важно вводить начинающего педагога в школьную среду, рассказывать о специфике взаимодействия с коллегами, администрацией и родителями учащихся. Молодой учитель должен понимать общие задачи школы, ценности и традиции образовательного учреждения, что позволит ему быстрее почувствовать себя частью коллектива и адаптироваться к рабочей атмосфере. Эффективный способ погружения в профессиональную среду — это совместное участие в школьных мероприятиях и педагогических советах, где начинающий педагог может получить представление о работе более опытных коллег и постепенно вникнуть в тонкости преподавания.

Для успешного взаимодействия с классом молодой специалист должен освоить ряд педагогических технологий, которые можно легко применить в работе с детьми начальных классов. В этом плане наставник может предложить совместное планирование уроков, демонстрацию на практике методов и приёмов работы с учащимися. Например, вместе с молодым педагогом полезно подготовить конспект урока, обсудить способы удержания внимания детей, планирование работы в группах, а затем провести анализ урока, чтобы оценить, какие моменты были успешными, а где можно внести коррективы. Такой подход помогает начинающему учителю понять, как можно выстраивать диалог с учениками, создавать позитивный настрой на занятиях и предотвращать конфликтные ситуации.

Одним из основных этапов наставничества является формирование навыков управления классом, поскольку именно на начальных этапах учителя сталкиваются с трудностями дисциплины. Наставник делится своим опытом в вопросах организации порядка в классе, обучает методам создания благоприятного климата, показывает примеры ненасильственного управления поведением детей. Рекомендуется также проведение пробных занятий, когда наставник выступает наблюдателем и даёт обратную связь по конкретным ситуациям, возникающим в ходе урока. Такой формат позволяет молодому педагогу быстрее увидеть свои сильные и слабые стороны, проработать методы для эффективного взаимодействия с детьми.

Особое внимание в процессе наставничества стоит уделить работе с родителями, так как взаимодействие с семьёй учащегося требует от педагога не только коммуникативных, но и организационных навыков. Наставник может пригласить молодого учителя на родительские собрания и встречи, чтобы продемонстрировать, как наладить позитивное общение с родителями, как реагировать на вопросы и как выстраивать конструктивный диалог. Постепенно передавая молодому специалисту эту часть педагогической ответственности, наставник помогает ему сформировать основы партнёрского общения с родителями, что важно для достижения успешных образовательных результатов.

Наставничество также предполагает регулярный анализ профессиональных достижений молодого педагога. Важно отмечать даже небольшие успехи, чтобы начинающий учитель видел динамику своего развития и понимал, что его усилия приносят результаты. Кроме того, наставник должен поощрять его к самостоятельному анализу своих уроков, что позволит молодому специалисту объективно оценивать свои достижения и находить точки для улучшения. Важно, чтобы наставник не только давал готовые рекомендации, но и поощрял к поиску собственных решений. Таким образом, у молодого учителя формируется чувство профессиональной уверенности и ответственность за свою работу.

Отдельно следует подчеркнуть значимость личного примера, который подает наставник. Как показывает практика, наиболее ценные уроки передаются именно через наблюдение за работой наставника. Совместное планирование занятий, разработка методических материалов, организация внеурочных мероприятий — всё это позволяет молодому учителю увидеть, как организуется образовательный процесс, учит планированию, целеполаганию и рефлексии. Личный пример также помогает молодому педагогу понять, что работа учителя требует постоянного развития, а значит, он должен быть готов к самосовершенствованию и повышению квалификации.

Одной из особенностей эффективного наставничества является гибкость в подходах, так как каждый начинающий учитель обладает уникальными способностями, уровнем подготовки и профессиональными предпочтениями. Наставник должен учитывать индивидуальные особенности молодого педагога, помогать ему раскрывать его потенциал и развивать сильные стороны. Например, если молодой учитель проявляет интерес к творческим методам обучения, наставник может предложить разработку специальных проектов, квестов или интерактивных уроков, которые будут соответствовать его интересам и способствовать повышению мотивации к педагогической деятельности.

Таким образом, опыт работы педагога-наставника с молодым специалистом — это многогранный процесс, требующий профессионализма, терпения и гибкости. Наставник не только помогает освоить базовые профессиональные навыки, но и закладывает фундамент для профессионального роста и саморазвития молодого педагога. Важно помнить, что успешное наставничество оказывает долгосрочное влияние на молодого учителя, формируя у него уверенность в своей профессиональной пригодности и желание в дальнейшем совершенствовать свои навыки. В результате такого подхода школа получает высококвалифицированного, мотивированного и целеустремлённого педагога, способного внести свой вклад в развитие образования.

 

Список литературы

 

Дипломатова

З

.

Ю

.

, Иванов В

.

Н

.

, Александрова Г

.

А

.

Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя

// Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2021. №1 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-uslovie-kariernogo-rosta-uchitelya (дата обращения: 30.10.2024).

Зайцева С

.

А

.

, Деменева Н

.

Н

.

, Сущевская П

.

Ю

.

Опыт психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов - учителей начальной школы

// Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-molodyh-spetsialistov-uchiteley-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 30.10.2024).

Эффективные практики организации наставничества: сборник/

Автор-сост.: И.И.

Гулевич

. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт

развития образования», 2023 — 77 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×