Опыт работы по формированию здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии | Фиренце Надежда Владимировна. Работа №348157
С статье представлен опыт работы воспитателя по теме формирования здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии, принципы, цели, методы, приёмы валеологического воспитания. Педагог рассказывает, с какого детского возраста начата работа по выбранной теме, этапы работы, какие отработаны практические навыки у дошкольников, затрагивает вопросы работы с родителями по теме.
Опыт работы по формированию здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
В дошкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Задача педагогов помочь детям: осознанно относиться к здоровью и жизни; усвоить знания о здоровье и приобрести умения оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни, формирования валеологической культуры дошкольников.
Что же такое валеологическое образование ?
Валеологическое образование-целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения дощкольниками системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания, а также культуры здоровья личности и общества.
Принципы валеологического образования:
Принцип всеобщности
- требует работать со всеми детьми, как со здоровыми, так и с больными, вызывая у них стремление быть здоровыми в любых условиях.
Принцип целостного подхода
к здоровью ребенка требует относиться к его организму как к единому целому,
Принцип гуманизма и альтруизма
ориентирует педагога на признание основной ценностью учебно-воспитательного процесса самого ребенка и его здоровья
Принцип
«
Не навреди!
»
определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые: просты, доступны, безопасны, эффективны,
Выбрав эту тему для работы, мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
Цель: формирование здоровья и расширение резервных возможностей организма детей с раннего возраста, увеличение количества и качества здоровья.
Задачи:
- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;
-накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
-становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
В процессе ознакомления детей с принципами валеологии в своей работе используем следующие методы и приёмы:
Словесные:
Беседа (уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы)
Чтение художественного произведения: расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.
Рассказ педагога ( Создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены и т.д. ).
Рассказы детей ( совершенствовать знания, умения отражать сложившиеся представления,повышать степень обобщенности знаний ), помогая им вопросами
Кроме того используются также такие методы, как:
Заучивание стихотворений.
Дидактические игры.
Сюжетно -ролевые игры.
Подвижные игры
Развлечения.
Моделирование ситуаций.
Консультации.
Наблюдение
Практические:
Игровой метод – использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. Здесь создаётся воображаемая игровая ситуация, используются наглядные методы обучения.
Моделирование – создание моделей, их использование, формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях, объектов.
Экспериментирование – самостоятельная поисковая деятельность детей с целью решения поставленной задачи.
Наглядные:
Рассматривание картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем
Задачи работы с ними: уточнение, обогащение представлений детей об организме, обогащение словаря детей; формирование наглядных образов тех органов, восприятие которых в жизни невозможно; обогащение, систематизация знаний детей; активизация словаря, развитие связной речи
Наблюдение – формирование основного содержания знаний дошкольников об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной форм мышления, речи.
А также можно использовать такие методы и приемы как:
Организация выставок, конкурсов.
Сбор фотоматериалов.
Рассматривание иллюстраций.
Аудиовизуальная техника.
Информационно-агитационные стенды.
Театрализованная деятельность.
Личный пример взрослых.
Каковы же формы организации работы с детьми, используемые для реализации поставленных задач?: Это:
экскурсии;
наблюдения;
дидактические игры;
чтение специальной литературы;
простейшие физиологические опыты;
самостоятельное наблюдение;
индивидуальные занятия в уголках здоровья;
сюжетно-ролевые игры; беседы вне занятий
Формы работы должны соответствовать возрастным особенностям ребёнка и способствовать развитию его познавательных способностей.
Работа по выбранной теме началась во второй младшей группе с разработки перспективного планирования и обновления имеющихся картотек (подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр и т.д.)
Затем мы начали с детьми увлекательное путешествие в страну здоровячков и стали постепенно знакомиться с основными составляющими здорового образа жизни. Для этого мы создали интеллект-карту,она помогает нам при ответе на многие интересующие вопросы. Затем с помощью родителей мы оформили стенгазету, на которой отобразились увлечения наших детей спортом, соблюдение культурно-гигиенических навыков и привычки детей к ЗОЖ. Каждое утро у нас начинается с хорошего настроения. Зарядиться им нам помогает наше солнышко, которое дети обожают. Наши воспитанники быстро переодеваются, чтобы поскорее с хорошим настроением зайти в группу, поздоровавшись с солнышком, а затем с воспитателем и одногруппниками.
Для того, чтобы быть здоровым, важно не только знать строение своего организма, но и иметь стремление совершенствовать практические навыки здорового образа жизни. Для этого ежедневно мы с детьми проводим:
- утреннюю гимнастику;
- гимнастику после дневного сна;
- физкультурные занятия; ( по расписанию)
Важное значение имеют также физминутки, прогулки; подвижные игры; игры-эстафеты; спортивные развлечения, праздники.
-Большое внимание в работе уделяется также различным видам гимнастик, которые проводятся как во время занятий, так и вне занятий.
Дети очень любят артикуляционную гимнастику. Работая с зеркалом, мы разрабатываем язычок, следим за правильной его постановкой при произнесении звуков. Плакат со схемой гимнастики в свободном доступе размещён в среде группы, поэтому дети могут по желанию самостоятельно работать с ним.
Не забываем и про пальчиковую, зрительную, дыхательную гимнастику.
Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей, укрепляют иммунитет ребёнка.
Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников является самой первой ступенькой, ведущей подрастающее поколение к здоровому образу жизни. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должно носить игровой характер.
Формировать культурно-гигиенические навыки помогают алгоритмы. Именно алгоритмы помогают ребёнку объяснить сложные явления в доступной форме, воспроизводить необходимую информацию, развивают такие психические процессы как память, внимание, образное мышление. В работе мы используем такие алгоритмы, как алгоритм одвания и раздевания в разные времена года, как правильно мыть руки, как аккуратно складывать одежду и другие.
Особое внимание детей и родителей обращаем на вопрос правильного питания.
Правильное, или рациональное питание-это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Правильное питание-это здоровое питание. Соблюдение режима питания детей имеет большое значение для усвоения организмом пищевых веществ. Детям дошкольного возраста рекомендуется принимать пищу 4-5 раз в день, в одно и то же время. Питание ребенка дошкольного возраста должно быть :полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду, разнообразным, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Меню в детском саду отвечает всем этим требования, вкусное и полезное. Ежедневно дети пока с помощью воспитателя знакомятся с меню на день, обсуждают, чем полезно каждое блюдо, выкладывают с помощью картинок меню на доске.
В начале учебного года провели с детьми беседу «Где живут витаминки».
Мы поговорили о пользе витаминов, о самых полезных продуктах и пришли к выводу, что витамины нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Итогом нашей работы стало создание интеллект -карты «Витамины». Обратите внимание на слайд.
Целью нашей работы является, конечно же, формирование культуры здоровья у детей, стремление правильно питаться, улучшение памяти и концентрации внимании. Реализации этих целей способствуют различные дидактические игры. Среди них дети очень любят, например: «Полезные и вредные продукты», «Зуб неболей-ка».
Дети работают с познавательной литературой, рассматривают энциклопедии, очень любят разрезные картинки, наглядные пособия, иллюстрации.
Например,по теме недели «Ягоды-грибы» дети познакомились с названиями многих ягод, узнали, какие витамины в них содержатся и чем они полезны, разучили новую пальчиковую гимнастику и узнали, что грибы бывают съедобные и ядовитые.
Наши воспитанники очень любят игры-ходилки и с удовольствием занимаются рисованием, поэтому очень активно используем в своей работе раскраски на самые разные темы, среди которых одно из главных мест отводится здоровому образу жизни.
Разговаривая с детьми о том, что полезно и вредно, мы затрагиваем также темы и безопасного поведения в быту, на улицах города, в лесу, обсуждаем опасные ситуации. Нашей задачей в решении этого вопроса является знакомство детей с предметами, требующими осторожного обращения, их назначением, демонстрация опасных ситуаций, которые могут возникнуть дома, развитие внимание, воображения детей. Своими руками мы создали дидактическую игру «Опасности в быту».
Поскольку игра в дошкольный период является ведущей детской деятельностью, большое внимание мы уделяем обучению детей сюжетно-ролевой игре, правилам игры. Сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею –«умеют играть». В сюжетно - ролевой игре дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Наши воспитанники уже хорошо знают правила и ход таких игр, как «Больница», «Парикмахерская», «Ветклиника», «Кухня», «Кукла Маша заболела», «Оденем Мишку на прогулку» и другие. В этих играх дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д.
Получение знаний по теме ЗОЖ проходит и в непосредственно -образовательной деятельности.
Мы обращаем внимание детей на то, что все люди разные на вид, но какими бы мы ни были разными, все равно похожи своим телосложением. С помощью схемы «Тело человека» мы узнали, из каких частей состоит тело и основные функции этих частей.
Дети с удовольствием играют в дидактические игры «Покажи часть тела», «Зачем нам глазки, ушки, ротик», «Как растёт человек».
Важное значение уделяем оснащению спортивного уголка в группе. Задачи физкультурного уголка :
- приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации, гибкости, силы
- предупреждение нарушений и правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
- воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
- закрепление навыка выполнения основных движений;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
В нашем ДОУ проводится закаливание детей. Процедуры закаливания направлены на поднятие уровня иммунитета с учетом возраста ребенка и его состояния здоровья
Способы закаливания, используемые в нашей группе:
-оздоровительные прогулки,
-умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры,
-воздушные ванны после сна,
- ходьба босиком в обычных условиях, по ребристым дорожкам и массажным коврикам после сна.
Оздоровление воспитанников детских садов должно проводиться силами не одних лишь педагогов, воспитателей и психологов. Это большая цепочка, куда обязательно должны подключаться родители и работать в тандеме с педагогами. Родители активно принимают участие в оформлении предметно-пространственной игровой среды по валеологии.
С родителями были проведены: родительское собрание на тему: «Здоровый образ жизни дошкольников» , анкетирование родителей « Пищевые привычки моего ребёнка», консультации Польза закаливания, Витамины в вашей жизни
В раздевалке для родителей всегда вывешена актуальная информация по валеологическому воспитанию дошкольников, ежемесячно оформляются папки-передвижки, например: «Осанка детей», «Здоровый образ жизни семьи», «Азбука здоровья», «Режим дня в жизни ребенка» и другие. Также вниманию родителей представлен стенд с буклетами: самомассаж, закаливание, пальчиковые гимнастики, которые они могут применить дома.
Подводя итоги первого года работы над темой формирования здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии, следует отметить, что мы добились хороших результатов в освоении воспитанниками темы здорового образа жизни, дети проявляют интерес к изучению данной темы. Планируем и в дальнейшем работать в этом направлении, внедряя в свою работу новые технологии, которые помогут укрепить здоровье детей.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основа физического и психического здоровья закладывается в детском возрасте.
Очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру.
Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с окружающим миром , будет действительно здоров.