Опыт работы по организации методической деятельности старшего воспитателя. | Старых Юлия Владимировна. Работа №330081
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Работа ДОО в условиях вариативности программ и технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: ДОО моделируют программы, проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно-методических материалов. Внедрение разнообразных подходов в организацию педагогического процесса весьма перспективно для системы дошкольного образования в целом. В связи с этим возникает вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса. Повышение мастерства педагогов, совершенствование их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. Я выделила основные направления методической деятельности в ДОО: Аналитическая деятельность - мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов; - создание базы данных о педагогических работниках; - выявление затруднений дидактического и методического характера; - сбор и обработка информации о результатах воспитательно-образовательной работы педагогов; - изучение, обобщение и распространение педагогического опыта воспитателей и специалистов; - изучение и анализ состояния и результатов собственной деятельности (методической работы), определение направлений ее совершенствования. Информационная деятельность - формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.) - ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы; - информирование педагогов ДОО о новых направлениях в развитии дошкольного образования, видеоматериалов, рекомендациях, нормативных, локальных актах; - создание видеотеки. Организационно-методическая деятельность - изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды; - прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов ДОО, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; - организация и проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, конкурсов и других форм работы с педагогами; - участие в разработке программы развития ДОО; - методическое сопровождение подготовки педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства; - организация проведения экспертизы авторских методических материалов. Консультационная деятельность - организация консультационной работы для педагогов ДОО (индивидуальное, групповое консультирование); - популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований; - консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей. Образовательная деятельность - формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива; - организация работы по изучению новых образовательных программ, нормативных документов, инструктивно-методических материалов; - повышение уровня теоретической, психолого-педагогической подготовки педагогов; - специализация и углубление знаний, обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, методами, средствами; - оказание научно-методической помощи педагогам на диагностической индивидуально-дифференцированной основе; - консультативная помощь педагогам в организации самообразования; - повышение общего уровня профессиональной педагогической культуры; - помощь в адаптации к новым условиям педагогической деятельности. Контрольно-диагностическая деятельность - стимулирование деятельности педагога; - сочетание административного, коллективного контроля с самоанализом, самоконтролем, самооценкой каждого педагога; - установление соответствия результатов образовательного процесса основным нормативам и стандартам; - внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности. Регулятивно-коррекционная деятельность - отслеживание поэтапных результатов образовательного и оздоровительного процессов; - разработка и адаптация к условиям ДОО мониторинговых методик и программ по длительному наблюдению за педагогической деятельностью, осуществляя прогноз, коррекцию развития личности, образовательного и оздоровительного процессов. Мотивационно-целевая деятельность - стремление к достижению планируемого результата, выбор цели; - планирование работы педагогического коллектива в соответствии с поставленными задачами и должностными обязанностями педагога; - обеспечение способов и средств для реализации образовательного процесса. Планово-прогностическая деятельность - выбор идеальных и реальных целей, разработка программ для их достижения; - обеспечение перспективного и текущего планирования в системе; - согласованность прогнозов и планов. Организационно-исполнительская деятельность - повышение эффективности системы организации взаимодействия специалистов. Содержание методической деятельности по отношению к педагогу: - выявление ценностей личности каждого педагога; - повышение педагогической культуры и педагогической техники; - создание условий для овладения инновационными методами обучения и воспитания; - совершенствование профессиональной компетентности в области теоретических и практических умений создание условий для саморазвития.
Вывод:
Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Опыт работы по организации методической деятельности старшего воспитателя по повышению профессионального роста и социальной активности педагогов ДОО.
Автор: старший воспитатель
МОУ Пановской средней общеобразовательной школы
им. Героя Советского союза П.Л. Черябкина
Старых Юлия Владимировна
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.
Работа ДОО в условиях вариативности программ и технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: ДОО моделируют программы, проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно-методических материалов. Внедрение разнообразных подходов в организацию педагогического процесса весьма перспективно для системы дошкольного образования в целом. В связи с этим возникает вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса. Повышение мастерства педагогов, совершенствование их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. Я выделила основные направления методической деятельности в ДОО:
Аналитическая деятельность
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов;
- создание базы данных о педагогических работниках;
- выявление затруднений дидактического и методического характера;
- сбор и обработка информации о результатах воспитательно-образовательной работы педагогов;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта воспитателей и специалистов;
- изучение и анализ состояния и результатов собственной деятельности (методической работы), определение направлений ее совершенствования.
Информационная деятельность
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.)
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
- информирование педагогов ДОО о новых направлениях в развитии дошкольного образования, видеоматериалов, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание видеотеки.
Организационно-методическая деятельность
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов ДОО, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация и проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, конкурсов и других форм работы с педагогами;
- участие в разработке программы развития ДОО;
- методическое сопровождение подготовки педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства;
- организация проведения экспертизы авторских методических материалов.
Консультационная деятельность
- организация консультационной работы для педагогов ДОО (индивидуальное, групповое консультирование);
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
- консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Образовательная деятельность
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива;
- организация работы по изучению новых образовательных программ, нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
- повышение уровня теоретической, психолого-педагогической подготовки педагогов;
- специализация и углубление знаний, обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, методами, средствами;
- оказание научно-методической помощи педагогам на диагностической индивидуально-дифференцированной основе;
- консультативная помощь педагогам в организации самообразования;
- повышение общего уровня профессиональной педагогической культуры;
- помощь в адаптации к новым условиям педагогической деятельности.
Контрольно-диагностическая деятельность
- стимулирование деятельности педагога;
- сочетание административного, коллективного контроля с самоанализом, самоконтролем, самооценкой каждого педагога;
- установление соответствия результатов образовательного процесса основным нормативам и стандартам;
- внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности.
Регулятивно-коррекционная деятельность
- отслеживание поэтапных результатов образовательного и оздоровительного процессов;
- разработка и адаптация к условиям ДОО мониторинговых методик и программ по длительному наблюдению за педагогической деятельностью, осуществляя прогноз, коррекцию развития личности, образовательного и оздоровительного процессов.
Мотивационно-целевая деятельность
- стремление к достижению планируемого результата, выбор цели;
- планирование работы педагогического коллектива в соответствии с поставленными задачами и должностными обязанностями педагога;
- обеспечение способов и средств для реализации образовательного процесса.
Планово-прогностическая деятельность
- выбор идеальных и реальных целей, разработка программ для их достижения;
- обеспечение перспективного и текущего планирования в системе;
- согласованность прогнозов и планов.
Организационно-исполнительская деятельность
- повышение эффективности системы организации взаимодействия специалистов.
Содержание методической деятельности по отношению к педагогу:
- выявление ценностей личности каждого педагога;
- повышение педагогической культуры и педагогической техники;
- создание условий для овладения инновационными методами обучения и воспитания;
- совершенствование профессиональной компетентности в области теоретических и практических умений
создание условий для саморазвития.
Вывод:
Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.