Опыт работы по реализации системно-деятельностного подхода | Ефремова Альбина Николаевна. Работа №290443
Автор: Ефремова Альбина Николаевна
В статье представлен опыт работы по реализации системно-деятельностного подхода на разных этапах урока с использованием инновационных методов и приемов.
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своём примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать всё, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребёнка будет право на ошибку и возможность её осознать и исправить или даже избежать её. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие
Опыт работы по реализации системно-деятельностного подхода на разных этапах урока с использованием инновационных методов и приемов
Ефремова А.Н., учитель начальных классов
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.
Данный этап длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы:
в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте и т.д.);
предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.
Прием “Нестандартный вход в урок”
направлен на включение обучающихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
1 вариант
В начале урока предлагаю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе над новым материалом.
2 вариант
Читаю четверостишье:
Мы рады видеть каждого из вас
И пусть в окно еще прохлада дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит слушает и слышит.
3 вариант
- Предлагаю послушать песенку или мелодию. Далее связываю тему мелодии с темой урока. Например.
-Послушайте муз. произведение и скажите, о каком она времени года. (О весне)
-Какое сейчас у вас настроение? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
4 вариант
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.
Можно перенестись на фантастическую планету; изменить; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Чаще всего актуализацию знаний обучающихся в начале урока учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать».
Я в своей работе использую следующие приемы:
Приём “Шаг за шагом”.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют понятие, явление и т. д изученного ранее материала.
Пример. На уроке окружающего мира. Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь признака весны или названия домашних животных.
корова солнце светит
свинья тает снег
овца появились проталины
кролик водоемы открылись ото льда
На уроках русского языка ученики могут вышагивать, называя слова, обозначающие предметы, слова, которые всегда пишем с большой буквы и так далее.
линейка Уфа лыжи
дерево Енисей пружина
заяц Мальвина шина
кастрюля Мурка мыши
Приём «Найди пару»
Литературное чтение. Класс делится на две группы. Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Обучающиеся должны найти пару.
Пример. Урок русского языка. У одних слова на изученные орфограммы, у других буквы на правописание данной орфограммы. Составить слово. И это слово прочитать.
е с_деть (седой)
и с_деть (сижу)
и уж_н, ж_раф , малыш_, карандаш_, (жи, ши)
а галч_та, ч_йник, щ_вель, ч_щ_, (ча, ща)
у ч_гун, ч_лки, щ_ка, тащ_, (чу, щу)
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Данный этап длится 4-5 мин. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к теме диалога.
4. Изучение нового материала.
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения (7 – 8 минут).
- способы: диалог, групповая или парная работа:
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.
Многолетний опыт показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести обучащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
Приём “Лови ошибку”
Предлагаю обучающимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально.
Пример.
Русский язык. Предлагаю детям в предложении, где имя собственное написано с маленькой буквы, или в словах сочетаниями жи – ши, чу –щу, ча - ща найти ошибку. Далее работаем над правилом.
У девочки Лилии есть братишка василёк и подруга роза.
Чясы, щюка, чудо, жыр, шило,
Литературное чтение. Работа над пословицами. Чтение текста. Убрать пословицу, которая не соответствует содержанию и смыслу текста.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5мин.)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.
Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме, так и с использованием следующих приемов:
1. Прием «Согласование»
Обучающиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные результаты в парах. Оценивают работу соседа или свою собственную. Ставят оценку на полях.
2.Прием «Лечение слабого места» в слове:
Используется на уроках во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Ученики «лечат» слабые места в словах, находят «рецепты лечения» (правильное написание слова или правильный результат сложения или вычитания).
песочьница, ночной, мучьной, дачный, ручьной,
дочька, печка, речка, колючька
6. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты? Где можно применить новое знание?
Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще надо поработать?
В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, для ученика.
«Дерево чувств» – обучающимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
Прием «Светофор»
Ученик оценивает выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Зелёный – я умею сам.
Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
Так как учителям малокомплектных школ приходится работать одновременно с двумя, тремя, а иногда и с четырьмя классами, где в одном кабинете сидят и дети с ОВЗ, на одном уроке необходимо донести до учащихся материал сразу двух – трех или четырех тем, причем, каждый ученик должен полноценно работать весь урок, возник вопрос, как это сделать. Я пришла к выводу, что помогут карточки. Собрав по крупицам материал из разных источников, стала использовать на уроках различные виды карточек. Во время объяснения учителем новой темы учащимся одного класса, ученики других классов работают с карточками-помощниками.
1. Карточки с заданиями разного уровня сложности.
Наиболее широко используются во время самостоятельных работ. Как правило, в зависимости от возможностей детей варьируются объем задания, степень его сложности и различные виды помощи. Самостоятельная работа может быть предложена школьникам в одном варианте, но составлена так, что первыми идут задания, доступные всем, а последующие постепенно усложняются. Существует и другой способ осуществления дифференцированного подхода к выполнению самостоятельной работы – некоторые учащиеся во время выполнения работы обращаются за помощью к опорным схемам, алгоритмам, образцам выполнения заданий и т.д. Самостоятельная работа может быть предложена и в нескольких вариантах (но тема одна и та же), в которых будет:
- неодинаковое количество заданий,
- различная структура (одни – с образцом выполнения задания, другие со справочным материалом и т.д.)
Русский язык. Подбери слова к схемам: 1 уровень
а) приставка + корень + суффикс + окончание
б) приставка + корень + суффикс
2 уровень
а) приставка + корень + окончание
б) приставка + корень + суффикс
3 уровень
а) корень + окончание
б) приставка + корень
2. Алгоритмы. Под алгоритмом обычно понимают точное предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих данному типу. Основные черты, характеризующие алгоритм: указания однозначно определяют характер и условия каждого действия; с помощью алгоритма может быть выполнено не одно задание, а целый ряд подобных заданий; используя алгоритм, можно всегда прийти к правильному результату. Умение формулировать и применять алгоритмы важно не только для развития мышления и умений; оно означает также и умение формулировать правила и выполнять их. Алгоритмы могут быть разноуровневыми для разных групп учащихся по возможностям обучения.
Прочитай.
1) Корм, соль, плот, шар, окно, стрелка, денёк, роса, огород, лук, обувь, молоток.
Подчеркни слова, в которых обозначены только твёрдые согласные звуки.
Поставь крестик над словами, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных.
2) Апрель, утро, аист, крыло, улица, галка, эхо, усы, адрес, заяц, поле, очки, конец, охота.
Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые можно переносить.
3. Карточки – тренинги позволяют развивать у учащихся логическое мышление, речь; воспитывать положительную мотивацию учения; формировать умения сравнивать, обобщать, исключать лишнее; способствуют снижению уровня тревожности и формированию адекватной оценки. Учащиеся получают индивидуальный листок - тренинг, который содержит вопрос и три ответа. Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в парах. Работа в парах: в поиске правильного решения ученики учатся делать выбор и отстаивать свою точку зрения, учатся слушать и слышать друг друга. Работая самостоятельно, каждый учащийся имеет возможность рассмотреть все три ответа, сравнить их, и, наконец, сделать самостоятельный выбор. Педагог отслеживает результаты работы каждого ученика индивидуально, делает выводы о том, на каком уровне учащиеся овладели умениями и знаниями, научились логически мыслить и самостоятельно принимать решение. После совместного обсуждения педагог озвучивает правильные ответы.
«ЧА»
Вставь гласную после шипящей, разбери слова по составу.
стуч…ть, ч…ща, ч…хнуть, ч…стушка, ч…бан, ч…стица, ч…сто, ч…сть, ч…епитие, ч…йка, ч…лма, ч…стный, крич…ть, молч...ть, ворч…ть, (нет) врач…, (у) ключ…, (нет) плач…, ч…с.
4. Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.