Опыт работы по теме "Формирование математических способностей с помощью развивающих игр" | Кубекова Ботагоз Жмабековна. Работа №343726. Номер работы: №343726
«Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр»
Подготовила :
Воспитатель старшей группы
Кубекова Б.Ж..
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)
Актуальность проблемы: В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3.Все психологические новообразования берут начало в игре.
4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.
Развивающие игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Развивающие игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно -печатные игры
- словесные игры
Развивающие игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Начиная работу по математике, я изучила эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которую я проводила индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Один из тестов помогает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Я показывала ребенку таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:
1. «Математический домик» - украшен цифрами
2. Домик для грамоты с буквами
3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
4. Игрушка – здесь можно играть
5. Сказочный домик – где живут сказки
Воспитатель спрашивает ребенка:
Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть. В пятом познакомиться с буквами и научиться читать. В каком домике тебе буде интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.
Игры с цифрами и числами.
В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваясь от детей правильного использования как количественных , так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет, дидактические игры и упражнения, такие как «Счетный домик», «Разноцветный счет», «Вершки и корешки», «Кто в домике живет», «Математическое домино», «Составь число», «Бусинки», книга «Счет».
Для лучшего запоминания цифр использую различные приемы:вылепить цифры из пластилина, выкладывание из пластилиновых шариков, из бумаги, методом аппликации, рисование палочкой на снегу.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
1. Дидактическое пособие - книга «Счет до 10»
Задачи:
1. Совершенствование навыка счета в пределах 10-ти, формирование умения соотносить количество предметов с числом, формирование понятий больше-меньше-равно.
2. Формирование у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой;
3. Закрепление умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);
4. Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов, умения объединять предметы по общим признакам;
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательство рассуждений , желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.
2 .Логико - математическая игра « Кто в домике живет?»
Цель игры: Формирование элементарных математических представлений детей.
Задачи:
1. Упражнять в порядковом счёте в различных направлениях.
2. Совершенствовать умение пересчитывать клеточки.
3. Закрепит знание детьми «соседей числа».
4. Развивать логическое мышление, умение классифицировать, память.
5. Учить детей следовать заданной словесной инструкции и выполнять действия соответственно этих указаний.
6. Воспитывать интерес к играм математического содержания
Варианты использования пособия:
- Сколько дверей в нашем домике? Это двери в подъезды. Сколько дверей?
Давайте посчитаем их.
- Сколько этажей? Давайте поднимемся на лифте на самый верх и посчитаем этажи.
- А теперь давайте пойдем в гости. Кто живет в 1 кв. на 5 этаже? Кто живет на 7 этаже в кв. №6?
-Какая птица живет во втором подъезде?
- Какие дом. животные живут на 8 этаже? Какой этаж находиться сверху и снизу?
- Кто живет в 5 подъезде?
- Кто живет в кв. справа от медвежонка?
- Кто живет сверху над рыбкой? Какой это этаж? Какая кв.?
- Где живет зайчик?
- Кто живет в кв. слева от поросенка?
- Кто живет между улиткой и кротом?
- Сколько животных живет на 4 этаже?
-Почему жираф живет сразу в двух квартирах? И т.д.
Для детей старшего возраста
- Кто живет в 2 кв. на 7 этаже? Идем в гости. Два шага вправо, три шага вниз, два влево. В какую кв. мы попали? Кто в ней живет?
Игру может вести и ребенок после определенной практики. Детям очень нравиться играть самостоятельно. Игру можно упрощать и усложнять соответственно возрасту и уровню развития детей. Моделируйте вопросы и задания.
Предметные картинки можно вырезать и использовать как фишки. Ребёнок может самостоятельно расселять их по квартирам и передвигать соответственно заданию воспитателя.
Игры путешествие во времени
Для того чтобы дети лучше заполнили название дней недели, я сделала таких гномиков разного цвета.
Дидактическая игра «Неделя» Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели
Задачи:
формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
развивать зрительное восприятие и память;
создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.
На столе стоят 7 гномиков.
— Сколько гномиков?
— Назовите цвета, в которые одеты гномики.
— Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.
— Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.
— Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.
— Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.
— Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.
— Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.
— Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.
- Теперь давайте поиграем. Зажмурьте глазки (убрать одного гномика). Ребята, что случилось? (один день недели пропал.) Назовите его.
Проверяем, называем все цвета по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю гномиков местами и предлагаю детям навести порядок.
А теперь вы должны ответить на вопросы:
— Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).
— День рождение у мамы в субботу, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)
— Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).
— Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).
— Что раньше среда или понедельник?
— Наше путешествие продолжается. (Раздать круги разного цвета соответствующие дням недели). Воспитатель читает задание, Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.
— Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).
Встает ребенок у кого красный круг.
— Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.
Встает ребенок с оранжевым кругом.
— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).
Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.
— весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).
Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.
— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).
Встает ребенок с голубым кругом
— на шестой день папа не работал, потому что была ... (суббота).
Встает ребенок с синим кругом.
— Я у брата попросил прощения на седьмой день в ... (воскресенье).
Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.
Умницы, со всеми заданиями справились.
Игры на ориентирование в пространстве
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева,справа, вверху,внизу, впереди, далеко,близко.
Использую такие игры, способствующие развитию пространственных ориентировок у детей: «Цветные ладошки», «Направо-налево», «Кто в домике живет»
Игра «Цветные ладошки»
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи: развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве; обучать счету; развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
8. Задай маршрут движения товарищу
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек
Игры с геометрическими фигурами
Для закреплений знаний о форме геометрических фигур предлагаю детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. В своей работе использую дидактические игры и упражнения, такие игры как «Геометрическое лото», «Найди окошко для фигуры», «Сложи картинку», «Найди лишнюю фигуру».
Лэтбук «Матрешка»
Цель: повторение и закрепление пройденного материала по математике в игровой форме
Задачи:
1. совершенствовать знания детей о геометрических фигурах
2. закрепление счета в пределах 10
3. развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения, мелкой моторики
4. воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу
Игры на логическое мышление
В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться элементы логического мышления. Существует множеств игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей,так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Танграмм», «Колумбово яйцо», задачи шутки, ребусы, математические сказки, логические задачки и т.д.
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников формируют абстрактное логическое мышление, повышают интеллектуальный уровень, также способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
«Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр»
Подготовила :
Воспитатель старшей группы
Кубекова Б.Ж..
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)
Актуальность проблемы: В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3.Все психологические новообразования берут начало в игре.
4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.
Развивающие игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Развивающие игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно -печатные игры
- словесные игры
Развивающие игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Начиная работу по математике, я изучила эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которую я проводила индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Один из тестов помогает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Я показывала ребенку таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:
1. «Математический домик» - украшен цифрами
2. Домик для грамоты с буквами
3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
4. Игрушка – здесь можно играть
5. Сказочный домик – где живут сказки
Воспитатель спрашивает ребенка:
Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – играть. В пятом познакомиться с буквами и научиться читать. В каком домике тебе буде интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.
Игры с цифрами и числами.
В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваясь от детей правильного использования как количественных , так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет, дидактические игры и упражнения, такие как «Счетный домик», «Разноцветный счет», «Вершки и корешки», «Кто в домике живет», «Математическое домино», «Составь число», «Бусинки», книга «Счет».
Для лучшего запоминания цифр использую различные приемы:вылепить цифры из пластилина, выкладывание из пластилиновых шариков, из бумаги, методом аппликации, рисование палочкой на снегу.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
Дидактическое пособие - книга
«С
чет до 10
»
Задачи:
1. Совершенствование навыка счета в пределах 10-ти, формирование умения соотносить количество предметов с числом, формирование понятий больше-меньше-равно.
2. Формирование у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой;
3. Закрепление умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);
4. Закрепление знаний о величине, форме, цвете предметов, умения объединять предметы по общим признакам;
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательство рассуждений , желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.
2 .Логико - математическая игра « Кто в домике живет?»
Цель игры: Формирование элементарных математических представлений детей.
Задачи:
Упражнять в порядковом сч
ё
те в различных направлениях.
Совершенствовать умение пересчитывать клеточки.
Закрепит знание детьми «соседей числа».
Развивать логическое мышление, умение классифицировать, память.
Учить детей следовать заданной словесной инструкции и выполнять действия соответственно этих указаний.
Воспитывать интерес к играм математического содержания
Варианты использования пособия:
- Сколько дверей в нашем домике? Это двери в подъезды. Сколько дверей?
Давайте посчитаем их.
- Сколько этажей? Давайте поднимемся на лифте на самый верх и посчитаем этажи.
- А теперь давайте пойдем в гости. Кто живет в 1 кв. на 5 этаже? Кто живет на 7 этаже в кв. №6?
-Какая птица живет во втором подъезде?
- Какие дом. животные живут на 8 этаже? Какой этаж находиться сверху и снизу?
- Кто живет в 5 подъезде?
- Кто живет в кв. справа от медвежонка?
- Кто живет сверху над рыбкой? Какой это этаж? Какая кв.?
- Где живет зайчик?
- Кто живет в кв. слева от поросенка?
- Кто живет между улиткой и кротом?
- Сколько животных живет на 4 этаже?
-Почему жираф живет сразу в двух квартирах? И т.д.
Для детей старшего возраста
- Кто живет в 2 кв. на 7 этаже? Идем в гости. Два шага вправо, три шага вниз, два влево. В какую кв. мы попали? Кто в ней живет?
Игру может вести и ребенок после определенной практики. Детям очень нравиться играть самостоятельно. Игру можно упрощать и усложнять соответственно возрасту и уровню развития детей. Моделируйте вопросы и задания.
Предметные картинки можно вырезать и использовать как фишки. Ребёнок может самостоятельно расселять их по квартирам и передвигать соответственно заданию воспитателя.
Игры путешествие во времени
Для того чтобы дети лучше заполнили название дней недели, я сделала таких гномиков разного цвета.
Дидактическая игра «Неделя»
Цель:
ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели
Задачи:
формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
развивать зрительное восприятие и память;
создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.
На столе стоят 7 гномиков.
— Сколько гномиков?
— Назовите цвета, в которые одеты гномики.
— Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.
— Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.
— Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.
— Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.
— Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.
— Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.
— Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.
- Теперь давайте поиграем. Зажмурьте глазки (убрать одного гномика). Ребята, что случилось? (один день недели пропал.) Назовите его.
Проверяем, называем все цвета по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю гномиков местами и предлагаю детям навести порядок.
А теперь вы должны ответить на вопросы:
— Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).
— День рождение у мамы в субботу, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)
— Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).
— Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).
— Что раньше среда или понедельник?
— Наше путешествие продолжается. (Раздать круги разного цвета соответствующие дням недели). Воспитатель читает задание, Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.
— Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).
Встает ребенок у кого красный круг.
— Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.
Встает ребенок с оранжевым кругом.
— Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).
Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.
— весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).
Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.
— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).
Встает ребенок с голубым кругом
— на шестой день папа не работал, потому что была ... (суббота).
Встает ребенок с синим кругом.
— Я у брата попросил прощения на седьмой день в ... (воскресенье).
Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.
Умницы, со всеми заданиями справились.
Игры на ориентирование в пространстве
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева,справа, вверху,внизу, впереди, далеко,близко.
Использую такие игры, способствующие развитию пространственных ориентировок у детей:
«Цветные ладошки», «Направо-налево», «Кто в домике живет»
Игра «Цветные ладошки»
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи: развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве; обучать счету; развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
8. Задай маршрут движения товарищу
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек
Игры с геометрическими фигурами
Для закреплений знаний о форме геометрических фигур предлагаю детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. В своей работе использую дидактические игры и упражнения, такие игры как «Геометрическое лото», «Найди окошко для фигуры», «Сложи картинку», «Найди лишнюю фигуру».
Лэтбук «Матрешка»
Цель: повторение и закрепление пройденного материала по математике в игровой форме
Задачи:
1. совершенствовать знания детей о геометрических фигурах
2. закрепление счета в пределах 10
3. развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения, мелкой моторики
4. воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу
Игры на логическое мышление
В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться элементы логического мышления. Существует множеств игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у детей,так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Танграмм», «Колумбово яйцо», задачи шутки, ребусы, математические сказки, логические задачки и т.д.
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников формируют абстрактное логическое мышление, повышают интеллектуальный уровень, также способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.