Опыт работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс подготовки молодого специалиста ДОУ в СПО | Мой кабинет. Работа №354374
Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности в процессе обучения и конкурентного на рынке труда. Для оптимального достижения требований подготовки будущих специалистов ДОУ требуется перестройка, доработка методики преподавания специальных профессиональных дисциплин. В статье представлен опыт применения современных образовательных технологий, которые способствуют реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе, дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Опыт работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс подготовки молодого специалиста ДОУ в СПО
В настоящее время в условиях современного образования методика обучения студентов в СПО переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе:
Во-первых, к личности будущего специалиста ДОУ, его профессиональным и личностным компетенциям предъявляются новые требования, без которых невозможна реализация в полном объеме ФГОС ДО. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей».
Во-вторых, трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение предметов, в том числе и профессионального цикла.
В-третьих, на современном этапе требуются новые педагогические исследования в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Внедрение нового ФГОС СПО предполагает от квалификационной модели подготовки выпускника, обладающего определенными знаниями, умениями, навыками перейти к компетентностной модели подготовки специалиста. На новом современном этапе воспитатель ДОУ – это не просто личность, владеющая знаниями, умениями и навыками по профессии, но и обладающая нечто большим – компетенциями. Под этим словом понимают способность успешно действовать на основе имеющегося практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. Согласно ФГОС СПО среди основных педагогических компетентностей
педагогов дошкольной образовательной организации выделяют такие, как: методологическая, психолого-педагогическая, коммуникативная, исследовательская, презентационная, акмеологическая, информационно-коммуникационная.
Основной целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности в процессе обучения и конкурентного на рынке труда.
Модернизация дошкольного образования подчеркивает исключительную роль повышения его качества в соответствии с целями, обозначенными во ФГОС ДО. Одним из критериев качества образования является профессиональная компетентность педагогов. Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ), то есть представляет собой совокупность индивидуальных качеств, позволяющих решать профессиональные задачи, проблемы, возникающие в ходе педагогической деятельности с использованием опыта, навыков, умений, знаний. Профессиональная компетентность формируется лишь в том случае, когда обучающийся готов к самосовершенствованию и саморазвитию в современных условиях, готов к переходу от рецептурно-информационного подхода к компетентностному, от дифференцированного подхода к индивидуализации образования.
Поэтому, для оптимального достижения требований подготовки будущих специалистов ДОУ требуется перестройка, доработка методики преподавания специальных профессиональных дисциплин. Все чаще преподавателями СПО используются современные образовательные технологии, которые способствуют реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе, дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
На современном этапе образование в системе СПО должно быть направлено, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей. Что может быть оптимально достигнуто за счет расширенного использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.
Познавательный интерес означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к обучению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя и других обучающихся. Активизация познавательной деятельности — это постоянный процесс побуждения к целенаправленному обучению. Современному педагогу в своей работе необходимо использовать различные пути активизации, сочетая разнообразные формы, методы, средства обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся, внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.
Основной ориентир, взятый нами при преподавании дисциплин МДК.02.02 «Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста (игра)», МДК.01.02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» – не только изложение готовых знаний, но самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности. Эффективность усвоения теоретического материала, его оптимальное усвоение обучающимися достигается путем использования традиционных методов обучения с применением приемов, способствующих побуждению учащихся к практической и мыслительной деятельности; формированию и развитию познавательных интересов и способностей; развитию творческого мышления, так и элементы инновационных технологий (элементы проблемного, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативных технологий и другие). Достичь поставленных целей, как показывает практика преподавания отдельных специальных дисциплин, можно активно внедряя и применяя на уроках различного типа современные образовательные технологии.
Нами на уроках разного типа применяются: технология уровневой дифференциации обучения; групповые технологии; технологии компьютерного обучения; игровые технологии; технология проблемного и исследовательского обучения; проблемная лекция; игровые технологии; имитационный тренинг; педагогика сотрудничества.
В нашу практику вошло начало урока с загадывания загадки, решения ребуса, поиск ассоциаций к понятию, постановка проблемы, обращение к опыту студентов, логическое обоснование лекции с практикой, с необходимостью ее изучения. Студенты сами ставят вопросы, ответы на которые хотели бы получить в течение урока. В конце урока возвращаемся на вопросы, поставленные вначале и анализируем, повторяем, подводим итог урока.
Проверка домашнего задания от банального ответа у доски для нескольких человек, или от теста для всей группы нами не используется. Домашнее задание проверяется нами в игровой форме, например, турнира педагогических работников. Задания (их, как правило, 3-5) для турнира подбираются разной сложности, за счет чего обеспечивается дифференцированный подход к обучающимся. Из числа успевающих студентов выбирается мини-жюри, помогающее быстро подсчитать результаты турнира. Примеры возможных заданий:
- за 5 мин написать определение пройденного понятия;
- «Профессиональная лестница» 5 уровней, за каждый ответ продвижение на одну ступень. Вызывается 5 человек и с помощью блиц-опроса проверяются знания по пройденной теме.
- «Выстрой правильную последовательность» подходит для любой темы профессиональной дисциплины: распечатана информация пройденной темы, ее надо правильно упорядочить, устно обосновать свой выбор (задание для 3х человек).
На случай, если студенты не сделали домашнее задание практического типа (не разработали конспект, не готовы к моделированию педагогической ситуации, не создали проект и др.), для них мы организуем на уроке работу такого плана, заранее подготовив задания: анализ на уроке работы других с обоснованием своих наблюдений, оценок.
Широко практикуются нами и использование кейс-технологий. На практических уроках и на уроках по сообщению новых знаний студентам предлагается рассмотреть, проанализировать кейс-ситуации (взятые примеры из реальной жизни, педагогические ситуации или вымышленные), выявить проблему, предложить возможные решения этой проблемы, а затем совместно с преподавателем обсудить и выбрать наиболее оптимальное решение этой ситуации. Посредством работы с разными кейсами студенты учатся применять на практике полученные теоретические знания, анализировать, обобщать, систематизировать информацию, у них развивается логическое, критическое мышление, студенты практикуются обосновывать и защищать свою точку зрения.
Практические уроки мы чаще проводим в форме деловых игр («Педагогический совет», «Мастер-класс педагогических работников», «Педагогических квестов» и др.), на которых обучающиеся в игровой, соревновательной форме в связи с предложенными профессиональными ролями отрабатывают практические умения и навыки, совершенствуют имеющиеся знания.
Если урок предполагает изучение исторических направлений, обращение к истории происхождения игрушек, традиций, игр мы практикуем урок-игру «Экскурсия в прошлое», «Исследование проблемы» и пр., в ходе которых учащиеся становятся активными участниками процесса исследования, изучения истории. Посредством изучения статьи, раздела учебника и др., учащиеся учатся анализировать, устанавливать факты, выделять из второстепенного главное. На наш взгляд, в такой позиции исследователя учебный материал успешнее усвоиться и запомниться, нежели продиктованный преподавателем в готовом виде.
В своей работе мы отмечаем, что систематическое использование инновационных педагогических технологий повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся, способствуют воспитанию добросовестного отношения к учебному труду, а также активизирует преимущественно репродуктивную деятельность учащихся. Важная особенность обучения — создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей на занятиях в активных участников. Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у учащихся.
Таким образом, современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. Преимущества применения образовательных технологий в образовательном процессе подготовки будущих специалистов состоят в том, что меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом, а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.
Исходя из опыта использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить некоторые их преимущества:
1.помогают научить студентов активным способам получения новых знаний;
2. дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности;
3. создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться;
4. стимулируют творческие способности студентов;
5. помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.
Литература:
1. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: учебник / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков, под ред. В. А. Сластенина, 4-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2008. — 368 с.
2. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.