Опыт работы: "Применение техники рисования песком на световых столах в рамках коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками" | Яковлева Ольга Владимировна. Работа №363564
В работе представлена техника рисования песком на световых столах в работе учителя-логопеда, как метод коррекционной работы. Представлены различные игры и упражнения по данному направлению. Рассмротрена подробно структура построения занятия с использованием заявленного метода. Изложен материал, как по разным направлениям коррекци речевых нарушений можно применять технику рисования песком.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 192 ГОРОДА КИРОВА
Опыт работы
«Применение техники рисования песком на световых столах в рамках коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими речевые нарушения»
Материал подготовлен учителем-логопедом
первой квалификационной категории
МКДОУ № 192
Яковлевой Ольгой Владимировной
г. Киров, 2018
Процесс «игры в песок»
высвобождает заблокированную
энергию и активизирует возможности
само исцеления, заложенные в
человеческой психике.
Карл Густав Юнг
Песочные технологии в настоящее время становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Песок как, уникальную арт-терапевтическую среду, возможно использовать на занятиях специалистов смежных профилей: учителя-логопеда и педагога-психолога.
Этот метод принадлежит к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Кроме того, на современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО главной особенностью организации образовательного процесса является уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
Требования ФГОС основаны на трудах отечественных ученых, педагогов, которые в разнообразное время обращались к детской игре, как к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте: Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.И. Сорокина, Р.И.Жуковской, Р.С.Буре и других.
В связи с вышеперечисленным, возник вопрос – как можно повысить эффективность процесса коррекционного обучения? Как правильно организовать специфическую детскую деятельность, подразумевающую их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации? Но при этом процесс обучения должен остаться!
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку.
Таким образом, естественная потребность детей играть способствовала возникновению идеи перенести часть учебного материала в плоскость световых столов, используя технику рисования песком, как один из приемов организации процесса коррекционного обучения.
Все игры с использованием песочной терапии Н.А. Сакович делит на три направления:
Обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, производится работа над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха, обучение письму и чтению.
Познавательные игры,
с помощью которых мы помогаем детям познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры, способствующие осуществлению психологической диагностики, коррекции и развития ребенка.
Е.В. Гарнова утверждает, что все игры на песке основаны на следующих принципах:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность, для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.
Эти принципы и классификации учитывались в дальнейшем при организации коррекционной работы с использованием игр с песком.
Перенос традиционных логопедических занятий в плоскость световых столов, предназначенных для рисования песком, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели традиционные формы обучения:
у вос
п
итанников
значительно возрастает интерес к занятиям, появляется мотивация к новым знаниям, появляется желание экспериментировать и работать самостоятельно;
в процессе действий с песком мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»;
в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции
(восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика);
совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
песок, как и вода, способны «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с О.В.З.
Цель работы:
Коррекция речевых нарушений дошкольников на основе активного использования техники рисования песком на световых столах.
Задачи:
1.Создать условия для реализации увлекательной, познавательной, творческой совместной деятельности педагога с детьми в процессе коррекционной работы.
2. Разработать и внедрить игровые упражнения, основанные на применении техники рисования песком на световых столах, направленных на коррекцию речевых нарушений дошкольников.
3. Повысить результативность процесса обучения посредством использования игр с песком, которые способствуют не только коррекции речи, но и развитию познавательно-исследовательской деятельности, игровой и творческой активности.
4. Содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества воспитанников во время индивидуальной и подгрупповой работы, совершенствуя навыки позитивной коммуникации.
На первоначальном этапе работы было важно организовать образовательное пространство, которое будет соответствовать принципам ФГОС ДО. С этой целью было выбрано и изготовлено оборудование для занятий со световыми столами, которое включает в себя:
световые столы или световые столы-планшеты, размер которых может быть разнообразным
(зависит от количества детей и целей обучающего процесса)
;
кварцевый песок для рисования (сертифицированный и обработанный);
наборы трафаретов
из материала, который можно подвергать обработке после каждого занятия, удобные для применения на плоскости световых столов
;
наборы маленьких игрушек;
кисти для сметания песка;
ёмкости для пере
сыпания песка и его хранения;
предмет для вы
равнивания песчаной поверхности;
палочки для нанесения рисунков на песчаную поверхность.
Для детей, склонных к аллергическим проявлениям, имеющим микро- трещинки на руках, страдающим различной формой дерматитов можно использовать перчатки, сшитые из натуральных тонких тканей.
Для того, чтобы наглядно показать способы применения игровых упражнений в рамках коррекционного процесса, рассмотрим структуру занятий:
Ритуал входа.
Цель данного этапа – определить, «узаконить» правила поведения с песком. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда к некоему персонажу. Именно он позиционирует себя как существо, определяющее рамки и правила поведения, возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей, работающих в подгруппах. Это могут быть совершенно различные персонажи, например: Королева или Царица песка, Песочная фея, Хозяйка пустыни – черепаха и т.п. Я в своей работе использую персонажа из м/ф «Хранители снов» - Песочный человечек.
Данный персонаж приглашает детей в свою страну, однако и определяет правила взаимодействия с песком. Например:
- не разбрасывать песок,
- не сыпать песок мимо стола,
- не есть песок,
- не разрушать рисунки других,
- не уносить игрушки и трафареты
и т. п.
Так как дети не очень любят отрицательную частицу «не», то правила лучше озвучить в другом формате. Например:
Я песочный человек. Много лет я создавал свою страну, подбирал песчинку к песчинке, летал по свету, выбирая самых лучших жителей… Мы очень любим свою страну, в которой нам весьма уютно. Чтобы и вы получили удовольствие от пребывания в нашей стране, просим вас соблюдать следующие законы... (перечисление правил)
Присутствие сказочного контролера сдерживает порывы детей, даже самых гиперактивных. Однако в логопедической работе возможно все, и на случай, когда границы дозволенного грубо нарушены, рекомендуется «закрыть страну». Для этих целей можно использовать темный непрозрачный платок по размеру светового стола. Учитывая невероятно приятные ощущения от работы с песком, которых дети лишаются, одного такого закрывания бывает достаточно, и впредь ребенок не будет допускать нарушения законов песочной страны.
В дальнейшем ритуал входа может быть видоизменен, и правила поведения можно предложить озвучить самим ребенком. Это и развивает речь, и повышает уровень ответственности, и включает механизм саморегуляции. Перед началом занятия так же можно завязать непринужденную беседу между хозяином страны и ребенком, что позволит глубже погрузиться в сказочный сюжет, расслабить детей – и как следствие – обеспечит большую эффективность занятия.
Задания могут транслироваться как сказочным персонажем, так и педагогом в зависимости от целей занятия и ситуации.
В структуре занятия на ритуал входа, как правило, отводится от 3 до 5 минут.
Основная часть.
В этой части хотелось осветить возможности проведения занятий по различным проблемам развития речи.
Развитие мелкой моторики
Эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Манипуляции с песком позволяют задействовать мелкую моторику пальчиков в ходе забора песка в щепотку, прорисовывания пальчиками каких-либо элементов рисунка, накладывания трафарета и его снимание с поверхности стола и т.д. На этапе ознакомления с песком используются разнообразные прикосновения к поверхности песка: прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальчиком (пальчиками). В некоторых заданиях целесообразно просить детей выполнить задание сначала ведущей рукой, а затем другой. Это позволяет развивать межполушарные связи.
Как вариант для детей старшего дошкольного возраста можно предлагать нарисовать ребром ладони или пальцем геометрические фигуры. Здесь можно применять так же задания по ориентировке на плоскости. Например, нарисуй треугольник ребром ладони в правом верхнем углу.
Использование световых столов с меняющимися цветами подсветки позволяют решать задачи по сенсорному развитию ребенка. Можно давать задания типа: «Нарисуй дорожку. Какого она цвета? Поставь на дорожку машинку такого же цвета. А теперь поставь домик такого же цвета». Эти занятия подходят для детей младшего дошкольного возраста.
Начальный этап рисования предполагает прорисовывание следующих элементов (см. фото в приложении 1):
Дорожки. Начинаем с простых прямых линий, затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности.
Заборчики. Можно использовать трафареты животных и ограждать их разными видами заборчиков, создавая картинку «Зоопарк».
Дожди. Еще одна возможность отработать вертикальные линии.
Лесенки. Для самых разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
Следы. Можно предлагать оставить на песке следы вполне определенных существ. Например, следы бегемота или, паучка или даже первые крупные капли дождя. Оставленные следы хорошо обсудить: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком был настроении и т.п.
Волны являются модифицированными дорожками, их вполне первоначально можно назвать именно так. Для разнообразия можно использовать название «змейки».
Работа с контурами и шаблонами.
Обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом. Можно так же использовать различные трафареты, внутрь которых засыпается песок, а потом картинка дорисовывается с помощью пальчика.
Здесь так же можно проводить закрепление образа букв через «печатанье» их на песке. Это в основном используется в работе с детьми, имеющими дизартрию или ДЦП. Так же обращается внимание на детей с ведущей левой рукой. Пособий по подготовке к школе таких ребят пока не много, а вот в рамках светового стола, не отягощенного линованными линиями, вполне можно проводить эту работу, подбирая для ребенка удобную позу.
Работа над фонетической стороной речи.
Работа с песком на световом столе позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки.
(см. фото и варианты игровых упражнений в приложении 2)
Работа над лексической стороной речи.
Обогащение и закрепление слов родного языка – одна из самых важных задач развития или коррекции речи. Что же можно делать на световом столе?
Расширять и активизировать лексику, связанную с песком: песок, песчинка, песочек, дюны, барханы, караваны и многие другие слова.
Можно обогатить словарь детей соответствующим материалу глаголами и прилагательными: сыпать, сыпучий, песчаный, золотистый, превращать и т.д.
Можно проводить работу по закреплению и активизац
ии словаря по лексическим темам
(использование тематических трафаретов). Можно побуждать детей к повторению и закреплению новых или редких слов.
Работу по развитию лексической стороны речи можно успешно сочетать с развитием когнитивных процессов. В частности, с развитием операции классификации. Например, прорисовываем две зоны: лес и дом с забором и расставляем фигурки животных домашних и лесных в соответствующей зоне.
(см. фото в приложении 3)
Работа над грамматической стороной речи.
В рамках этого раздела подразумевается работа по формированию способности образовывать новые слова, пользуясь префиксальными, суффиксальными и префиксально-суффиксальными способами. Очень удачен опыт показа значений префиксов (приставок) на примере действий с песком: насыпь, засыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь и т. д.
Таким же образом можно прорабатывать словообразующие единицы с использованием игрушек и элементов прорисовки. Например, нарисовать домик, дерево, забор, дорожку; взять игрушку-машинку и наглядно отработать образование префиксальным способом слова «едет». Машина к дому поехала, подъехала, приехала. Машина от дома отъезжает. Машина забор объезжает т.д.
(см. фото в приложении 3)
Работа над формированием фразовой речи.
Начинается такая работа с обучения ребенка выстраивать предложения с опорой на изображения. Это сначала простые предложения, состоящие из 3-4 слов, в последующем дети учатся распространять предложения и создавать более сложные конструкции (см. приложение 4)
В психотерапевтической парадигме использования песочных техник возможно применение нескольких стратегий поведения: наблюдатель, любознательный путешественник, провокатор и молчаливый свидетель.
При обучении рассказыванию вполне подходят три из перечисленных стратегии. Вначале педагог вполне может создавать на глазах ребенка сказку или рассказ, выступая в роли наблюдателя – рассказчика. Считается, что ребенок в это время ничего не делает. Однако это редко бывает справедливым! Ребенок слушает, переживает и при несогласии с высказыванием взрослого обязательно возразит (вербально или паралингвистически). А вот в положении любознательного путешественника логопед может задавать множество уточняющих вопросов, выяснить имена и названия, цвет, форму, величину, чувства, предметы, выстраивать диалог. Развивая связную речь, педагоги часто увлекаются формированием монологической речи, незаслуженно забывая о диалоге. Диалог – более ранняя форма речи, и для ребенка с речевыми нарушениями она более проста. Начиная со стандартного разговора между персонажами, мы создаем ребенку мотив для активного говорения и ставим его в ситуацию успеха.
Позднее, когда ребенок достаточно развит для довольного длительного и распространенного самостоятельного высказывания, можно попробовать использовать стратегию провокатора. В ходе высказывания он может попытаться изменить ход сюжета, внеся в повествование интригу, некий дестабилизирующий фактор. В литературе его появление обозначается словами и выражениями типа «Вдруг…», «И вот, когда все собрались, то увидели, что…» и т. д.
Драматизация литературных произведений с последующим их пересказом детьми – еще одна возможность развития речи с использованием световых столов для рисования песком. Очень подходят для этих целей русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др. (см. фото в приложении 4)
Применение мнемотехники (схематичное изображение сюжета) так же помогает овладевать дошкольникам с нарушениями речи пересказом.
Когда дети овладевают навыком построения связного речевого высказывания, можно создавать целые анимационные сюжеты с использованием песочных рисунков и их озвучкой самими детьми.
Продолжительность основной части составляет в среднем 20 минут.
Ритуал выхода.
Сказочный персонаж может самостоятельно перечислить задания, выполненные детьми, а может попросить их самих вспомнить, чем они занимались на световом столе. Хозяин страны дает общую или персональную оценку действиям, усилиям или результатам детей, что, как известно, всегда повышает мотивацию для дальнейших занятий. И – еще один важный момент! – обязательно благодарит за посещение, работу, бережное отношение, выполнение правил поведения в работе с песком. Здесь же можно от имени хозяина страны попросит вернуть игрушки, фигурки, трафареты.
Ритуал выхода необычайно важен с психологической стороны, особенно благодарность. Этого, как правило, не происходит в конце традиционной познавательной деятельности. Получение положительного заряда в конце занятия выгодно выделяет деятельность на поверхности светового стола и закрепляет желание её повторять.
В эпоху тотального чувственного дефицита, в том числе и тактильного, получив приятные ощущения и заряд положительных эмоций, ребенок будет стремиться повторить опыт, прикладывая к этому усилия – эмоциональные, волевые, когнитивные. Продолжительность ритуала выхода составляет 5-6 минут.
Данные наблюдений психолога, воспитателей, логопедического обследования, позволяют сделать вывод об эффективности использования техники рисования песком на световых столах в коррекционной работе:
Изменился в благоприятную сторону эмоциональный фон дошкольников, посещающих такие занятия,
Уровень развития психических процессов повысился,
Улучшились графо-моторные навыки детей,
Значительно изменились показатели уровня речевого развития дошкольников
(техника рисования песком на световых столах применяется с 2015-2016 учебного года)
На диаграмме приведены данные по результатам диагностических исследований по окончанию учебного года.
Из диаграммы видно, что применение данной техники в рамках коррекционной работы дает высокие результаты.
Мониторинг интернет – пространства показал, что данная тема мало изучена и освещена в рамках применения в логопедии. Хотя её результативность очевидна. Данная техника – это большой помощник в работе с не говорящими или мало говорящими детьми, так как в непринужденной игровой ситуации решаются не только речевые задачи, но и корректируются психологические процессы. Дети с удовольствием посещают такие занятия, и уровень их внимания не снижается на протяжении всего обучающего процесса. В перспективе я планирую разработать методическое пособие, где будут даны игры и упражнения, позволяющие применять технику рисования песком на световых столах в рамках логопедического занятия.
Библиографический список.
Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос – Пресс, 2006.
Гарнова
Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. / М.: -
Изд. «ТЦ Сфера». 2014.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
Жукова О. Т
ренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. – М., 2010.
Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
Сакович
Н.А. Технология игры в песок. Игры на мос
ту.
–
СПб.: Речь, 2003.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 5 май 2012. Статья Белоусова О. А. Обучение дошкольников рисованию песком. С. 30.»
Журнал «Обруч», № 3, 2012. Статья Иванова Н. По ту сторону стекла. С. 30.
Интернет-источники:
kursak.net/fiziologicheskie-oshovy-rechi-razvitie-rehi-u-detej-i-podrostkov/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/02/12/igrovaya-deyatelnost-detey-s-narusheniyami-rechi
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/19/pesochnaya-terapiya-v-detskom-sadu-igry-s-peskom
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Развитие мелкой моторики.
Линии, дорожки
Дождик
Волны
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Работа над фонетической стороной речи.
(игровые упражнения)
Звуковые дорожки
.
Цель: закрепить навык четкого произношения поставленного звука, способствовать развитию мелко-моторных движений.
Инструкция: Нарисуй дорожку. Проведи игрушкой по дорожке, четко проговаривая звук (в зависимости от закрепляемого звука, выбирается соответствующая игрушка: например, для закрепления звука «Р» - машинка, для звука «Ч» - паровозик, для звука «Ж» - жук). Игровой вариант инструкции: помоги паровозику доехать до станции, четко проговаривая звук «Ч».
Звук Ч Звук Ж
Узнай звук
.
Цель: способствовать формированию у дошкольников с нарушениями речи умения слышать заданный звук в слове.
Инструкция: Выбери трафареты в названии которых слышится звук Ч (например) и расположи эти рисунки на поверхности светового стола.
Черепаха, бабочка, белочка, птичка, собачка
Где спрятался звук?
Цель: содействовать развитию навыка звукового анализа слов через формирование умения определять позицию звука в слове.
Инструкция: Выбери из набора трафареты, в названии которых встречается звук Ль (например), определи, где спрятался этот звук: в начале, середине или конце слова.
Пальма, лиса, самолет
Звуковые цепочки
.
Цель: Способствовать развитию фонематического слуха, умения слышать звук в начальной и конечной позиции, подбирать слова на заданный звук.
Инструкция: Выложи цепочку из слов. Слова в цепочке располагай по такому правилу: последний звук в слове является первым звуком следующего слова в цепочке.
мяЧ – ЧерепахА- АнанаС- СобакА
Ч
ьи подарки?
(на п
римере дифференциации звуков с-з
)
Цель: способствовать формированию фонематического восприятия, умения различать на слух звуки с-з.
Инструкция: У букв С и З сегодня день рождения, выбери для них подарки. В названии подарка должен быть тот звук, который эта буква обозначает.
С – собака, самолет, парусник, лиса
З – зонт, заяц, грузовик, звезда
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Работа над лексической стороной речи.
Работа над грамматической стороной речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Работа над формированием фразовой речи.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Иллюстрирование и пересказ сказки «Заюшкина избушка».