Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Опыт работы: Проектная деятельность как средство развития речевого дыхания у детей средней группы комбинированной направленности | Шакирова Д.Р., Лунгу О.Г., Иванова Т.А.. Работа №352035. Номер работы: №352035

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Речевое дыхание является важным аспектом развития речи у детей. Оно позволяет ребёнку говорить спокойно, плавно и без напряжения. Однако у детей средней группы комбинированной направленности могут быть проблемы с речевым дыханием из-за различных факторов, таких как нарушения речи, заболевания дыхательной системы и другие. В таких случаях проектная деятельность может стать эффективным средством развития речевого дыхания.

Опыт работы: Проектная деятельность как средство развития речевого дыхания у детей средней группы комбинированной направленности

Актуальность:

Речевое дыхание является важным аспектом развития речи у детей. Оно позволяет ребёнку говорить спокойно, плавно и без напряжения. Однако у детей средней группы комбинированной направленности могут быть проблемы с речевым дыханием из-за различных факторов, таких как нарушения речи, заболевания дыхательной системы и другие. В таких случаях проектная деятельность может стать эффективным средством развития речевого дыхания.

Цель проекта:

Развитие речевого дыхания у детей средней группы комбинированной направленности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с понятием речевого дыхания и его значением для речи.

Развить умение контролировать время выдоха и расходовать воздух экономно.

Научить направлять воздушную струю в нужном направлении.

Развить силу и длительность выдоха.

Развить координация движений и внимание.

Участники проекта:

В проекте участвуют дети средней группы комбинированной направленности, воспитатели, логопед, родители.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

 

   - Определение целей и задач проекта.

 

   - Подготовка материалов и оборудования.

 

   - Проведение консультаций для родителей.

Основной этап:

 

   - Проведение занятий по развитию речевого дыхания.

 

   - Использование проектной деятельности для закрепления полученных навыков.

 

   - Взаимодействие с родителями для поддержки развития речевого дыхания дома.

Заключительный этап:

 

   - Оценка результатов проекта.

 

   - Проведение итогового занятия по развитию речевого дыхания.

 

   - Оформление результатов проекта.

Методы и приёмы:

Игровые методы (игры на развитие дыхания, подвижные игры).

Наглядные методы (демонстрация правильного выполнения упражнений).

Словесные методы (объяснение, беседа).

Практические методы (выполнение упражнений, заданий).

Материалы и оборудование:

Игрушки для игр на развитие дыхания (бабочки, султанчики, листочки).

Вертушка.

Картинки с изображением различных действий (пение, речь, смех).

Предметы для выполнения упражнений (шарики, трубочки, ватные шарики).

Проектная деятельность:

Создание альбомов с фотографиями детей, выполняющих упражнения на развитие речевого дыхания.

Изготовление книжек-малышек с заданиями на развитие речевого дыхания.

Организация выставок рисунков и поделок на тему речевого дыхания.

Результаты проекта:

Дети научились контролировать время выдоха и расходовать воздух экономно.

Развили умение направлять воздушную струю в нужном направлении.

Развили силу и длительность выдоха.

Повысили интерес к занятиям по развитию речевого дыхания.

Заключение:

Проектная деятельность является эффективным средством развития речевого дыхания у детей средней группы комбинированной направленности. Она позволяет детям лучше понять значение речевого дыхания для речи, развить необходимые навыки и умения, а также повысить интерес к занятиям.

 

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий
глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных
звукосочетаний.

Если ребенок плохо говорит,
то начинать работу по развитию
речи следует, прежде всего, с развития дыхания.
Развивать дыхание помогают
различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку
научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь.
Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также
научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5— 10 минут в хорошо проветриваемом
помещении. Их можно использовать как физкультминутки
в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный
плавный ротовой выдох. При этом надо научить
ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную
струю в нужном направлении.

Запомните
параметры правильного ротового
выдоха:

·       
выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную
грудь воздуха";

·       
выдох происходит плавно, а
не толчками;

·       
во время выдоха губы складываются трубочкой, не
следует сжимать губы, надувать
щеки;

·       
во время выдоха воздух выходит
через рот, нельзя допускать выхода воздуха
через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы
он ощутил, как должен выходить
воздух);

·       
выдыхать следует, пока не закончится воздух;

·       
во время пения или разговора нельзя добирать воздух
при помощи частых коротких вдохов.

 

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания,
необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка,
даже могут вызвать
головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно
использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для развития
плавного ротового выдоха Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха;
активизация губных мышц.

 

Оборудование: 2-3 яркие бумажные
бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите
нитку длиной 20-40 см, нитки
прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки
висели на уровне лица стоящего
ребенка.
Смотри, какие красивые
разноцветные бабочки!
Посмотрим, умеют ли они летать.

Взрослый дует на
бабочек.

·     
Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит
дальше?

Ребенок встает возле бабочек и
дует на них. Необходимо следить,
чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе
не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая
воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами,
чтобы не закружилась голова.

 

Ветерок

Цель:
развитие сильного плавного
ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метѐлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метѐлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу,
или елочное украшение "дождик". Взрослый предлагает поиграть с метѐлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

 

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок
- и зашелестели на дереве
листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

 

Осенние листья

Цель: обучение плавному свободному выдоху;
активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые
листья, ваза.

Ход
игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так
как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть
на листья.

 

- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на
ветках? Давай подуем на листья! Взрослый
вместе с ребенком дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание
издают листья.

 

Листопад

Цель:
обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц. Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги
желтые, красные, оранжевые
листочки; ведерко.

Ход игры: Взрослый выкладывает на столе листочки,
напоминает детям про осень.

·       
Представьте, что сейчас осень. Красные,
желтые, оранжевые листья падают
с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем
ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с ребѐнком дует
на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить
за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы ребѐнок не переутомлялся.

·       
Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Затем игра повторяется снова.

 

Метель

Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки
ваты, напоминает ребѐнку
про зиму.

·       
Представь, что сейчас
зима. На улице снежок падает.
Давай подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, ребѐнок повторяют. Затем поднимают вату, и игра повторяется снова

 

Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом
игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться
от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как
завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

 

Песня ветра

 

Цель: развитие сильного плавного выдоха;
активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии
(на уровне лица стоящего ребенка)
и предложите подуть на него. Обратите внимание
на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.

 

Летите, птички!

 

Цель:
развитие длительного направленного плавного ротового выдоха;
активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3
разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами). Ход игры: Ребенок сидит за столом.
На стол напротив ребенка кладут одну птичку.
Педагог предлагает ребенку
подуть на птичку,
чтобы она улетела
как можно дальше (дуть можно один раз).

- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы
птичка улетела далеко! Дуть можно
один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела
птичка!

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку.
Побеждает тот, чья птица улетела
дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно
не напрягались.

Катись, карандаш!

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см
от ребенка положите карандаш.
Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился
на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку
подуть на карандаш.
Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола.
Можно продолжить игру, сидя напротив
друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на
другой.

Можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом,
перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно
только один раз. Побеждает тот, чей карандаш
укатился дальше.

 

Плыви, кораблик!

Цель: развитие сильного плавного
направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

 

Ход игры: На невысокий
стол поставьте таз с водой, в котором
плавает бумажный кораблик.
Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик,
так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на
кораблик, затем предлагает подуть
ребенку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание
кораблик. Смотри, какой сильный ветер!
Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй.

 

Расти, пена!

Цель: развитие сильного
ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра,
жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он
научится хорошо дуть через трубочку в
стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте
в воду немного жидкости для мытья посуды,
затем возьмите трубочку и
подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей.
Затем предложите подуть
ребенку. Когда пены станет много, можно подуть
на нее.

- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в
воду... Теперь помешаю -
ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких
и больших пузырьков! Теперь ты попробуй
подуть.

 

Перышко, лети!

 

Цель: развитие сильного плавного
направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая
упасть вниз. Затем предложите подуть
ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть
нужно сильно, направляя
струю воздуха на перышко
снизу вверх.

Мыльные пузыри

 

Цель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания
пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги,
пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри:
сначала взрослый выдувает
пузыри, а ребенок
наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку
выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных
пузырей часто оказывается для малышей довольно
трудной задачей.
Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы
ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться
результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных

 

пузырей:
добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка
- не позволяйте пробовать и пить
жидкость.

 

 

 

Свистульки

 

Цель:
развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных
птиц и животных.

Начало игры. 

занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

 

- Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка,
а у Вани - олень. Давайте устроим
лесной концерт - каждый из зверей и птиц поѐт свою песенку!

 

Игру можно повторить
несколько раз. Следите,
чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может
проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×