Опыт работы реализации учебных предметов | Румянцева Ирина Сергеевна. Работа №298018
Автор: Румянцева Ирина Сергеевна
В наши дни особое внимание уделяется развитию детского творчества через изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Сегодня я остановлюсь на предметах «Композиция прикладная» и «Работа в материале», так как именно здесь происходит непосредственное знакомство с декоративно-прикладным искусством.
На уроках прикладной композиции школьники подробно и углубленно изучают основы композиции в целом, знакомятся со способами стилизации тех или иных объектов растительного и животного мира, изучают отличия декоративной композиции от станковой.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Опыт работы реализации учебных предметов «Прикладная композиция» и
«Работа в материале»
дополнительной образовательной предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество».
Подготовила преподаватель
художественного отделения
МБУДО «ДШИ им. Е.М. Беляева»
Румянцева Ирина Сергеевна
В наши дни особое внимание уделяется развитию детского творчества через изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В художественном отделении ДШИ им. Е.М. Беляева предпрофессиональная программа «Декоративно-прикладное творчество» начала реализовываться с 2014 года. И сегодня уже есть определённые успехи и опыт работы в этом направлении. В процессе освоения предпрофессиональной программы учащиеся осваивают такие учебные предметы, как «Рисунок», «Живопись», «Композиция прикладная», «Работа в материале», «Скульптура», «Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного искусства».
Сегодня я остановлюсь на предметах «Композиция прикладная» и «Работа в материале», так как именно здесь происходит непосредственное знакомство с декоративно-прикладным искусством.
На уроках прикладной композиции школьники подробно и углубленно изучают основы композиции в целом, знакомятся со способами стилизации тех или иных объектов растительного и животного мира, изучают отличия декоративной композиции от станковой.
На уроках учебного предмета «Работа в материале» учащиеся учатся создавать изделия по мотивам народных художественных промыслов. Здесь важно уделить внимание самому процессу изучения тех или иных видов народного искусства.
В качестве методических пособий можно использовать труды профессора Татьяны Яковлевны Шпикаловой. В своей книге «Возвращение к истокам» Т.Я. Шпикалова даёт ответ на вопрос «Почему учителям необходимо освоение народного искусства?» - «В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству –это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить её к природе, как «началу душеобразования человека в обретении глубоко человеческой, одухотворяющей всё живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку.»
Именно поэтому на уроках прикладной композиции ребята учатся стилизации на основе переработки различных природных форм:
1 класс: цветы, листья, создание орнаментов в квадрате, в круге, в полосе.
2 класс: стилизация формы листьев, цветов, насекомых с добавлением различных фактур.
3 класс: стилизация формы деревья, птицы, животные с добавлением различных графических приёмов.
4 класс: закрепление полученных навыков в 1-ом,2-ом,3-ем классах. Создание декоративных композиций на основе полученных знаний.
5 класс – стилизация тела человека, антропоморфных форм, архитектурных сооружений, создание итоговой творческой композиции.
Поэтапное усложнение заданий позволяет безболезненно погружать учащихся в мир декоративно-прикладного искусства, развивает образное мышление, воображение, зрительную память, творческие способности. Постепенно идёт изучение способов создания орнаментов, ребята учатся создавать орнаментальные композиции в полосе, круге, квадрате, как геометрические, так и растительные. На основе геометрических орнаментов рассматриваются приёмы создания раппортных композиций, комбинаторики, создания с помощью цвета иллюзии объёма и передачи глубины пространства. В конце каждой четверти и учебного года учащиеся выполняют итоговое задание по созданию декоративной композиции на основе изученного в течение учебной четверти или учебного года материала.
За основу методики освоения народных промыслов на уроках учебного предмета «Работа в материале» взяты художественно-творческие задачи, предложенные Т.Я. Шпикаловой:
«ПОВТОР. – Задача простая, направленная на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определённой школы народного мастерства. Повтор предполагает индивидуальное видение орнаментальных мотивов. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие природных мотивов в произведениях народных мастеров.
ВАРИАЦИЯ. – Задача усложнённого типа направлена на повтор главных элементов определённой школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов. Творческая активность определяется эстетическим восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров из разных школ народного мастерства.
ИМПРОВИЗАЦИЯ. – Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи. Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдалённой ассоциации, выходя за пределы традиций.
Система художественно-творческих задач построена с таким расчётом, чтобы обеспечить решение задач всех трёх типов в каждом из изучаемых видов народного орнамента. Это исключает возможность выработки штампов в решении задач.
В творческой работе над образом художественной вещи младшие школьники овладевают элементарными приёмами художественной обработки разных материалов: бумаги, ткани, глины, дерева, природных материалов и т.д. Практически познают связь декора с формой, конструкцией, назначением, материалом, из которого сделана художественная вещь». (Т.Я. Шпикалова, М.А. Некрасова, Г.А. Поровская, Н.Д. Бордюг «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество.» Москва, издательство «Владос», 2000 г., стр.52).
На основе представленных художественно-творческих задач составлена программа учебного предмета «Работа в материале».
1-ый год обучения направлен на освоение разнообразных художественных материалов. В этот период учащиеся выполняют задания в доступных для них техниках аппликации, монотипии, осваивают несложные росписи.
В период второго года обучения идёт постепенное усложнение заданий: закрепление навыков работы с природным материалом, знакомство с приёмами работы керамической массой, освоение приёмов росписей по дереву, выполнение заданий по мотивам Городца.
Третий класс предполагает знакомство с техникой и приёмами бумагопластики, закрепление умений в росписях при этом ребята выполняют задание по мотивам Жостовской лаковой живописи. Осваивают технику папье-маше, выполняя макет карнавальной маски. Знакомятся с приёмами создания русских народных кукол, учатся вышивке гладью.
Четвёртый класс происходит освоение приёмов хохломской росписи, осваиваются приёмы вышивки крестиком и лентами, знакомство с техникой росписи по ткани «Холодный батик».
Пятый год обучения посвящён изучению мезенской росписи, росписи матрёшек, знакомству с техникой ткачества на примере гобелена.
Как результат освоения курса выполняется итоговая творческая работа на выбранную тему в рамках итоговой аттестации.
Таким образом в процессе освоения программ учебных предметов «Прикладная композиция» и «Работа в материале», обучающиеся получают возможность не только узнать, но получить практические навыки в области традиционных народных промыслов и современного декоративно-прикладного искусства. В период обучения и после окончания художественного отделения дети изготавливают декоративные изделия для использования в повседневной жизни. Украшают свой дом, дарят подарки близким, а по окончанию школы некоторые ученики выбирают одно из направлений декоративного творчества для своей будущей профессии.