Опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра ☼
Автор: Войтенко Татьяна Николаевна
Опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
Т. Н. Войтенко
ГКОУ СО «Краснотурьинская школа-интернат»
г. Краснотурьинск, 2016 г
В настоящее время проблема обучения детей с ранним детским аутизмом (РДА) является одной из важнейших, это нарушение психического развития теоретически изучено хорошо, но на практическом уровне не достаточно известно в нашей стране. Семьи, имеющие аутичных детей, зачастую годами не могут получить квалифицированную помощь, а специалисты, начинающие работать с аутичным ребенком, сталкиваются с множеством трудностей:
во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт;
во-вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими.
Для детей с РДА нет специальных школ, где бы они могли обучаться, а они нуждаются в такой помощи. Идеальную поддержку, в которой нуждается ребенок с аутизмом, трудно вместить в установленные методы и приемы работы специалистов, поэтому судьба такого ребенка очень часто зависит от человеческих качеств окружающих его людей, от их доброжелательности, готовности взять на себя лишнюю работу. Период школьного обучения особенно важен для таких детей и их близких. Школа дает ему не только знания и умения, но, прежде всего шанс научиться жить вместе с другими детьми.
Ребенку легче адаптироваться, особенно в начале обучения, в общей благожелательной и спокойной атмосфере школы. Большинство «срывов» в поведении возникают на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых
с другими учениками. Для ребенка с аутистическим синдромом важны доброжелательность и симпатия, которые позволяют довериться и привязаться к своему учителю.
Сложившиеся отношения с учителем являются для таких детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии.
В 2012 году, я впервые встретилась вплотную с ребенком, у которого был поставлен диагноз аутизм. Что такое аутизм в тот момент я так хорошо не знала, поэтому пришлось изучать много литературы и интернет ресурсов.
ФГОСов на тот период еще ни каких не было, и лишь с 2013 года началось знакомство со стандартами обучения детей с ОВЗ.
Я хочу поделиться своим опытом работы и своими наблюдениями в работе с ребенком, имеющим синдром РДА.
При поступлении в школу ребенок не посещал детский сад, так как им было отказано в нем, все свое время находился с мамой и бабушкой.
Савелию изначально были присущи такие реакции как:
· Способность выразить свои потребности посредством речи;
· Конфликтность
· Поглощенность одним и тем же занятием;
· Большой словарный запас «книжного характера»;
· Чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
· Присутствие ритуальных форм поведения
· Круг общения ограничен близкими взрослыми;
Он отличался от детей своим поведением, общением с окружающими, в эмоциональной сфере.
Ребенок очень зависел от четкой и подробно разработанной организации жизни в школе, на уроке, на перемене. Внезапное нарушение порядка для него всегда было некомфортно. Савелий очень тяжело привыкал к расписанию уроков, к подготовке к урокам. Сначала ребенок выполнял задания медленно и неловко, как будто нехотя, сидел расслабленно и рассеянно глядел в сторону, не реагируя ни на учителя, ни на ребят в классе.
Часто ребенок не смотрел в глаза, отводил глаза в сторону, опуская голову (это очень хорошо прослеживалось на открытых уроках, так как он сразу отворачивался от всех, как бы замыкаясь в себе)
Поэтому приходилось мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу или предмету. На данном этапе использовалось минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи», «Дай», «Пиши» и т. д. Но все же постепенно начал более стабильно работать на уроке.
В то же время для таких детей характерно однообразие движений: верчение пальцами, беганье или хождение по комнате от предмета к предмету. (Это наблюдалось у ребенка при свободном времени).
В эмоциональном плане аутисты, как правило, холодны и равнодушны, порой производят впечатление жестоких, бездушно обращаются с близкими, сверстниками. При этом они крайне ранимы, обидчивы.
Для них типична повышенная чувствительность ко всему - к свету, звукам, физическим контактам. (мальчик не любил, когда звенел звонок или повышался, чей либо тон, т. е. если у ребенка начиналась истерика, а его за это ругали, то становилось еще хуже как для него, так и для окружающих).
Попадая в незнакомую обстановку, ребенок совершенно теряется и может вести себя как слепой. Аутист не способен быстро переключать внимание от одного источника получения информации к другому. Либо только слушать, либо только смотреть. Часто, с запозданием отвечает на вопрос и выполняет требование. Позже он может воспроизвести все дома
Создание защитного поля вокруг себя — вот на что направлены основные усилия такого ребёнка.
Уже с раннего возраста ребенок старается отгородиться от внешнего окружения, не любит прикосновений (мальчик не любил когда, к нему прикасались, а сейчас, часто сам может подойти и прижаться или дать обнять себя, при этом может улыбаться или смеяться).
На первых порах ребенок отказывался присутствовать на праздниках, или каких либо мероприятиях вне класса, он оставался в классе и чаще всего читал и рассматривал книги. Постепенно он стал выглядывать из класса, а затем и посещать мероприятия. Ребенка нужно было заранее подготовить, объясняя, что будет происходить, чем закончится. Это дает возможность опробовать разные формы контакта. Ребенок закрывал руками уши, глаза. В результате, при постепенном включении ребенка в школьные мероприятия удалось добиться того, что ребенок не только стал их посещать, но и участвовать в постановках и играть в игры, совместно с другими детьми. Но необходимо заранее настроить мальчика на радость, которую он испытает от посещения мероприятия.
В результате постепенной, взаимосвязанной работы учителя, который работает с ребенком утром, воспитателя, работающего вечером, и родителей, которые продолжали работу с ребенком после школы, удалось достигнуть больших результатов. Мальчик научился соблюдать рамки уроков, занятий, работать во время урока, адекватно реагировать на замечания педагога, играть совместно со сверстниками, следить за своими вспышками гнева и истериками. А самое главное мы совместно добились доверия ребенка.
ребенок дважды участвовал во всероссийских конкурсах, изготовляя вместе с педагогом поделки, при этом его изделия занимали призовые места (1 и 2 место)
Дети с аутизмом будут лучше всего учиться там, где они могут расслабиться и почувствовать себя в безопасности. Если учителя найдут время, чтобы проанализировать, как именно организовать пространство в их классе, то это поможет не только аутичным детям, но и их одноклассникам.