Опыт реализации проектного метода в процессе коррекционно-развивающей работы. | Сидорова Татьяна Александровна. Работа №325183
В данной статье освещены достижения целевых ориентиров дошкольного образования, которые чётко определены в Федеральном Государственном образовательном стандарте, современные детские сады активно используют инновационные образовательные технологии, позволяющие развить, сформировать, воспитать в подрастающем поколении инициативную, самостоятельную, творческую, любознательную личность.
Одним из перспективных методов, способствующих решению поставленных задач, является метод проектной деятельности.
Опыт реализации проектного метода в процессе коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
Расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, ускорение жизненного темпа, обилие информации приводят к увеличению объёма знаний, которые необходимы для жизни современному человеку.
Для достижения целевых ориентиров дошкольного образования, которые чётко определены в Федеральном Государственном образовательном стандарте, современные детские сады активно используют инновационные образовательные технологии, позволяющие развить, сформировать, воспитать в подрастающем поколении инициативную, самостоятельную, творческую, любознательную личность.
Одним из перспективных методов, способствующих решению поставленных задач, является метод проектной деятельности, которую осветили в своих трудах Короткова Н.А., Смирнова О.Д., Пахомова Н.Ю. Особую практическую ценность и значимость данная образовательная технология приобретает при работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития, именно её мы активно интегрируем в процесс коррекционно-развивающей работы с заявленной категорией детей в нашем ДОУ в последние годы.
Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале прошлого столетия и предлагал строить обучение на активной основе через разнообразные виды детской деятельности, сообразуясь с имеющимся интересом в этом знании.
Метод проектов представляется нам эффективным средством всестороннего развития дошкольников с ЗПР, так как способствует формированию у них системы универсальных учебных действий, а так же позволяет реализовывать главные принципы специального образования, а именно:
принцип
коррекционно-компенсирущей
направленности образования,
то есть
построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития
;
принцип социально-адаптирующей направленности образования
,
при котором к
оррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребёнку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни
;
принцип развития
мышления,
языка и коммуникации как средств специального образования
.
Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех
категорий детей с ограниченными во
зможностями, поэтому важнейшей
для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по раз
витию речи, мышления и общения;
принцип индивидуально-дифференцированного подхода
, который
направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития
;
п
ринцип необходимости специального педагогического
руководства
, суть которого состоит в том, что полноценное развитие ребёнка с ограниченными возможностями может происходить
только
при непосредст
венном участии специального педа
гога
.
Другим положительным моментом метода проектов является то, что удаётся заинтересовать и вовлечь родителей в процесс его реализации, помочь стать им активными участниками образовательной деятельности.
В основе проектного метода лежит его направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, дошкольников необходимо нацелить на решение проблемы, привлекая для этой цели знания из разных образовательных областей, а также развить способность прогнозировать и предвидеть результаты и возможные последствия разных вариантов решения, сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, формулировать выводы и умозаключения.
Начиная использовать метод проектов в работе с дошкольниками с ЗПР мы в буквальном смысле боялись внедрять в педагогический процесс данный вид деятельности, опасаясь, как эту инновацию воспримут дети: сможем ли мы предложить ту проблемную ситуацию, решать которую будет интересно, представится ли возможность обеспечить каждому участнику ситуацию успеха, будут ли предложенные задания соответствовать актуальному уровню развития? И, наконец, на наш взгляд, самое трудное и важное: удастся ли привлечь родителей, найти у них отклик?
На самом деле, возникающие трудности, ошибки и неудачи, а они конечно же были, мы использовали как подсказки для дальнейшей работы, ни в коем случае не опускали руки, и, самое главное, помнили наш девиз, что педагог, использующий метод проектов в своей деятельности, может по праву считать себя высококвалифицированным специалистом, активно реализующим современные образовательные технологии.
Реализуя проектный метод с дошкольниками коррекционных групп мы ставим перед собой следующие цели и задачи:
Цель: всестороннее познавательное и личностное развитие, направленное на коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений, подготовка к обучению в школе и социальной адаптации.
Задачи:
р
азвитие познавательной активности
, любознательности
;
ф
ормирование предпосылок интеллекта;
р
азвитие и совершенствование всех сторон
коммуникативной
деятельности;
м
аксимальная коррекция и компенсация имеющихся недостатков в развитии;
воспит
ание предпосылок поисковой деятельности
, желания искать пути разрешения проблемы
;
развитие способности
формулировать выводы и умозаключения.
Несмотря на разнообразие видов проектной деятельности, в практике работы с дошкольниками с проблемами в развитии, нами чаще других используются следующие:
Практико-ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни
группы
.
Информационный проект
направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении
природы с целью его
анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект
предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Игровой проект
решает познавательные задачи через ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника - игру. В ходе деятельности дети
, реализуя какую-либо роль, получают ответ на поставленный вопрос.
Также мы реализуем различные проекты по продолжительности (краткосрочные и долгосрочные), по количеству участников (групповые и индивидуальные), по тематике (о живой и неживой природе, о социальной сфере).
При структурировании проекта мы стараемся придерживаться определённой последовательности действий, что позволяет впоследствии достичь максимальных результатов своей работы:
Начинать следует с выбора темы проекта, количества участников.
Далее педагогу целесообразно продумать различные
варианты проблем
ы
, ко
торую
важно исследовать в рамках намеченной
тематики. Саму же проблему
выдвигают воспитанники при обязательном участии
учителя-дефектолога, задача которого
оказать детям помощь, подвести к
её
формулированию наводящим вопросом, проблемной ситуацией, подсказкой, наконец.
Обозначение проблемы является самым сложным и ответственным этапом проекта, ведь проблема должна быть сформулирована таким образом, чтобы дети захотели её решить
, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску.
Важным моментом является
дальнейшее
распределение
поставленных
задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Здесь и определяется возможный продукт проектной деятельности, который могут предложить как педагог, так и дети
. Для учителя-дефектолога главное - поддержать познавательную активность детей, помочь ей развернуться.
Затем
следует
работа
воспитанников группы с обязательным участием родителей
по своим
задачам
, намеченным в рамках реализации проекта. Педагог регулярно проводи
т промежуточные обсуждения полученных
результатов, даёт рекомендации, оценку деятельности
.
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита,
где происходит презентация полученного в ходе реализации проекта продукта.
Коллективное обсуждение проделанной работы, формулировка выводов,
определение новых проблем для дальнейшей работы.
При более подробном рассмотрении этапы проектной деятельности выглядят следующим образом:
Педагог
Дети
Погружение в проект
формулирует проблему проекта
, намечает цель, определяет задачи;
вводит детей в проблему,
активизирует интерес к ней, "заражает" стремлением решить её.
Осуществление выдвижения или присвоения проблемы на личном уровне, вживание в ситуацию, принятие, понимание, уточнение, конкретизация цели и задач предстоящей деятельности.
Организация деятельности
создаёт условия для самостоятельной детской деятельности: организует детские подгруппы, распределяет роли, ответственных,
планирует деятельность детей, предусматривает возможные
формы презентации итогов работы.
Распределяются по подгруппам под руководством педагога, делят роли, ответственность, планируют собственную деятельность, выбирают формы и способы презентации полученных результатов, советуются с родителями, просят у них оказания помощи.
Реализация деятельности
деликатно контролирует, консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
обогащает знания, стимулирует познавательную активность
;
помогает готовить презентацию
.
Под руководством педагога и оказании помощи со стороны родителей выполняют свою работу в рамках роли и ответственности, задают вопросы, ищут поддержки, положительного подкрепления, ищут необходимые и недостающие знания, фантазируют, готовят презентацию.
Презентация деятельности
обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги;
оценивает
деятельность детей;
поощряет каждого участника.
Демонстрируют понимание выдвинутой проблемы, умение осуществлять работу, озвучивают способы решения проблемы, дают оценку себе и сверстникам.
В последние годы в коррекционных группах нашего ДОУ были реализованы коллективные проекты по следующим темам: "Какая бывает обувь?", "Из чего построим дом?", "Моё здоровье", "Мастерская Деда Мороза" и др.
Кроме коллективных проектов некоторые воспитанники коррекционных групп принимают активное участие, разумеется не без помощи родителей, в индивидуальных проектах. Тематика индивидуальных проектов интересна и разнообразна: "Экзотические фрукты", "История моей семьи", "Я рисую".
Таким образом, метод проектов является эффективным средством познания окружающей действительности у дошкольников с задержанным психическим развитием. Активное внедрение проектного метода в коррекционно-развивающую работу позволил нам наблюдать у воспитанников проявления познавательной активности, положительную динамику в развитии когнитивной и эмоционально-личностной сферы. Также нам удалось сплотить родителей на решение поставленных коррекционных задач в рамках реализации инновационных технологий, что позволило им стать полноценными участниками коррекционной деятельности.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
Деркунская
В.А. Проектная деятельность дошкольников
. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012.
Лаврова Л.Н., Зубарева В.В. Подготовка к обучению грамоте в условиях проектной деятельности // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 6, с. 100-107
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Сост. Киселева Л.С., Данилина Т.А.,
Лагода
Т.С., Зуйкова М.Б. – М.: АРКТИ, 2011.
Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «
Скрипторий 2003», 2011.
Штанько
И.В. проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4, с. 34-41