Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольной среде | Че Вероника Саненовна. Работа №335586

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, активности, увеличения объема знаний, умений и навыков. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.  

Но чтобы эффективно и качественно использовать метод экспериментирования, необходимо знать его виды, структуру и особенности организации с детьми дошкольниками. Об этом можно прочитать в данной статье.

Че Вероника Саненовна,

Сахалинская область,

МБДОУ Детский сад «Солнышко», г.Долинск,

воспитатель

 

Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольной среде

 

Аннотация. Детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, активности, увеличения объема знаний, умений и навыков. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Но чтобы эффективно и качественно использовать метод экспериментирования, необходимо знать его виды, структуру и особенности организации с детьми дошкольниками. Об этом можно прочитать в данной статье.

 

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога - воспитаннику). Согласно ФОП ДО, педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.

Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки.

Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».

«Современный словарь иностранных слов» содержит такое определение 1Эксперимент - это:

- «научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно - учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий»;

- «вообще опыт, попытка осуществить что-либо».

«Эксперимент...- планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении».

«Эксперимент...чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.». 2

Из приведенных выше определений видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения.

Итак, как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если он основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.3

Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию в детском саду начинают проводить со 2-й младшей группы.

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: утонет ли бумажный кораблик? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.

На 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например «Почему этот платочек высох быстрее?» (потому что он был на батарее); «Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему». Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Во время совместного экспериментирования необходимо поставить цель, выдвигать гипотезы, совместно определять этапы работы, делать выводы.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям4

- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций нужно обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.

Так же учить детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

После каждого эксперимента следует приучать детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

На 6-м, 7-м году жизни все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.

Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, «Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней».

Необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов опытов, стремлению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная (партнёрская) деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная деятельность детей.

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее.

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов.

Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно прогнозировать её.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены5:

1. Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.

3. Место для хранения природного и «бросового» (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; материалов проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки).

4. Место для проведения опытов, которое должно быть достаточным и не загроможденным, т.ч. за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

Так, к примеру, в лаборатории может жить Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?»

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. А грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

И последнее, известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

При организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми в детском саду необходимо учитывать следующее6:

1. Соблюдение основных принципов образования при организации детского экспериментирования:

- связь теории с практикой;

- развивающий характер воспитания и обучения;

- индивидуализация и гуманизация образования;

- природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

- целостность и системность обучающего процесса;

- взаимодействие трех факторов: ДОО, семья, общество.

- предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов;

- определение типа и вида тематики эксперимента;

- выбор цели и задач с детьми;

- подготовку пособий, оборудования;

- закрепление правил безопасного поведения при проведении

эксперимента, опыта.

Тематическое содержание объектов опытно – исследовательской деятельности

Живая природа:

1. Растения и животные: их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве).

2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией.

3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.

4. Многообразие живых организмов, их приспособление к среде обитания, к сезону, природной (климатической) зоне.

5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).

6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.

7. Характерные особенности сезонов (времен года).

8. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы.

Неживая природа:

1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, почва.

2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое).

4. При реализации экспериментальной деятельности с детьми использовать разные формы работы:

- непосредственно образовательную деятельность;

- самостоятельную деятельность детей;

- наблюдения в природе;

- рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий;

- познавательные беседы по теме эксперимента;

- целевые экскурсии, прогулки;

- посещение «Живого уголка».

5. Использовать следующую классификацию экспериментальной деятельности, которая распределяется:

1). По характеру объектов, которые используются в эксперименте: опыты с растениями; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек.

2). По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке.

3). По количеству детей: индивидуальные (1-4 ребенка); групповые (5-10 детей); коллективные (вся группа).

4). По причине их проведения: случайные; запланированные; проведённые в ответ на вопрос ребенка.

5). По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические.

6). По продолжительности: кратковременные (от 5-15 мин.); длительные (свыше 15 мин.).

7). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные или циклические.

8). По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.

9). По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10). По характеру познавательной деятельности детей: иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.

11). По способу применения в аудитории: демонстрационные; фронтальные.

6. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности с детьми исполнять правила техники безопасности:

- экспериментальная работа находится всегда под наблюдением
взрослого;

- все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;

- не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза.

В своей практике проведения экспериментов и опытов с детьми у меня

возникла потребность в составлении правил техники безопасности, я их составляла совместно с детьми, они очень просты, но помогают организовать детей по нужному направлению:

- «бери только нужный материал для работы»;

- «опытно-экспериментальная работа – это не игра»;

- «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения Воспитателя»;

- «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»;

- «все материалы после работы убери на место».

Подготовка к проведению запланированных экспериментов, опытов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, сообщается цель или задача, которая должна быть решена в ходе экспериментальной деятельности, обсуждается методика и ход эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.

Методика проведения экспериментальной деятельности с детьми предполагает7:

1. Учет структуры проведения экспериментов, опытов:

постановка, формулирование познавательной задачи;

-продумывание методики экспериментирования;

- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- прогнозирование результатов будущего эксперимента;

- соблюдение правил безопасности;

- выполнение работы, подведение итогов, формулирование выводов;

- фиксирование результатов (календарь погоды, календарь природы,

дневник наблюдений);

анализ полученных данных, словесный отчет об увиденном.

2. Использование основных методов и приемов при обучении детей
экспериментированию:

эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения, опыты;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы»

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески обучающие
ситуации;

- трудовые поручения, действия.

3. Подготовка и оснащение уголка экспериментирования, с учетом

возраста детей группы, в который включены перечень предметов и материалов:

- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма

(пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски);

- мерные ложки и мензурки, сита и воронки разного размера и
материала;

- резиновые и силиконовые груши разного объёма;

- пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;

- гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубочки, соломка для
коктейля;

- гигиенически безопасные пищевые красители; растворимые

ароматические вещества (ваниль); продукты питания (соль, сахар, кофе, чай); природный материал: камни (галька, гравий, керамзит); ракушки; шишки; желуди; орехи; семена: цветов, деревьев; скорлупа; кусочки коры; листья; веточки; мех; перья; пух; гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и на территории Кольского полуострова; образцы песка; глины;

- бросовый материал: бумага разной фактуры цвета; кусочки материалов: кожи поролона, резины, пластмассы; металлические предметы;

- магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные; дидактический материал: картотеки экологических загадок, опытов и экспериментов; карточки-схемы проведения опытов, экспериментов; модели - панно; дидактические игры; иллюстрационный материал

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и может стать эффективным средством ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, способом развития мыслительных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)

Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч.1.- М. ТЦ Сфера, 2012. С.128.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Лабиринт, 2009. С.109.

Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2013.

Куликовская, И. Э,

Совгир

, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н.

Совгир

. – М.: Педагогическое общество России, 2010. С.79.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд.,

испр

. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. С.64.

Поддьяков

Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред.

И.И.Ильясова

, В.Я.

Ляудис

. - М.: МГУ, 2014. С.354.

Российский энциклопедический словарь. ред. А. М. Прохоров. М. Советская Энциклопедия. 2014. С.656.

Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2013.

Российский энциклопедический словарь. ред. А. М. Прохоров. М. Советская Энциклопедия. 2014. С.656.

Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 2014. С.354.

Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч.1.- М. ТЦ Сфера, 2012. С.128.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Лабиринт, 2009. С.109.

Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. С.79.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. С.64.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×