Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста | Ефанкина Светлана Валентиновна . Работа №310278

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В детском саду мы уделяем много внимания детскому экспериментированию , организуем исследовательскую деятельность детей, создаём специальные проблемные ситуации.

В нашей группе созданы условия для детской экспериментальной деятельности : в уголке экспериментирования созданы условия для проведения опытов и экспериментов.

 

Предлагаю вашему вниманию картотеку опытов и экспериментов, которую я использую в работе с самыми маленькими обитателями нашего детского сада, детьми 2-3 лет.

Картотека может быть полезна молодым специалистам и неравнодушным родителям.

Желаю вам приятного просмотра!

Опытно-экспериментальная деятельность

в группе раннего возраста

 

Сентябрь

«Мыльные

пузыри».

Рассматривание

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей. Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .

 

«Рябь

на

воде».

Экспериментирование

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

 

«Бутылочки

с

сюрпризом».

Эксперимент

Цель: Различие слухового внимания.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки.

Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

 

Октябрь

«Вода

холодная

и

горячая»

.

Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов. Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .

 

«Чудесный

мешочек»

№1

(по

форме).

Эксперимент

Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

 

 

«Воздух

под

водой».

Эксперимент

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

 

Ноябрь

«Лёгкий

-

тяжелый».

Опыт

Цель: Знакомство детей с весом предметов. Задачи:

Показать,

что предметы

бывают

легкие

и

тяжелые.

Научить

определять

вес

предметов

и

группировать

их

по

весу.

Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .

 

«Игры

с

губкой».

Эксперимент

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. Задачи:

Познакомить

со

свойствами

губки.

Учить

набирать

воду

губкой

и отжимать

её

в

ёмкость.

Воспитывать

интерес

к

экспериментальной

деятельности.

Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок- помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

 

«Шарики

с

сюрпризом».

Рассматривание

Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:

Развивать

тактильные

ощущения.

Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители

различаются.

Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

 

Декабрь

«Прищепки».

Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:

Развивать

мелкую

моторику

рук.

Учить

детей

нажимать

на края

прищепки,

чтобы

раскрывать

её.

Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

«Бумага».

Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи:

Познакомить

детей

со

свойствами

бумаги:

она

лёгкая

(можно

сдуть

с

ладони,

мнётся, рвётся,

шуршит, не

тонет в

воде.

Вызвать

интерес

к

различным

манипуляциям

с

бумагой.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и

продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

 

«Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент

Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.

Задачи:

Развивать

тактильные

ощущения.

Дать

детям

название

цветов,

активизировать

речь.

Создать

положительный

эмоциональный

настрой

у

детей.

Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

 

Январь

«Игра

с

пёрышком».

Экспериментирование

Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей. Задачи:

Формировать

словарь:

части

тела.

Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите,

смотрите,

что

я принесла!

Оно по ладошке тихонько ползёт,

Сначала по кругу, после вперёд.

По ручке оно до плеча доползает.

И шейку оно очень нежно ласкает,

По ручке другой вниз уползает,

Опять по ладошке тихонько ползёт,

Сначала по кругу, а после в полёт. Куда полетит? Интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос! Потом эти ушки перо гладить хочет

Одно и другое немного щекочет.

Но пёрышку надо теперь отдыхать,

Оно улетает в карман полежать.

 

 

 

«Игры

с

султанчиками».

Эксперимент

Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

Развивать

у

детей умение

выдыхать

воздух

через

рот.

Познакомить

детей

с

одним

из

свойств

воздуха

движением

(ветер)

.

Создание

положительного

эмоционального

настроения.

Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

 

«Чудесный

мешочек»

№3

(по

ощущениям).

Эксперимент

Цель: Развитие тактильных ощущений. Задачи:

Развивать

тактильные

ощущения.

Формировать

словарь:

колючий,

гладкий,

мягкий,

твёрдый.

Создать

положительный

эмоциональный

настрой

у

детей.

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.

 

Февраль

«Развесим

платочки».

Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:

Развивать

мелкую

моторику

рук.

Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью

прищепок.

Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для

куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти

действия.

 

«Найди

по

звуку».

Эксперимент

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов. Задачи:

Определять

и

различать

издаваемые

шумовые

звуки.

Создание

положительного

эмоционального

настроения.

Закреплять

названия

музыкальных

инструментов.

Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с

погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

 

«Снег. Какой он? ». Рассматривание

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Задачи:

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый,

холодный,

белый,

лепится, тает в

руках).

Развивать

тактильные

ощущения.

Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

 

Март

«Что

в

пакете?

».

Эксперимент

Цель: Обучение детей действиям по показу. Задачи:

Учить

детей выполнять

действия

по

показу

воспитателя.

Вызывать

чувство

радости

и

интереса.

Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

 

«Открываем, закрываем». Опыт

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

Разрабатывать

мелкую

моторику

рук

детей.

Побуждать

к

заинтересованности

тому,

что

лежит

в

баночках.

Повышать

эмоциональное

настроение.

Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

 

«Найди

такую

же

бутылочку

по

звуку».

Опыт

Цель: Развитие слухового внимания детей. Задачи:

Учить

детей

сравнивать

звуки

и

находить

похожие.

Вызывать

радость

и удивление у

детей.

Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

 

Апрель

«Поиграем

с

солнечным

зайчиком»

Рассматривание

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков. Задачи:

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением,

предметами,

от

которых

они отражаются.

Развивать

смекалку,

любознательность.

Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу

воспитателя;

бегать

врассыпную,

не

наталкиваясь

друг

на

друга.

Научить

пускать

солнечных зайчиков

(отражать

свет

зеркалом)

.

Вызвать

чувство

радости

и

удивления.

Ход занятия: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А

что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики Играют на стене,

Помани их пальчиком, Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

 

«Ветер

по

морю

гуляет».

Опыт

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

Продолжать

знакомить

детей

с

таким

природным

явлением

как

ветер.

Учить

различать

и

самим

регулировать

его силу.

Поднятие

эмоционального

настроения

у

детей.

Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

 

«Играем

с

песком».

Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:

Поднимать

эмоциональное

настроение

у

детей.

Учить

детей

пересыпать

песочек

в

разные

ёмкости.

Ход занятия: показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в

коробочку. Побуждать их самих, так делать.

 

Май

«Плавает,

тонет».

Опыт

Цель: Закрепление знаний о весе предмета. Задачи:

Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на

поверхности

воды,

другие тонут).

Способствовать

созданию

радостного

настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

 

«Что в трубке лежит? ». Эксперимент

Цель: Развитие любознательности у детей.

Задачи:

Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие

предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой,

открывать

коробочку)

.

Развивать

усидчивость,

терпение.

Вызвать

чувство

радости

и

удивления.

Развивать

мелкую

моторику

рук.

Ход занятия: Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить:

«Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток.

Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.

 

«Доска

Самоделкина

».

Эксперимент

Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:

Развивать

мелкую

моторику

рук.

Поднимать

эмоциональное

настроение

у

детей.

Ход занятия: обратить внимание ребят на доску с интересными

приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Хрюше.

 

 

Список литературы:

Дыбина

О.В.

Неизведанное

рядом: занимательные опыты и эксперименты

для

дошкольников.

Маневцова

Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб

.

п

особие для

педагогич

.

училищ

по

специальности

Дошкольное

образование.

Николаева

С.Н.

Теория

и

методика

экологического

образования

детей.

Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности

дошкольников: Методические рекомендации.

Саво

И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных

возрастных группах

детского

сада.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×