Опытно-экспериментальная деятельность в группе раннего возраста | Ефанкина Светлана Валентиновна . Работа №310278
В детском саду мы уделяем много внимания детскому экспериментированию , организуем исследовательскую деятельность детей, создаём специальные проблемные ситуации.
В нашей группе созданы условия для детской экспериментальной деятельности : в уголке экспериментирования созданы условия для проведения опытов и экспериментов.
Предлагаю вашему вниманию картотеку опытов и экспериментов, которую я использую в работе с самыми маленькими обитателями нашего детского сада, детьми 2-3 лет.
Картотека может быть полезна молодым специалистам и неравнодушным родителям.
Желаю вам приятного просмотра!
Опытно-экспериментальная деятельность
в группе раннего возраста
«Мыльные
пузыри».
Рассматривание
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей. Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .
«Рябь
на
воде».
Экспериментирование
Цель: Развитие дыхательного аппарата.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
«Бутылочки
с
сюрпризом».
Эксперимент
Цель: Различие слухового внимания.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки.
Рассказываем, как звучит – громко – тихо.
«Вода
холодная
и
горячая»
.
Эксперимент
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов. Задачи: Развивать тактильные ощущения.
Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .
«Чудесный
мешочек»
№1
(по
форме).
Эксперимент
Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.
«Воздух
под
водой».
Эксперимент
Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Задачи: Развивать дыхательный аппарат.
Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.
«Лёгкий
-
тяжелый».
Опыт
Цель: Знакомство детей с весом предметов. Задачи:
Показать,
что предметы
бывают
легкие
и
тяжелые.
Научить
определять
вес
предметов
и
группировать
их
по
весу.
Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .
«Игры
с
губкой».
Эксперимент
Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. Задачи:
Познакомить
со
свойствами
губки.
Учить
набирать
воду
губкой
и отжимать
её
в
ёмкость.
Воспитывать
интерес
к
экспериментальной
деятельности.
Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок- помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.
«Шарики
с
сюрпризом».
Рассматривание
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Развивать
тактильные
ощущения.
Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители
различаются.
Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.
«Прищепки».
Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Учить
детей
нажимать
на края
прищепки,
чтобы
раскрывать
её.
Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.
«Бумага».
Эксперимент
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
Задачи:
Познакомить
детей
со
свойствами
бумаги:
она
лёгкая
(можно
сдуть
с
ладони,
мнётся, рвётся,
шуршит, не
тонет в
воде.
Вызвать
интерес
к
различным
манипуляциям
с
бумагой.
Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и
продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
«Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент
Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.
Задачи:
Развивать
тактильные
ощущения.
Дать
детям
название
цветов,
активизировать
речь.
Создать
положительный
эмоциональный
настрой
у
детей.
Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.
«Игра
с
пёрышком».
Экспериментирование
Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей. Задачи:
Формировать
словарь:
части
тела.
Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.
Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:
Смотрите,
смотрите,
что
я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт. Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос! Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
«Игры
с
султанчиками».
Эксперимент
Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи:
Развивать
у
детей умение
выдыхать
воздух
через
рот.
Познакомить
детей
с
одним
из
свойств
воздуха
–
движением
(ветер)
.
Создание
положительного
эмоционального
настроения.
Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.
«Чудесный
мешочек»
№3
(по
ощущениям).
Эксперимент
Цель: Развитие тактильных ощущений. Задачи:
Развивать
тактильные
ощущения.
Формировать
словарь:
колючий,
гладкий,
мягкий,
твёрдый.
Создать
положительный
эмоциональный
настрой
у
детей.
Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.
«Развесим
платочки».
Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью
прищепок.
Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для
куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти
действия.
«Найди
по
звуку».
Эксперимент
Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов. Задачи:
Определять
и
различать
издаваемые
шумовые
звуки.
Создание
положительного
эмоционального
настроения.
Закреплять
названия
музыкальных
инструментов.
Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с
погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
«Снег. Какой он? ». Рассматривание
Цель: Знакомство со свойствами снега.
Задачи:
Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый,
холодный,
белый,
лепится, тает в
руках).
Развивать
тактильные
ощущения.
Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.
«Что
в
пакете?
».
Эксперимент
Цель: Обучение детей действиям по показу. Задачи:
Учить
детей выполнять
действия
по
показу
воспитателя.
Вызывать
чувство
радости
и
интереса.
Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.
«Открываем, закрываем». Опыт
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
Разрабатывать
мелкую
моторику
рук
детей.
Побуждать
к
заинтересованности
тому,
что
лежит
в
баночках.
Повышать
эмоциональное
настроение.
Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.
«Найди
такую
же
бутылочку
по
звуку».
Опыт
Цель: Развитие слухового внимания детей. Задачи:
Учить
детей
сравнивать
звуки
и
находить
похожие.
Вызывать
радость
и удивление у
детей.
Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.
«Поиграем
с
солнечным
зайчиком»
Рассматривание
Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков. Задачи:
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением,
предметами,
от
которых
они отражаются.
Развивать
смекалку,
любознательность.
Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу
воспитателя;
бегать
врассыпную,
не
наталкиваясь
друг
на
друга.
Научить
пускать
солнечных зайчиков
(отражать
свет
зеркалом)
.
Вызвать
чувство
радости
и
удивления.
Ход занятия: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А
что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики Играют на стене,
Помани их пальчиком, Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
«Ветер
по
морю
гуляет».
Опыт
Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи:
Продолжать
знакомить
детей
с
таким
природным
явлением
как
ветер.
Учить
различать
и
самим
регулировать
его силу.
Поднятие
эмоционального
настроения
у
детей.
Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.
«Играем
с
песком».
Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Поднимать
эмоциональное
настроение
у
детей.
Учить
детей
пересыпать
песочек
в
разные
ёмкости.
Ход занятия: показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в
коробочку. Побуждать их самих, так делать.
«Плавает,
тонет».
Опыт
Цель: Закрепление знаний о весе предмета. Задачи:
Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на
поверхности
воды,
другие тонут).
Способствовать
созданию
радостного
настроения.
Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
«Что в трубке лежит? ». Эксперимент
Цель: Развитие любознательности у детей.
Задачи:
Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие
предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой,
открывать
коробочку)
.
Развивать
усидчивость,
терпение.
Вызвать
чувство
радости
и
удивления.
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Ход занятия: Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить:
«Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток.
Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.
«Доска
Самоделкина
».
Эксперимент
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Задачи:
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Поднимать
эмоциональное
настроение
у
детей.
Ход занятия: обратить внимание ребят на доску с интересными
приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Хрюше.
Список литературы:
Дыбина
О.В.
Неизведанное
рядом: занимательные опыты и эксперименты
для
дошкольников.
Маневцова
Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб
.
п
особие для
педагогич
.
училищ
по
специальности
Дошкольное
образование.
Николаева
С.Н.
Теория
и
методика
экологического
образования
детей.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников: Методические рекомендации.
Саво
И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных
возрастных группах
детского
сада.