Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ и условия ее организации | Татьяна Александровна Овсянникова. Работа №330018

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ и условия ее организации

В наше время, в дошкольном образовании наряду с игровой деятельностью большое значение для развития ребенка имеет познавательная деятельность. Познавательная деятельность у ребенка проявляется путем исследования окружающего мира, большой интерес у детей проявляется путем экспериментирования. Сегодня особенно остро стоит проблема организации этого ведущего вида деятельности.

Деятельность экспериментирования охватывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует самостоятельно получить результат путем рассматривания объекта со всех сторон.  

Дети по своей природе являются исследователями.  Исследовательская, познавательная активность это естественное состояние ребенка. Во время утренней гимнастики, ребенок познает возможности своего тела, во время приема пищи, он познает вкус приготовленного блюда. На занятиях по изобразительной деятельности, он знакомится со свойствами материалов путем смешивания красок, на прогулке в зимний период, ребенок исследует свойства снега и т.п.  Все это объекты исследования.

У каждого ребенка познавательные способности индивидуальные. Познавательные способности чаще обнаруживаются не в  самих знаниях, умениях и навыках,  а в способах их приобретения.

Составила: воспитатель

Овсянникова Татьяна Александровна

 

Статья на тему: Опытно-экспериментальная работа детей дошкольного возраста и условия ее организации

В наше время, в дошкольном образовании наряду с игровой деятельностью большое значение для развития ребенка имеет познавательная деятельность. Познавательная деятельность у ребенка проявляется путем исследования окружающего мира, большой интерес у детей проявляется путем экспериментирования. Сегодня особенно остро стоит проблема организации этого ведущего вида деятельности.

Деятельность экспериментирования охватывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует самостоятельно получить результат путем рассматривания объекта со всех сторон.

Дети по своей природе являются исследователями. Исследовательская, познавательная активность это естественное состояние ребенка. Во время утренней гимнастики, ребенок познает возможности своего тела, во время приема пищи, он познает вкус приготовленного блюда. На занятиях по изобразительной деятельности, он знакомится со свойствами материалов путем смешивания красок, на прогулке в зимний период, ребенок исследует свойства снега и т.п. Все это объекты исследования.

У каждого ребенка познавательные способности индивидуальные. Познавательные способности чаще обнаруживаются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в способах их приобретения.

Исследовательская экспериментальная деятельность для ребенка является главным источником для получения представлений о мире и чем разнообразнее, интенсивнее опытно-экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования и в основной образовательной программе дошкольного образования обусловлена вся важность формирования естественнонаучных представлений у детей. Формирование представлений у детей происходит на основе восприятия. Чем насыщенней круг рассматриваемых предметов и явлений, тем богаче опыт наблюдений, процесс формирования естественнонаучных представлений у детей, идет быстрее.

В процессе обучения экспериментально исследовательской деятельности, используются все методы: словесные (беседы, рассказы, чтение художественной литературы); наглядные (наблюдение, рассматривание, демонстрация); практические (игры, упражнения, опыты и моделирование). Детское время, самое важное и как они пройдут, зависит как от родителей, так и от педагогов в том числе, самое главное вовремя раскрыть все стороны развития ребенка. Вовлечение родителей в экспериментальную деятельность детей, не только помогает более насыщенному развитию детей, но и сближает родителей и ребенка. Детское экспериментирование не требует больших трат, достаточно использовать любые подручные материалы и средства.

При организации опытно-экспериментальной работы самое важное правильно выбранные объекты. Если не соблюдать следующие условия, снижается познавательная значимость эксперимента.

1. Главным требованием является максимальное соответствие выбранного объекта целям и задачам, которые решаются в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

2. Вторым требованием является безопасность объекта для детей. Категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными или испуганными животными. Но иногда создаются такие условия, когда воспитатель вынужден знакомить детей с опасными объектами. Проводя такие занятия, воспитателю необходимо соблюдать определенные правила. Держаться на расстоянии от объекта, не прикасаться к нему руками и постоянно подчеркивать это, заостряя внимание детей на такой форме своего поведения. При необходимости указать на отдельные детали он пользуется палочкой, которую затем демонстративно уничтожить на глазах у детей и потом помыть руки. Дети должны запечатлеть не только внешний вид опасного объекта, но и правильные способы обращения с ним.

3. Категорически запрещается проводить эксперименты с незнакомыми объектами.

4. Желательно, чтобы выбранный объект для экспериментирования, был в соответствии с возрастом и содержал все необходимые части. Так, для запланированных экспериментов нерационально приносить котенка без хвоста, щенка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света.

5. Объект должен быть эстетичном.

Эксперименты составляют основу знаний, без них любые понятия для детского мышления, могут искажать представление ребенка о различных объектах. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку формировать всю полноту окружающего мира основанную при помощи собственных наблюдений и опытов.

Список литературы

 

Бурнышева

, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «

Любознайка

» /

Горбашева

Г.Б. Организация

эксперементальной

деятельности

дошкольников. – М.:АРКТИ, 2004.

Волостникова

, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании

личности / А. Г.

Волостникова

. - М.: Просвещение, 2011. -

362 с.

Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений

/ А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - С. 3-

5

Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П.,

Савостикова

, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л.

Савостикова

// Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×