Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Опыты и эксперименты, как средство познавательного интереса дошкольников | Шишова Лилия Александровна. Работа №351629

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка» г. Суровикино Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Опыты и эксперименты как средство развития познавательного интереса младших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шишова Л.А.

Воспитатель

МБДОУ «Березка»

 

г.Суровикино 2022г.

«Опыты и эксперименты как средство развития познавательного интереса младших дошкольников»

Актуальность детского экспериментирования состоит в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому. В наши дни существует реальная проблема современных детей – замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютером, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая.

Поэтому детское экспериментирование в мини - лабораториях имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п.

 В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Мой опыт работы доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.

Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. 

С помощью игровых персонажей я предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.

Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др.

Подвожу детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.  

Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.

После нескольких наблюдений вместе с детьми сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. 

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становится зелень после дождя, как легко дышится.

Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

Опыты проводим  как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

 • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

 • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

 •стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется,

водонепроницаемое

 • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

 • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

 • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе познакомила детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показала взаимосвязь с живой природой. 

В моей работе была подобрана серия опытов с неживой природой: «Воздух невидимка», «Да здравствует мыло душистое», «Свойства песка и глины» и т.д . Во время проведения опытов дети высказывали свои предположения о том, что может случиться, если намочить песок…, каким мылом легче намылить руки жидким или кусковым твердым…, дети вступали в споры друг с другом, мнения у детей расходились, и только демонстрация опыта подтверждала правильность того или иного предположения

Очень интересно проходил опыт с воздухом «Подводная лодка», я предложила детям вопрос: «Почему подводные лодки не тонут?». Дети предположили, что так сделаны, что могут плавать. Тогда мы предложили детям рассуждать на тему: как будет себя вести шарик пластилина, если его опустить в банку с водой. Дети пришли к выводу, что в подводных лодках есть воздух, и он держит ее на плаву, затем мы рассмотрели устройство подводной лодки и рыб, определили место хранения запасов воздуха. Так мы в этом эксперименте смогли активизировать интерес и показать детям свойства воздуха. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему.
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или с происходящими событиями.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемной ситуации. Например: «Как очистить грязную воду». В некоторых случаях предоставляю детям поле деятельности, например, что бы определить, из какого материала  можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». 
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. 

Благодаря опытам и экспериментам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.



 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×