Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОПЫТЫ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Виктория Сергеевна Лындяк. Работа №339442

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Валеология-наука о здоровье. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.  Представленный материал можно использовать на занятиях познавательно-исследовательской деятельностью. Цель опытов: привлечь внимание детей к собственному организму, побуждать осознанное стремление к заботе о нем.   

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТЫ

ПО ВАЛЕОЛОГИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Воспитатель: Лындяк В.С.

 

 

 

 

 

Мариуполь - 2024

Представленный материал можно использовать на занятиях познавательно-исследовательской деятельностью.

Цель опытов: привлечь внимание детей к собственному организму, побуждать осознанное стремление к заботе о нем.

Опыт 1

Тема: Что ощущает наша кожа?

Цель: показать, что кожа ощущает прикосновение, разность температур.

Ход опыта:

Предложить детям закрыть глаза, легко прикоснуться к разным частям тела. Дети называют, в какой части тела ощутили прикосновение. Как вы узнали, где было прикосновение?

Рассмотреть 3 одинаковых стакана с водой разных температур (холодная, теплая, горячая).

- Одинаковая ли вода в стаканах? Предложить детям потрогать воду во всех стаканах. Одинаковая ли вода?

Как вы это узнали?

Опыт 2.

Как защищает наша кожа?

Цель: показать защитную функцию кожи

Ход опыта

Окунуть руки в воду и, вытащив, разглядеть ее. Какая стала кожа? (мокрой). Втирайте руки салфеткой. Какая стала кожа на руке? (сухой). Сделать то же с губкой. Почему рука стала сухой, а губка нет? (Кожа не пропустила воду, а губка впитала воду).

 

Опыт 3.

Тема: Зачем нам глаза?

Цель: продемонстрировать значение зрения.

Ход опыта:

Плотно заслонить глаза ладонями и попытаться пройти между двумя рядами стульев. Легко ли это сделать? Пройти с открытыми глазами. Сравнить уровень сложности выполнения задачи.

 

Опыт 4.

Тема: Почему мы плачем?

Цель: показать защитную функцию век.

Ход опыта:

Поднести разрезанную луковицу к глазам. Что происходит с ними? (Мелкие капельки сока раздражают слизистую глаз.

Защищая глаза, веки быстро моргают, а слезы смывают едкий сок с глаз. Так глаза защищаются.

 

Опыт 5.

Тема: Наши глазки.

Цель: объяснить детям значение зрения и бережное отношение к глазам.

Ход опыта:

Предложить внимательно рассмотреть глаза ребенка, спокойно сидящего напротив. Вдруг легонько плеснуть в ладоши перед ее глазами. Что она сделала сразу? (Закрыла глаза). Наш организм знает, что прежде всего следует беречь глаза.

 

Опыт 6.

Тема: Веселые глаза

Ход опыта:

Предложить на минутку закрыть глаза руками. Открыть, рассмотреть в зеркало, какого размера зрачки. Затем в течение минуты посмотреть в окно (солнечного дня) или посмотреть на яркое освещение. При каких условиях зрачки сужаются, а при которых расширяются?

 

Опыт 7.

Тема: Зачем нам ушки?

Цель: продемонстрировать значение слуха.

Ход опыта:

Предложить детям на минутку плотно заслонить ладонями уши. Потом рассказать о своих ощущениях.

Послушать по очереди тихий и громкий звук, тихую и громкую музыку, скрежет двух металлических пластинок и звук свирели. Назвать их и рассказать о своих чувствах.

 

Опыт 8.

Тема: Волшебная улитка

Цель: показать целесообразность строения ушной раковины.

Ход опыта:

Предложить детям приложить ухо к тонкой дощечке. С противоположной стороны легонько постучаться карандашом. Повторить те же действия, но слушать через врачебную трубку – стетоскоп. Когда звуки слышны лучше?

 

Опыт 9.

Тема: Хороший ли у нас слух?

Цель: продемонстрировать один из способов определения остроты слуха.

Ход опыта:

Взрослый называет слова тихим голосом, а ребенок повторяет их. Назвав слово, взрослый делает 2-3 шага от ребенка, не меняя силы голоса. Чем на большем расстоянии ребенок слышит слова, тем лучше у него слух и слуховое сосредоточение.

 

 

Опыт 10.

Тема: Наше дыхание.

Цель: продемонстрировать дыхательный акт.

Ход опыта:

Предложить детям заслонить руками нос и закрыть рот, посчитать о себе до десяти.

– Что вы почувствовали с закрытым носом и ртом? (Желание побыстрее вдохнуть воздух)

С этой же целью сантиметром измерить объем грудной клетки ребенка во время вдоха и выдоха. Раздать детям воздушные шарики и после глубокого вдоха выдыхать воздух в шарики, замечая, сколько воздуха в шарике.

 

Опыт 11.

Тема: Что носик чувствует?

Цель: показать способность носа ощущать запахи.

Ход опыта:

Закрыть глаза. Поднести к носу цветок, душистое мыло или другой предмет. Глубоко вдохнув носом воздух, дети называют предмет.

– Как вы об этом узнали? (по запаху, который почувствовали носом).

 

Опыт 12.

Тема: Состояние воздуха

Цель: учить детей различать состояние воздуха, понимать, что чистый воздух – залог крепкого здоровья.

Ход опыта:

Рассмотреть 2 банки.

– Что находится в банках? (воздух). Поднести к одной кусочек воспаленной пластмассы и остерегаться. Когда на стекле появится дымовой налет, спросить, в какой банке чист воздух, а в какой – загрязненный.

Обращать внимание на то, что загрязненный воздух на дыхательных путях и легких также остаются вредными примесями, которые нельзя вывести из организма. Поэтому курящие или находящиеся в загрязненных помещениях чище болеют.

 

Опыт 13.

Тема: Что умеет наш язык?

Цель: показать способность языка различать вкусовые свойства товаров питания.

Ход опыта

Закрыть глаза, отведать яблоко, грушу, огурец, свеклу, морковь. Дети рассказывают о своих вкусовых ощущениях.

– Как вы узнали, что было во рту? (Язык обладает способностью чувствовать качество пищи – кислое, сладкое… и состояние – холодное, горячее или теплое).

 

Опыт 14.

Тема: Слюна

Цель: показать способность органов питания выделять слюну.

Ход опыта:

Перед едой вдохнуть запах блюда (борщ, теплые пирожки...).

– Что вы чувствуете во рту? (Появилась слюна, помогающая переваривать пищу).

 

Опыт 15.

Тема: Что делать с едой?

Цель: акцентировать внимание детей на жевании пищи и ее глотании.

Ход опыта:

Предложить детям откусить кусочек хлеба (или другой жесткой пищи) и почувствовать работу зубов, языка. Положить ладонь на шею и почувствовать акт глотания.

– Что нужно сделать с кусочком?

– Что помогает нам жевать еду? (зубы, язык).

– Зачем нужно жевать еду?

– Куда попадает пережеванная еда? (через пищевод пища попадает в желудок).

 

Опыт 16.

Тема: Воздух необходим для дыхания.

Цель: продемонстрировать потребность в воздухе людей и животных.

Ход опыта

Предложить детям на короткое время заслонить нос и рот рукой. После чего глубоко вдохнуть воздух, почувствовать, как это приятно. Положить руку на грудь, почувствовать, как она ритмично опускается во время дыхания, то же сделать во время наблюдения за кошкой или собакой.

 

Опыт 17.

Тема: Воздух и его свойства.

Цель: показать, что воздух - это невидимый окружающий нас газ, легко сжимается, что мы им дышим.

Материал: бутылка с водой, шары.

Ход опыта

Предложить детям помахать руками. Воздух создает давление и дети убеждаются, что нас окружает.

В полную бутылку воды вводим пробку, часть воды при этом выльется, но пробка полностью не закрывает бутылку. Когда впустим пузырек воздуха, то бутылка закроется. Этим мы доказали, что газ (воздух) легче сжать, чем жидкость (воду).

Предложить детям вдохнуть, держась за ребра и выдохнуть. Затем еще раз набрать воздух в легкие и выдохнуть в воздушный шарик. Сравнить объем шариков. Этим мы показали, что в легких есть воздух.

 

Опыт 18.

Тема: Работа легких.

Цель: ознакомить детей с работой легких.

Материал: губка, сосуд с водой.

Ход опыта

Окунуть сжатую губку в воду и отпустить. Губка моментально наберет воды, сохранив, будто бы предварительный объем. Это – вдох. Отжать воду, она выльется. Это – выдох.

 

Опыт 19.

Тема: Грязный воздух.

Цель: ознакомить детей с вредом загрязненного воздуха для легких.

Материал: губка, сосуд с водой, краска.

Ход опыта

В сосуде водяа - это как воздух. Добавляем туда краску – это дым, выхлопные газы. Что случилось? (Воздух стал грязным.)

Окунуть сжатую губку в воду и отпустить. Губка моментально наберет воды, сохранив, будто бы предварительный объем. Это – вдох. Отжать воду, она выльется, а краска остается на губке. Это – выдох. Хорошо ли это? Почему?

 

Опыт 20.

Тема: Воздух в легких. Сколько его?

Цель: показать, какой объем воздуха может вдохнуть взрослый человек и ребенок в один раз.

Материал: банка объемом 1 литр, ведро, резиновые трубки.

Ход опыта

Надо взять банку на 1 л, наполнить водой и погрузить ее в ведро с водой. В ведре банка перевернуть вверх дном, придерживая ее рукой, чтобы она не расшатывалась. В горлышко банки вставить один конец резиновой трубки, а другой конец взять в рот и сделать выдох. Количество вошедшего в банке воздуха - это объем одного выдоха. Повторить опыт несколько раз, меняя глубину выдоха.

 

Опыт 21.

Тема: Вода как часть живого.

Цель: показать, что вода присутствует растениям, человеку и животным.

Материал: листья, кусок луковицы, корень, зеркало, лист бумаги.

Ход опыта

Взять несколько кусочков луковицы, листьев, корней растений, положить на лист бумаги (предварительно обследовать бумагу: показать, что она сухая). Придавить. Выяснить, что появилось на бумаге и почему? Тоже самое можно проделать между ладонями. Этим мы показали, что вода находится в растениях.

Взять зеркало и выдохнуть на него. Выяснить, что появилось на нем и почему? Этим мы доказали, что в организме человека есть вода. Как еще доказать, что у нас в организме есть вода? (слезы, слюна, кровь, моча, пот).

 

Опыт 22.

Тема: Где прячутся микробы?

Цель: доказать, что на коже есть много морщин, складок, куда попадает пыль, грязь, микробы.

Материал: цветной карандаш.

Ход опыта

Предложить детям рассмотреть складочки, линии на руках. Выяснить, что у каждого из них разные ладони и рисунок из линий личный.

На ладони по линии сгиба нарисовать линию каждому ребенку. Поднять пальцы вверх. Что произошло? (Нарисованная линия исчезла.) Объяснить, что так и микробы, и грязь, попадая в складочки кожи, становятся невидимыми.

Опыт 23.

Тема: Обязательно нужно мыться с мылом?

Цель: продемонстрировать, насколько качественнее становится мытье с применением мыла.

Материал: два таза с водой, две губки, два мяча, мыло, мыльница, два прозрачных сосуда.

Ход опыта

Предложить детям один мяч помыть только водой, второй – водой с мылом. Проверить воду, слив ее в два прозрачных сосуда. Объяснить, где вода грязнее, там мячик чище.

 

Опыт 24.

Тема: Зачем моют руки?

Цель: показать, почему и как нужно мыть руки, посуду.

Материал: грязный и чистый нос, полотенце, мыло, два таза с водой.

Ход опыта

Грязную посуду вытереть чистым полотенцем.

– Каким он стал? Почему? Что нужно сделать? Мытье посуды без трения в первом тазу. Какая стала вода? Стала ли посуда чистой?

Мытье посуды с мылом во втором тазу.

– Какая стала вода? Стала ли посуда чистой?

Вывод: дольки грязи вымываются мыльной водой и уносятся прочь.

 

Опыт 25.

Тема: Работа желудочного тракта. Пищеварение.

Цель: помочь понять, что происходит в желудке с едой.

Материал: ломтики хлеба, мясорубка, стакан воды, тарелка.

Ход опыта

Предложить детям припомнить, зачем человек ест и значение языка и зубов.

– Куда попадает еда после рта? (В желудок.) Что происходит с едой в желудке?

В мясорубку положить ломтик хлеба – это рот. Прокручиваем куски хлеба – это работа зубов. Еда попала в тарелку – это желудок. В тарелку добавляем воду – это желудочный сок, который находится в желудке и помогает переварить пищу.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×