Организации игровой деятельности детей. | Полукеева Татьяна Михайловна. Работа №319862
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. Как правильно встроить ее в образовательный процесс с учетом требований ФГОС ДО и найти ей подобающие место? Какие следует для нее создать условия? Как определить хорошо или плохо играют дети?
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.
Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. С помощью игры он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем.
Организации игровой деятельности детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования.
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. Как правильно встроить ее в образовательный процесс с учетом требований ФГОС ДО и найти ей подобающие место? Какие следует для нее создать условия? Как определить хорошо или плохо играют дети?
Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен В детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго.
Каково же значение игровой деятельности для дошкольника?
- В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы:
- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
- В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками
- В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.
- В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.
- В игре ребенок развивается духовно.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.
Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.
Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО освещена в «Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»
1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
2. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3. Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка
Дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.
Дети должны чётко понимать правила игры. Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения :
• свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
• исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи, или унижающих достоинство играющих;
• отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
• чёткое понимание ребятами правил игры;
• исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
• достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
• наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
• создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
• доступность предметно-игровой среды для всех участников.
Можно выделить следующие типы игр:
1. Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры).
2. Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.
3. Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности.
Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры) :
Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:
• дидактические игры с сюжетным рисунком;
• игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
• подвижные разного уровня интенсивности;
• дидактические игры с музыкальным сопровождением.
Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности :
• развлекающие игры; • интеллектуальные головоломки и состязания;
• календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные;
• народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.
Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.
Педагогу необходимо решать следующие задачи руководства игровой деятельностью детей :
• стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения;
• помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры;
• обучать поиску вариантов использования игрушек в процессе игры;
• придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами;
• формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения;
• пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами;
• развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры;
• прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков;
• стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников;
• обучать умению договариваться.
Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. С помощью игры он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем.
Список литературы:
1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;
2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
6. Интрнет ресурсы.