Организационно-педагогические условия цифровизации управления общеобразовательной организацией | Кшеминский Виктор Викторович. Работа №344671
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые организационно-педагогические условия цифровизации управления общеобразовательной организацией. Описываются этапы внедрения цифровых технологий в управление образовательным процессом, их влияние на работу учителей и администрацию школы. Особое внимание уделено необходимости создания цифровой образовательной среды, подготовки педагогического состава и разработки нормативной базы для успешной интеграции цифровых инструментов. Приведены примеры применения информационных систем для повышения эффективности управления и организации учебного процесса в школах.
Ключевые слова: цифровизация, управление школой, образовательные технологии, цифровая среда, информационные системы, педагогические условия, цифровое образование.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Кшеминский Виктор Викторович, учитель
ГБОУ «Школа № 25 Г.О. Донецк» ДНР
Аннотация. В статье рассмотрены ключевые организационно-педагогические условия цифровизации управления общеобразовательной организацией. Описываются этапы внедрения цифровых технологий в управление образовательным процессом, их влияние на работу учителей и администрацию школы. Особое внимание уделено необходимости создания цифровой образовательной среды, подготовки педагогического состава и разработки нормативной базы для успешной интеграции цифровых инструментов. Приведены примеры применения информационных систем для повышения эффективности управления и организации учебного процесса в школах.
Ключевые слова: цифровизация, управление школой, образовательные технологии, цифровая среда, информационные системы, педагогические условия, цифровое образование.
Цифровизация управления общеобразовательными организациями стала одним из главных направлений развития школьного образования в последние годы. Введение информационных технологий в управление образовательным процессом позволяет повысить эффективность работы школы, упростить коммуникацию между участниками образовательного процесса и улучшить организацию учебной деятельности. Однако для успешной цифровизации требуется создать определенные организационно-педагогические условия, которые обеспечат плавный переход к новым технологиям и помогут учителям и администрации адаптироваться к изменениям.
Одним из ключевых аспектов цифровизации управления является создание цифровой образовательной среды. Эта среда включает в себя электронные дневники, расписания, образовательные порталы, системы мониторинга успеваемости и другие инструменты, которые помогают автоматизировать повседневные задачи учителей и администрации. Например, электронные дневники позволяют не только оперативно отслеживать успеваемость учащихся, но и наладить обратную связь с родителями, которые могут в любое время получить доступ к информации о результатах обучения. Введение таких систем требует подготовки и технической поддержки, что делает важным создание команды специалистов, ответственных за их внедрение и сопровождение.
Цифровизация управления школой предполагает изменение привычных процессов и требует от педагогов овладения новыми инструментами. Учителям необходимо научиться работать с электронными журналами, платформами для дистанционного обучения, системами автоматизированного контроля за успеваемостью. Для этого требуется проведение регулярных тренингов и курсов повышения квалификации, где педагоги смогут освоить не только технические аспекты работы с новыми программами, но и адаптировать свои педагогические методы к использованию цифровых технологий. Примером может служить внедрение в школах платформы для онлайн-обучения, где учителя могут организовывать интерактивные уроки, создавать тесты и отслеживать успеваемость учеников в режиме реального времени. Подобные системы предоставляют больше возможностей для взаимодействия с учениками, особенно в условиях дистанционного обучения.
Однако важно учитывать, что цифровизация управления школой требует также изменений в организации административных процессов. Например, внедрение автоматизированных систем планирования и учета учебного процесса позволяет значительно облегчить работу администрации школы, освобождая время для решения стратегических задач. Такие системы могут автоматически формировать расписание занятий, распределять учебные нагрузки, следить за состоянием материальной базы школы и выполнять другие задачи, которые ранее требовали значительных временных затрат. Примером может служить использование системы электронного документооборота, которая упрощает обработку отчетов и заявлений, а также позволяет учителям и администрации быстро обмениваться информацией без необходимости бумажных носителей. Это повышает прозрачность процессов и снижает административные барьеры.
Организационно-педагогические условия цифровизации включают также создание нормативной базы, которая регулирует использование цифровых технологий в образовательной деятельности. Это означает разработку правил и стандартов, касающихся хранения и защиты персональных данных, использования цифровых инструментов на уроках и их внедрения в образовательный процесс. Учителя и администрация школы должны быть ознакомлены с требованиями законодательства в этой области и соблюдать их для обеспечения безопасности информации и прав учащихся. Например, при использовании онлайн-платформ важно учитывать вопросы конфиденциальности данных, чтобы личная информация учеников и их родителей не оказалась под угрозой.
Не менее важным условием успешной цифровизации является поддержка технической инфраструктуры школы. Внедрение цифровых технологий требует наличия в школе современных компьютеров, серверов, надежного интернета и других технических средств. Без этого невозможно реализовать полноценное использование информационных систем и образовательных платформ. Например, если в школе отсутствует стабильное интернет-соединение, даже самые эффективные цифровые решения могут оказаться бесполезными. Важно, чтобы администрация школы уделяла внимание обновлению материальной базы, а также организации технической поддержки для решения возникающих проблем.
Примером успешной цифровизации управления может служить опыт школ, которые активно используют системы для мониторинга учебного процесса. Такие системы позволяют отслеживать успеваемость учеников, посещаемость и вовлеченность в учебные занятия в режиме реального времени. Внедрение подобных инструментов значительно облегчает работу учителей и администрации, так как им не приходится вручную заполнять журналы и проверять успеваемость. Кроме того, родители могут получать уведомления о прогрессе их детей и участвовать в образовательном процессе, что делает взаимодействие между школой и родителями более активным и результативным.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителями в условиях цифровизации, является сохранение педагогической составляющей в учебном процессе. Важно, чтобы цифровые инструменты не заменяли традиционные методы обучения, а дополняли их, создавая новые возможности для взаимодействия с учениками. Например, при внедрении систем для дистанционного обучения учителя должны уделять внимание тому, чтобы уроки оставались интерактивными и интересными для учеников. Использование цифровых технологий может помочь вовлечь учащихся в учебный процесс через создание мультимедийных материалов, интерактивных заданий и проектов. Например, во время урока информатики учитель может использовать платформы для программирования, такие как Scratch или Code.org, где ученики смогут самостоятельно создавать программы и игры, развивая творческие и логические навыки.
Еще одним важным аспектом цифровизации управления является управление ресурсами школы. Современные системы позволяют эффективно контролировать использование учебных материалов, оборудованием и даже энергопотребление. Например, школы могут использовать системы для автоматизации учета учебников и инвентаря, что значительно упрощает процесс их распределения и контроля. Это позволяет снизить затраты на учебные материалы и оптимизировать использование ресурсов. Примером может служить школа, которая внедрила систему управления энергией, где освещение и отопление в классах регулируются автоматически в зависимости от времени суток и расписания занятий. Это не только снижает расходы на коммунальные услуги, но и делает школу более экологически ответственной.
Таким образом, успешная цифровизация управления общеобразовательной организацией требует создания благоприятных организационно-педагогических условий, таких как подготовка педагогов, развитие технической инфраструктуры, создание нормативной базы и использование цифровых инструментов для повышения эффективности управления. Для учителей информатики важно научить школьников работать с новыми технологиями, а также адаптировать собственные педагогические методы к изменяющимся условиям. Цифровые технологии открывают перед школами новые возможности для организации учебного процесса, делают его более гибким и эффективным. Однако успех внедрения этих технологий зависит от того, насколько школа готова к цифровым изменениям и как грамотно будут организованы все процессы.
Список литературы:
1. Масленкова В.Д. Применение активных методов обучения на занятиях по программированию в начальной школе // В сборнике: Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Москва, 2021
2. Данилюк А.Я., Факторович А.А. Цифровое общее образование. М.: Авторская мастерская, 2019
3. Цифровизация образовательной деятельности в общеобразовательной организации: методические рекомендации / Р.А. Литвиненко. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2021. – 14 с.