Организационные мероприятия по адаптации студентов, проживающих в общежитии | Прокопьева Варвара Николаевна, Прокопьева Аида Семеновна. Работа №349826
Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает свои двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить. Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Адаптация (средневековое латинское слово (adaptatio) – приспособление.
Адаптацией называется также процесс привыкания. Адаптация - социальный процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
В адаптационный период первокурсников большую роль играют воспитатели, комендант и старшекурсники, проживающие в общежитии. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других.
В процессе общения, самопознания, деятельности происходит преобразование их внутреннего потенциала за счѐт адаптации механизмов: когнитивный (ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление), эмоциональный (радость, огорчение, тревога, нравственные чувства), практический (поведение студентов в различных ситуациях практической деятельности). Работа данных механизмов способствует активному взаимодействию студента и социальной среды.
ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж
им. Н. Г. Чернышевского
СТАТЬЯ:
«Организационные мероприятия по адаптации студентов, проживающих в общежитии»
Выполнили: Прокопьева В. Н. – воспитатель общежития
Прокопьева А. С. – старший воспитатель
г. Вилюйск – 2024г.
Организационные мероприятия по адаптации студентов, проживающих в общежитии
Каждый год, как все учебные заведения, наш колледж гостеприимно распахивает свои двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ республики и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить. Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. Адаптация (средневековое латинское слово (adaptatio) – приспособление.
Адаптацией называется также процесс привыкания. Адаптация - социальный процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
В адаптационный период первокурсников большую роль играют воспитатели, комендант и старшекурсники, проживающие в общежитии. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других.
В процессе общения, самопознания, деятельности происходит преобразование их внутреннего потенциала за счѐт адаптации механизмов: когнитивный (ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление), эмоциональный (радость, огорчение, тревога, нравственные чувства), практический (поведение студентов в различных ситуациях практической деятельности). Работа данных механизмов способствует активному взаимодействию студента и социальной среды.
Для нас должны быть значимыми все варианты адаптационного процесса, которые связаны с резкой ломкой стереотипов вчерашних школьников при поступлении в новую для них социальную среду с новым статусом - студента.
Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У них студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других– ровно. Учебная нагрузка в колледже значительно отличается от школьных нагрузок. Насыщенность учебного процесса, новая форма ведения предметов, иная организация учебной деятельности – всѐ это повышает тревожность первокурсников и сильно влияет на процесс адаптации. Для многих студентов высокие требования учебного процесса воспринимаются, как травмирующий фактор. Постоянное умственное и психическое напряжение, нарушение отдыха, питания нередко приводят к психологическому срыву и срыву процесса адаптации. Существенным является также тот факт, что в современной жизни многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь. Отсюда пропуски занятий, плохая учѐба, несданная сессия. Для студентов - первокурсников главным остаѐтся чувство значимости, признание их как личности. Для того чтобы повысить их социальный статус, чтоб адаптационный период прошел успешно, необходимо им активно участвовать в культурно –досуговой жизни общежития. Студенту надо дать возможность проявить себя со всех сторон, показать свои лучшие качества, дать возможность реализовать себя в том направлении, где он чувствует себя наиболее комфортно (спорт, танцы, кружковая деятельность и т. д.).
Контингент нашего общежития формируется из сельской молодежи. С приездом в город вчерашнему выпускнику сельской школы существенно меняется образ жизни. Отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, новые помещения, другой стиль общения, другая атмосфера, новый уклад жизни. Такая резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Опасность в том, что сельская молодежь, попадая в город, стремится как можно скорее усвоить стиль городской науки. Условия города снимают влияние тех сдерживающих факторов, которые действуют в сельской местности, где все друг друга знают и каждый поступок на виду. В сельской местности воспитывают все: родители, соседи, улица, социум и общественность. В городских условиях, общественное мнение для первокурсника – еще не действует.
Для нас должны быть значимыми все варианты адаптационного процесса, которые связаны с резкой ломкой стереотипов вчерашних школьников при поступлении в новую для них социальную среду с новым статусом - студента.
Студенчество является самой веселой и важной частью в жизни человеку. Это переход от беспечного школьника к самостоятельному человеку, уверенного в себе и отвечающего за свои поступки. Приехавших в город учиться студентов ждет очень много соблазнов, то, что раньше запрещали родители, они могут себе позволить и попробовать «запретный плод». И в этот момент самое главное выбрать правильный путь и не свернуть на скользкую тропинку. Во всех ситуациях оставаться твердым, решительным и принимать правильные решения, независимо от обстоятельств.
Самые страшные соблазны – это курение и алкоголь. Студенты оказываются беспомощными и не подготовленными к каким-либо трудностям и от бессилия перед проблемой теряются и не найдя нужного решения, выбирают тот путь, который принуждает их прибегнуть к легкому, как им кажется, решению проблемы, и эта необдуманная слабость приводит их к совершению глупостей. С этими пороками борется коллектив воспитателей и студенческий актив, который выявляет таких студентов и проводит с ними определенную работу. Желание быть своим в определенной группе и определяет дальнейшие поступки студентов, т.е. пробуются сигареты, алкоголь. Такие студенты заносятся в группу риска, а их родители приглашаются для беседы. Общение является составной частью воспитательной деятельности, кроме того, потребность в неформальном общении с воспитателями и со своими сверстниками, понимание и признание, составляет отличительную особенность юношеского возраста.
К трудностям адаптации сами студенты первого курса относят:
- Не проявление инициативы, ощущение стеснения и неуверенности в новом коллективе;
- Утомление и нервное перенапряжение;
- Большой объем и трудное усвоение материала;
- Резкое увеличение нагрузки;
- Новые условия проживания в общежитии
Студенты старших курсов отмечают, что им помогло в свое время справиться с этими проблемами: занятия спортом, активное участие в жизни общежития.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе. Но и те, и другие, при неблагоприятном стечении обстоятельств могут стать толчком к психологической дезадаптации.
Для создания условий успешной адаптации и гармоничного развития личности студентов, проживающих в общежитии, работаем по утвержденному плану адаптационных мероприятий:
1. Организационная работа:
- Заселение в общежитии, обеспечение их необходимым инвентарем, помощь в устройстве быта
- Ознакомление с нормами проживания и правилами поведения в общежитии (устав, договор)
- Отработка навыков самообслуживания, культуры поведения и общения
- Инструктаж по ТБ и ПБ
- Проведение общих собраний по этажам
- Индивидуальные беседы с первокурсниками
2. Создание условий для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе студентов.
3. Организация студенческого самоуправления:
- Выборы органов студенческого самоуправления, старост этажа, актива
- Составление графика дежурств в местах общего пользования (в кухне, фойе, этаже)
4. Изучение контингента вновь прибывших студентов:
- Выявление группы риска, интересов, склонностей, потребности студентов
- Проведение месячника правового просвещения: тематические вечера, круглые столы, встречи с работниками правоохранительных органов
5. Посещение спортивных секций, кружков по интересам.
6. Посещение выставок, театров, музеев.
7. Проведение декады ЗОЖ: спортивные соревнования, беседы гинеколога, венеролога, фельдшера, выпуск газет
8. Сплочение коллектива: вечера отдыха (дискотеки), тематические вечера, диспуты, викторины
9. Привить трудовые навыки.
По проведенным мероприятиям можно сделать следующие выводы, что вся работа, которая проводится в нашем общежитии, является эффективным и играет огромную роль в специальной адаптации сельской молодежи в городских условиях, что позволяет студентам войти в ритм, адаптироваться в непривычной обстановке.
Воспитание духовной нравственности у студентов общежития проводится по принципам: системности, вариативности, гражданственности и принципа личностного подхода. Целенаправленная, систематическая деятельность позволяет воспитывать компетентного специалиста и социально-активного гражданина.
Успешная адаптация первокурсника к жизни в общежитии является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Профессиональная адаптация студента предусматривает овладение полным объемом знаний, умений и навыков по профессии, которое основывается на интересе, наклонностях и способностях молодого человека к выбранной профессии.
Список использованных источников:
1. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П. , Стельникова Г.В., Вазина А.Н.-М.: «Медицина» , 2005.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.2007 3) 3. Лукьянченко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А, 2006
4. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.:ООО «издательство АСТ», 2008.
5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.. 2009 6. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2009. - N1.
6. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2016. - N2.