Организация адаптационного периода в группе раннего развития | Иванова Светлана Анатольевна. Работа №337899
«Организация адаптационного периода в группе раннего развития»
Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Цель:
Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Задачи:
1. Создание для ребенка безопасной, комфортной, разнообразной, развивающей предметно-пространственной среды.
2. Понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, каким он есть.
3. Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
«Организация адаптационного периода в группе раннего развития»
Иванова Светлана Анатольевна
воспитатель
МАДОУ «ДС № 466 г. Челябинска»
Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Цель:
Обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Задачи:
1. Создание для ребенка безопасной, комфортной, разнообразной, развивающей предметно-пространственной среды.
2. Понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, каким он есть.
3. Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как:
Элементы телесной терапии: если ребенок плачет, капризничает, недомогает – его можно взять на ручки, погладить, прижать к себе и ребенок успокаивается. Для этого мы используем игры на коленях.
Коллективные и подвижные игры: «Пузырь», «Ножки», «Паровозик» и т.д., формируют эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю, а также развивают координацию движения, переключают внимание, удовлетворяют потребность малышей в движении. Игровые интересы усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем.
Игровые ситуации максимально приближенные к типовым сюжетам из реальной жизни: «Мишка заболел», «Кукла хочет спать», «Погладим белье», «Покормим лялю». Создают доброжелательное отношение с окружающими и сверстниками. Учат новым способам взаимодействия друг с другом. Развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, действиями воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя
Метод песочной терапии. Песок - прекрасное психопрофилактическое средство, которое снимает мышечную напряженность, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику
Игры с крупной и мелкой мозаикой, нанизывание шариков на шнур, соединение деталей крупного конструктора «Лего», с матрешками, с прищепками и др. - монотонные движения руками и сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции, развивают и способствуют творческому процессу.
Успокаивающее и расслабляющее действие вызывает арт-терапия, такая как «пальцевая живопись», нетрадиционное рисование создает атмосферу непринуждённости, эмоционально-положительного отношения к действительности, игры с пластилином (мять, рвать, лепить). Увлекательный процесс, который помогает забыть на какое - то время о своих переживаниях.
Музыкальные занятия и развитие движения. Звукоподражание, подпевание, прослушивание музыки – отличное средство психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.
Колыбельные песни снимают тревожность, дети быстрее засыпают, ребенку становится спокойнее.
Наличие магнитофона, позволяет слушать с малышами веселые детские песенки. Это снимает у детей тревожность, страх.
С помощью фольклора легко установить контакт с ребенком. Ласковые прибаутки, потешки, вызывают у ребенка радость, побуждает познавательную активность. Маленькие песенки – потешки помогают в проведении режимных моментов
Формирование у ребенка чувства уверенности - одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем, необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.