Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация безопасной и комфортной среды для малышей в ДОУ: советы и практические рекомендации для воспитателей | Горбунова Татьяна Владимировна. Работа №351152

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Организация безопасной и комфортной среды в дошкольном учреждении — важнейшая задача для воспитателей, направленная на обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социальной адаптации малышей. В статье раскрываются основные аспекты создания такой среды, которая бы способствовала не только физической безопасности, но и психологическому комфорту детей младшего дошкольного возраста. Предложены практические рекомендации по организации пространства, выбору мебели, планированию игровых и учебных зон.

Ключевые слова: безопасная среда, комфортная атмосфера, дошкольное учреждение, младшая группа, рекомендации для воспитателей, организация пространства, психоэмоциональное благополучие, физическая безопасность.

Организация безопасной и комфортной среды для малышей в ДОУ: советы и практические рекомендации для воспитателей

 

Горбунова Татьяна Владимировна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 321 города Челябинска»

 

Аннотация. Организация безопасной и комфортной среды в дошкольном учреждении — важнейшая задача для воспитателей, направленная на обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социальной адаптации малышей. В статье раскрываются основные аспекты создания такой среды, которая бы способствовала не только физической безопасности, но и психологическому комфорту детей младшего дошкольного возраста. Предложены практические рекомендации по организации пространства, выбору мебели, планированию игровых и учебных зон.

Ключевые слова: безопасная среда, комфортная атмосфера, дошкольное учреждение, младшая группа, рекомендации для воспитателей, организация пространства, психоэмоциональное благополучие, физическая безопасность.

 

Создание безопасной и комфортной среды в детском саду — это комплексная задача, требующая внимания к каждому элементу пространства. Малыши в возрасте от 3 до 4 лет находятся в активной фазе познания мира и усвоения правил поведения, поэтому воспитателю важно предложить им пространство, где они могут чувствовать себя свободно, защищено и вдохновляюще. Физическая безопасность детей — одна из первоочередных задач при обустройстве групповой комнаты и площадки для прогулок. Особое внимание необходимо уделить выбору мебели: она должна быть устойчивой, с закругленными углами и соответствовать росту детей. Это снижает риск получения травм и позволяет детям свободно передвигаться и легко пользоваться элементами мебели, такими как столы, стулья, полки для игрушек.

Организация пространства играет важную роль в обеспечении безопасности и комфорта. Групповая комната должна быть разделена на зоны, каждая из которых отвечает за определённый вид деятельности: игровую, учебную и зону для отдыха. Например, в игровой зоне важно предусмотреть мягкие коврики, на которых дети могут сидеть и играть. Полки для игрушек желательно размещать так, чтобы дети легко доставали до них, но при этом не могли столкнуть с высоты тяжёлые предметы. Удобные контейнеры и ящики для хранения помогают поддерживать порядок и делают пространство более безопасным. В зоне для учебных занятий можно разместить небольшие столы и стулья, которые соответствуют росту детей и позволяют им сидеть удобно. Для зоны отдыха подойдут мягкие кресла или подушки, где дети могут расслабиться и отдохнуть после игр.

Психологический комфорт детей также важен для создания благоприятной среды. Дети младшего дошкольного возраста часто испытывают тревожность и страх перед новым, поэтому воспитателю нужно уделять внимание созданию атмосферы дружелюбия и поддержки. Знакомая обстановка и стабильное расписание помогают малышам быстрее адаптироваться к саду и чувствовать себя уверенно. Например, для обеспечения стабильности можно создать небольшой утренний ритуал приветствия, где каждый ребёнок чувствует себя участником группы, и эта привычка создаёт у них ощущение защищённости. Кроме того, важно, чтобы воспитатель поддерживал каждого ребёнка, помогал им находить контакт с другими детьми и чувствовать себя частью коллектива.

Для детей младшего возраста важно учитывать также сенсорный комфорт, то есть организацию окружающей среды с учётом чувствительности детей к свету, цвету и звукам. Слишком яркие цвета могут возбуждать нервную систему, поэтому лучше выбрать мягкие, приглушённые тона для стен и мебели, которые создают спокойную обстановку. Естественное освещение предпочтительнее, чем искусственное, а громкие звуки и резкие шумы следует минимизировать, чтобы избежать излишнего стресса у малышей. Примером может служить тихая музыкальная фонограмма во время занятий или отдыха, которая создаёт приятный звуковой фон и помогает детям сосредоточиться или расслабиться.

Безопасная среда — это также возможность детям свободно осваивать пространство. Важно, чтобы воспитатель объяснял детям простые правила безопасности и помогал закрепить их на практике. Например, обучать детей ходить по группе, не бегая, аккуратно обращаться с игрушками и избегать опасных ситуаций. Проведение кратких тематических занятий на тему безопасности, где дети учатся понимать, почему важно следовать правилам, помогает сделать процесс обучения более осмысленным и увлекательным. Также полезно использовать наглядные материалы, такие как картинки с изображением правил безопасности, которые можно разместить в группе, чтобы дети видели их каждый день и легче запоминали.

Во время прогулок воспитатель должен следить за состоянием площадки и обеспечивать её безопасность. Если площадка расположена на улице, необходимо проверять, чтобы на ней не было опасных предметов, таких как камни или острые палки. Важно, чтобы оборудование было надёжно закреплено и соответствовало возрасту детей. К примеру, горки и качели должны иметь защитные ограждения и быть устойчивыми, чтобы минимизировать риск падений. Обучение детей правильному использованию оборудования, например, как безопасно кататься на качелях или спускаться с горки, также способствует формированию навыков безопасного поведения.

Комфортная обстановка — это также возможность для детей развивать самостоятельность. Воспитатель может помочь ребёнку почувствовать себя более уверенно, предлагая выполнять простые задачи, такие как самостоятельное надевание и снимание обуви, уборка игрушек после игры, выбор занятия по интересам. Этот подход не только способствует формированию самостоятельности, но и укрепляет уверенность в своих силах, что является важной частью психологического комфорта. Поддержка со стороны воспитателя в таких задачах создаёт положительное восприятие среды и помогает детям быстрее адаптироваться.

Организация безопасной и комфортной среды требует систематического подхода. Важно регулярно проверять оборудование и игрушки на исправность, следить за чистотой и безопасностью предметов, с которыми дети взаимодействуют ежедневно. Воспитатель должен быть внимателен к каждой детали, ведь даже незначительные, на первый взгляд, вещи могут повлиять на восприятие ребёнком окружающей среды. Поддержание чистоты и порядка в группе — также важный аспект, поскольку малыши чувствуют себя лучше в упорядоченном пространстве, а организация пространства помогает им легче ориентироваться и быстрее находить нужные предметы.

Таким образом, создание условий для безопасного и комфортного пребывания детей в ДОУ требует от воспитателя постоянного внимания, но такие усилия оправданы. Дети, которые чувствуют себя уверенно и комфортно, легче адаптируются, активнее участвуют в образовательном процессе и готовы к познанию окружающего мира.

 

 

Список литературы

Бандура Т. А. Комплексный подход формирования безопасного образовательного пространства ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

2015. №. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-formirovaniya-bezopasnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-dou

Пережогина

И. В.

, Лутченко

Л. К.

,

Дейс

О. Ю.

Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях внедрения ФГОС

ДО

//

Наука

, техника и образование.

2015. №10 (16).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-dou-v-usloviyah-vnedreniya-fgos-do

Ситникова

Е. Ю.

О

пределение

сформированности

комфортабельной и безопасной развивающей среды в ДОУ // Вестник магистратуры.

2021. №7 (118).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-sformirovannosti-komfortabelnoy-i-bezopasnoy-razvivayuschey-sredy-v-dou

Ситникова

Е. Ю.

Ф

ормирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в ДОО // Вестник магистратуры.

2022. №11-5 (134).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-psihologicheski-komfortnoy-i-bezopasnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-doo

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×