Организация безопасной и комфортной учебной среды для младших школьников | Гладких Анжела Вениаминовна. Работа №352023
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к созданию безопасной и комфортной учебной среды в начальной школе. Раскрывается значение безопасности и психологического комфорта для младших школьников. Описываются основные аспекты организации пространства, межличностного взаимодействия и профилактики травматизма. Подчёркивается роль учителя в формировании благоприятного образовательного климата.
Ключевые слова: безопасная среда, комфорт в обучении, начальная школа, учебное пространство, младшие школьники, психологический климат, профилактика травматизма.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ И КОМФОРТНОЙ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Гладких Анжела Вениаминовна, учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №7 городского округа Мариуполь", ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к созданию безопасной и комфортной учебной среды в начальной школе. Раскрывается значение безопасности и психологического комфорта для младших школьников. Описываются основные аспекты организации пространства, межличностного взаимодействия и профилактики травматизма. Подчёркивается роль учителя в формировании благоприятного образовательного климата.
Ключевые слова: безопасная среда, комфорт в обучении, начальная школа, учебное пространство, младшие школьники, психологический климат, профилактика травматизма.
Учебная среда для младших школьников должна быть организована так, чтобы обеспечивать безопасность, комфорт и благоприятные условия для обучения. Дети младшего школьного возраста отличаются высокой активностью, эмоциональной восприимчивостью и сниженной способностью к длительному сосредоточению. Это требует от учителя тщательного подхода к планированию как физического пространства, так и учебного процесса.
Создание безопасной и комфортной среды в школе не только способствует успешному освоению учебной программы, но и формирует у детей позитивное отношение к учёбе, укрепляет их физическое и психологическое здоровье.
Физическая среда должна быть организована таким образом, чтобы минимизировать риски травматизма. Основные меры включают:
Правильная расстановка мебели: столы и стулья должны соответствовать росту детей, проходы между партами – быть свободными.
Безопасность оборудования: использование мебели и техники с закруглёнными углами, наличие исправного спортивного инвентаря.
Чистота и порядок: регулярная уборка и контроль за состоянием учебных помещений (освещение, вентиляция, температура).
Организация хранения вещей: наличие шкафчиков для хранения личных вещей детей, чтобы избежать захламления пространства.
Важно также обучать детей правилам безопасного поведения в школе: на лестницах, во время перемен, в спортивном зале.
Младшие школьники чувствительны к атмосфере в коллективе, поэтому учителю необходимо создавать условия для психологически благоприятного обучения:
Доброжелательная атмосфера: важно избегать критики, унижения, применять поддерживающие методы оценки.
Поддержка индивидуальности: учитывать особенности каждого ребёнка, предоставлять возможность выбора заданий или форм их выполнения.
Решение конфликтов: учитель должен уметь быстро выявлять и разрешать конфликтные ситуации между учениками, обеспечивая взаимное уважение в классе.
Применение интерактивных методов, таких как групповая работа, совместные проекты и игры, способствует развитию доверия и укрепляет коллектив.
Удобное и функциональное оформление класса помогает снизить усталость и повысить эффективность обучения:
Зонирование класса: выделение зон для обучения, отдыха и творчества. Например, можно создать уголок для чтения или место для совместных игр.
Использование наглядных материалов: яркие и понятные плакаты, диаграммы, модели стимулируют интерес к учёбе.
Цветовое оформление: предпочтение пастельным и нейтральным тонам, которые создают расслабляющую атмосферу.
Учителю важно учитывать особенности восприятия детей: чрезмерное количество ярких деталей может вызывать переутомление.
Образовательные программы, направленные на обучение детей основам безопасного поведения, помогают снизить риски:
Уроки безопасности: изучение правил поведения на дороге, обращения с электроприборами, действий в случае чрезвычайных ситуаций.
Тематические мероприятия: проведение «Дня безопасности», конкурсов рисунков или викторин о правилах поведения.
Роль родителей: привлечение родителей к обсуждению и поддержке вопросов безопасности дома и в школе.
Регулярное повторение и закрепление навыков способствует их автоматизации.
Учитель является ключевой фигурой в обеспечении безопасности и комфорта младших школьников. Его функции включают:
- Организация учебного процесса с учётом возрастных особенностей.
- Наблюдение за детьми: выявление их потребностей, проблем и поддержка в сложных ситуациях.
- Сотрудничество с родителями: совместная работа по созданию единой системы безопасности в школе и дома.
- Личный пример: учитель, демонстрирующий организованность, доброжелательность и соблюдение правил безопасности, становится образцом для подражания.
Предложим практические рекомендации для учителя.
1. Ежедневные ритуалы безопасности: обсуждение с детьми правил поведения в начале учебного дня, напоминание об их соблюдении.
2. Интерактивные занятия: использование игр и задач для обучения безопасному поведению.
3. Вовлечение детей: предоставление возможностей участвовать в организации пространства класса, что повышает их чувство ответственности.
4. Постоянный контакт с родителями: информирование об успехах ребёнка, а также об инцидентах или проблемах, связанных с безопасностью.
В заключение отметим, что создание безопасной и комфортной учебной среды – это важная задача начальной школы, которая требует комплексного подхода. Гармоничное сочетание физической безопасности, психологического комфорта и эргономики учебного пространства позволяет младшим школьникам чувствовать себя защищёнными и мотивированными к обучению.
Учителю начальных классов отводится ключевая роль в этом процессе, так как именно он задаёт тон отношениям в коллективе, организует пространство и взаимодействует с родителями. Безопасная и комфортная среда способствует не только успешному обучению, но и всестороннему развитию ребёнка, формируя у него позитивное отношение к школе и уверенность в своих силах.
Список литературы
Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы / С.А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 4 (25). 280 с.
Жигулина Т. А. Профилактика
дезадаптационных
состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы // Молодой учёный. — 2015. — №22. — С. 784–787.