Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Организация детского экспериментирования в раннем и младшем дошкольном возрасте" | янкина татьяна ивановна. Работа №340521

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Экспериментирование является методом практического целенаправленного воздействия, открывает возможность формировать собственный жизненый опыт. Кроме этого ,эксперимнты напоминают детям фокусы: они не обычны,порой захватывающие все внимание детей, а главное- дети проделывают их сами. Задача воспитателя помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.

Организация детского экспериментирования в раннем и младшем дошкольном возрасте
Исследовательская деятельность зарождается уже враннем возрасте, поначалу представляя собой как будто бесцельноеэкспериментированиес веществами и игрушками.
В ходе такогоэкспериментированияребенокначинаетосваивать сенсорные эталоны: различать предметы по цвету, размеру, форме и т. д., а также овладевает простыми орудийными действиями.
Задачавоспитателяпомочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.
Экспериментирование–являетсяметодомпрактического целенаправленноговоздействия, открывает возможность формировать собственный жизненный опыт.
Детиоченьлюбятэкспериментировать.Крометого,эксперименты напоминают детям фокусы: они не обычны, порой захватывающие всё внимание детей, а главное — дети проделывают их сами. Это объясняется еще и тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, иэкспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этимвозрастным особенностям. Вдошкольном возрастеон претендует на ведущий вид деятельности, а в первые три года – является практически единственным способом познания мира.
Опыты — это наблюдения, которые проводятся взрослыми в специальноорганизованных условиях. При этом взрослым необходимо в доступной для ребенка форме удовлетворить возникший у ребенка интерес. Получив от взрослых понятные ответы на свои вопросы, ребенок затем в игре отображает полученные сведения и тем самым закрепляет их в своей памяти. Если наблюдения ребенком окружающей действительности сопровождаются умелыми, правильными объяснениями старших, развивают его представления, он начинает лучше ориентироваться в окружающем, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между отдельными явлениями, их причины и т. д. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения встречающихся явлений, развивают у него пытливость ума, еще большее стремление узнать, понять.
Экспериментированиевдошкольномвозрастеможет осуществляться в разных формах. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Не бывает формэкспериментирования, специфических для той или инойвозрастной группы. Ребенок каждого конкретноговозрастадолжен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующимвозрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту.
Динамика становления навыковдетского экспериментирования:
• На первом году жизни ребенок начинает сначала бессознательно манипулировать предметами, затем осмысленно бросает игрушки, стучит ими друг о друга, пытается укусить и сломать. Дети много действуют и запоминают, но целенаправленного процесса наблюдения у них нет. Для развития манипулятивной деятельности ребенка взрослый должен обогащать среду различными объектами - как игрушечными, так и настоящими. Все действия - и свои, и ребенка - взрослый сопровождает словами. Их образ ребенок пока не понимает, но запечатлевает звуковой образ слова в памяти ипривязываетслово к объектам и действиям.На данном этапе ребенок:
- манипулирует предметами;
- смотрит, как это делает взрослый;
- начинает запоминать значение некоторых слов.
• На втором году жизни манипулирование становится более сложным и управляемым. Малыш начинает выполнять действия по просьбе взрослого, одновременно он должен запомнить словоНельзя!, к пониманию смысла которого он должен прийти через собственный опыт. Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому взрослый принимает самое непосредственное участие вэкспериментировании, которое в этомвозрастепочти неотличимо от развлечения. Развивающая среда обогащается новыми предметами, обогащается лексикон - ребенок должен понимать почти все слова.
• В два-три года можно и нужно начинатьэкспериментироватьс детьми с окружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем.Экспериментироватьс детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать. Манипулирование предметами начинает напоминатьэкспериментирование. Среда обогащается более сложными объектами, взрослый создает условия для развития самостоятельности ребенка, так как ребенок должен полюбить действовать и выражать это словамиЯ сам!. Это - основное новообразование данноговозраста, имеющее значение в развитии, какэкспериментирования, так и личности в целом. Нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними, иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы, проявляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений. Дети способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинаютвосприниматьинструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы. В это время происходит становление отдельных фрагментовэкспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.
• После трех лет постепенно ребенок переходит в следующий период - период любопытства (А что там?). Он продолжает овладевать уже более сложными сведениями — сведениями о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций.
На четвертом году жизни у детей возникает наглядно-образной мышление. Ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы,что свидетельствует о важных достижениях:
- у детей накопилась определенная сумма знаний(как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.
Педагогу очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случаедетскийвопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данноговозрастаеще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.
Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд(вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.
При проведенииэкспериментирования следует помнить:
чтовыбранный объект экспериментированиядолжен быть выбран самим ребенком,экспериментдолжен быть краткосрочным в связи свозрастными особенностями детей,
проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка.
Взрослый при проведении опытов лишьорганизовываетактивную деятельность, в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенку слов.
Фиксация опытов для детей данноговозраста еще сложна, однако только при фиксации увиденногоэкспериментприобретает завершённость.
И взрослый не имеет права заставлять ребенкаэкспериментироватьи фиксировать полученный результат. Инициатива должна идти только от самого ребенка. Изобразительный способ фиксации(рисование)наблюдений самый распространенный. Однако при низком уровне изобразительных навыков, дети не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Второй способ — фотографирование наиболее ценный, т. к. имеет ряд преимуществ - передает точно особенности объекта и фотографии впоследствии можно использовать вторично при проведении беседы с детьми, кроме того дети рассматривая фотографии вспоминают увиденное и еще раз запоминают проведенный опыт, фотографии можно использовать в игресначала-потом. Другие способы фиксации опытов еще очень сложны для детеймладшего дошкольного возраста(письменные(запись рассказа ребенка и т. д., планы-схемы и т. д.).
Методикаорганизации экспериментирования:
Вгруппераннеговозрастанеткактаковойсамостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно своспитателем:воспитательзнакомит детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. Играет с детьми с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др. Вместе своспитателемпробуют делать элементарные выводы.Воспитательсочетает показ с активными действиями ребенка (ощупывание,восприятие на вкус, запах и т. д., сравнивает сходные предметы по внешнему виду, использует опыт практической деятельности, игровой опыт.
Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно -экспериментальнойдеятельности ребенокраннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, с помощью взрослого устанавливать причинно - следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Вмладшем дошкольном возрасте организуются:
-Игры-эксперименты.
Первыезанятия поэкспериментированиюпроводятся в игровой форме. В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях (Путешествие на дно морское,В гости к фее воздуха,Поможем капельке вернуться на небо).
-Моделирование. Детивоспроизводятмодели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь.Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной. Дети 3–4 лет способны смоделировать вихрь из кусочков бумаги и создания воздушного потока (дуют, буря в стакане при помощи бумаги и пластиковой трубочки.Во время зимней прогулки дети моделируют явления природы: снегопад — набрать в миску сухой снег и медленно его высыпать, буран — набрать в варежку пушистый снег, сдувать его сильным выдохом.
-Опытыиэксперименты. Собственноэкспериментированиепозволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельноепроведениеопытавызываетвосторгудетей (экспериментычем-тонапоминаютребятамфокусы)иоткладываетсяв памяти.Младшие дошкольники экспериментируют с водой(в твёрдой и жидкой формах, воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой.
Важно помнить, что приорганизации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста учитывают возрастные особенности детей,поэтому:
1. Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.
2. Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам иэкспериментампостоянно возвращаются.
Врезультатеэкспериментированияудетейформируются представления:
о материалах(песок, глина, бумага, ткань, дерево).
о природных явлениях(ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
о мире растений(способы выращивания из семян, луковицы, листа).
о способах исследования объекта.
о предметном мире.
развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы(цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.).
формируется умения строить причинно-следственные связи, что позволяет вмладшем дошкольном возрастедетям легко подойти квозрастуПочемучек.
Количество проводимых опытов враннем и младшем дошкольном возрастеможет варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрениевоспитателяи с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формыорганизации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Приорганизации экспериментальной детскойдеятельности важное значение - создание условий для поисковой деятельности и элементарногодетскогоэкспериментирования.Обеспечение самостоятельного проведения опыта детьми при повторном возвращении к нему(с небольшой помощью или подсказкойвоспитателя). Всё оборудование и предметы, которыми пользуются дети, должны быть безопасны.
Оборудованием дляэкспериментирования являются:
в первоймладшей группе
• все необходимое дляэкспериментирования с песком,водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки;
• предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.,
• пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки,
• дляэкспериментированияс ветром - воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.
• мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, вер вочки.
Во второймладшей группе
• материалы поэкспериментированию с солнечным светом(зеркала, фонарик, кусочки ткани)
• природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, перышки и т. д.);
• сыпучие материалы(горох, пшено, разные крупы)
• вспомогательные материалы(пластилин, стеки, ложки);
• бросовый материал(пробки, коробки, катушки, вата, бумага, кусочки ткани и т. д.);
• иллюстративный материал;
• механические плавающие игрушки, воздушный змей и т. д.
Литература:
1.Экспериментальнаядеятельность детей 4-6 лет из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Менщикова.- Волгоград: Учитель, 2009г.
2.Организацияэксериментальнойдеятельностидошкольников: Методические рекомендации/ под общей ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.
HYPER13PAGE HYPER15
6
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×