Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация детского отдыха в городском лагере с дневным пребыванием детей | Юлия Геннадьевна Шавернева. Работа №325717

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была и остается в центре внимания не только руководителей общеобразовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования детей, сотрудников региональных и муниципальных органов власти, социальной защиты населения, Центров занятости и управления образованием. Говоря об особенностях организации деятельности детского оздоровительного лагеря мы подразумеваем в первую очередь категории детей, которые приходят в лагерь. В наши дни путевку в лагерь могут позволить себе не все родители. Именно для семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации (неполные, многодетные, малообеспеченные семьи и т.д.) имеются льготные путевки.

Шавернева Ю.Г., педагог-организатор,

начальник городского лагеря

МУДО «ДЮЦ «Максимум» гагнитогорск

Особенности организации детского отдыха в условиях городского лагеря с дневным пребыванием детей

Проблема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была и остается в центре внимания не только руководителей общеобразовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования детей, сотрудников региональных и муниципальных органов власти, социальной защиты населения, Центров занятости и управления образованием. Говоря об особенностях организации деятельности детского оздоровительного лагеря мы подразумеваем в первую очередь категории детей, которые приходят в лагерь. В наши дни путевку в лагерь могут позволить себе не все родители. Именно для семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации (неполные, многодетные, малообеспеченные семьи и т.д.) имеются льготные путевки.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период благоприятен для развития творческого потенциала, воплощения собственных планов, совершенствования личностных возможностей, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых самостоятельно. На помощь приходит лагерь. Летний городской лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития. Такой лагерь помогает использовать период летнего отдыха и для укрепления здоровья, и для развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребёнка в общественную жизнь с учётом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его эстетического, нравственного, гражданского сознания.

Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, оздоровительные процедуры, способствуют укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей ребят, воспитанию волевых качеств личности. Организация досуга построена так, чтобы предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, стать сферой активного самовоспитания, через включение детей в управление делами на уровне отряда, микрогрупп и предусматривает воспитание и развитие детей в коллективе. Использование массовых форм проведения досуга, таких как конкурсы, концертно-игровые программы, игры, способствуют включению детей в творческую деятельность, развивают у них любознательность, расширяют их кругозор. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта обучающегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе и в последующей учебной деятельности. Деятельность летнего городского лагеря является продолжением воспитательной работы в образовательном учреждении, создании педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей, в максимальном внимании развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения различных интересов (прежде всего, духовных, интеллектуальных и двигательных). Для реализации полноценной работы в учреждении есть все условия (кадры, ресурсы и др.) Лагерь даёт дополнительные возможности для организации микросреды ценностного ориентирования через разнообразные социальные связи, благоприятную атмосферу.

Детский городской лагерь с дневным пребыванием для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 21.12.04.№ 170 ФЗ. Отдых детей и их оздоровление – это " совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований". Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это "организация отдыха детей и их оздоровление - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря, (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления"

 

Детский лагерь – это место не только развлечения, но и большая площадка для организации воспитательной работы, ведь одной из основных функций детского оздоровительного пришкольного лагеря является воспитательная.

Детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и
ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный,
содержательный отдых, оздоровление детей, и решать проблемы их развития
и воспитания.

Организация воспитательной деятельности в детском пришкольном оздоровительном лагере – это сложный процесс, который осуществляется поэтапно.

Рассматривая организацию воспитательной деятельности как процесс, можно
выделить следующие этапы:

1 этап – подготовительный;

2 этап – организационный;

3 этап – практический;

4 этап – аналитический.

Первый этап организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере включает в себя: учет результатов работы в прошлом сезоне и изучение интересов детей и их родителей, выбор форм, методов и постановку задач по оздоровлению детей, подбор кадров, воспитателей и вожатых для работы с детьми, подготовку материальной и методической базы, проведение методических совещаний, выработку документов по реализации программы, координация деятельности с различными ведомствами, организациями, сбор информации о летней занятости учащихся. За реализацию первого этапа организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере отвечает заместитель директора по воспитательной работе.

Второй этап организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере заместитель директора по воспитательной работе реализует уже совместно со старшим вожатым. В этот период происходит формирование отрядов, утверждение списков и утверждение нормативно-правовой базы. При формировании отрядов также принимают участие воспитатели.

На третьем этапе происходит уже непосредственно проведение летней оздоровительной смены согласно плану мероприятий по реализации программы, плана работы лагерей и площадок. Во время реализации третьего этапа организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере, участие принимают весь педагогический состав за исключением директора лагеря, а конкретно: заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатели, вожатые, руководители кружков, инструктора по физической культуре. Третий этап является основным в организации воспитательной работы т.к. именно в это время происходит оптимальное использование всех имеющихся ресурсов, начинает работать налаженная система делегирования, распределения полномочий между субъектами воспитательной работы и реализация педагогической деятельности.

Четвертый этап включает в себя выработку перспектив деятельности детского оздоровительного лагеря, а именно: анализ предложений детей и их родителей, педагогов по деятельности лагеря в будущем и обобщение с оценкой результатов проведенной работы. На данном этапе всю работу реализует заместитель директора по воспитательной работе. Данный этап является так называемой рефлексией и сбором обратной связи, которая в дальнейшем поможет повысить уровень организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере с учетом всех замечаний и предложений. Реализуя этапы организации воспитательной работы в детском оздоровительном пришкольном лагере необходимо учитывать наличие ресурсов, распределение полномочий между субъектами воспитательной работы, а также четко следовать целям и задач воспитательной работы в детском оздоровительном лагере.

Рассматривая организацию воспитательной работы в детском оздоровительном пришкольном лагере как процесс, мы понимаем, что это определенная система, в которой взаимодействует педагогический коллектив (в нашем случае в лице директора лагеря, заместителя по воспитательной работе, старшего вожатого, воспитателей и вожатых) для достижения определенной цели. Организовывая воспитательную работу для детей в детском
пришкольном лагере, необходимо учитывать их возрастные особенности,
потребности, с которыми они приходят к нам в пришкольный лагерь, а также условия, в которых будет организовываться воспитательная работа.

Целью организации воспитательной работы в нашем пришкольном лагере
является воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности.

Современный детский пришкольный лагерь дает детям и
учит их различным формам взаимодействия в коллективе, показывает
ценности взаимоотношений в команде, учит ставить цели и достигать
результатов.

Важные задачи, которые ставятся перед детским оздоровительным лагерем можно решить, только если грамотно выстроить организацию воспитательной работы и создать благоприятный климат. Цели и задачи работы нашего пришкольного лагеря указаны на слайде.

При организации воспитательной деятельности важно понимать, что пришкольный лагерь имеет свою специфику. Так, например, педагогам необходимо учитывать, что развитие личности ребенка на протяжении смены будет происходить в условиях временного детского коллектива, который имеет свои особенности:

Кратковременность функционирования (в среднем длительность работы пришкольного лагеря составляет 21 день);

Сборный состав (во временный детский коллектив обычно

 

попадают дети, которые до этого не знали друг друга);

Коллективный характер деятельности (ребята 6 часов находятся рядом друг с другом и все дела они выполняют совместно);

Завершенность развития (за лагерную смену временный детский

 

коллектив проживает цикл от рождения до завершения функционирования).

Рассматривая направления деятельности летнего пришкольного
лагеря, можно выделить четыре основных: физкультурно-оздоровительное, художественно-творческое, духовно-нравственное, образовательное. Каждое из перечисленных направлений строится в первую очередь на организации воспитательной работы и реализуется через организацию различных мероприятиях лагеря. Но как правило, одно из направлений всегда имеет большее развитие и является основой для построения Программы воспитания летнего пришкольного лагеря.

Особенностью современного этапа развития российского общества является значительный рост интереса к проблеме воспитания. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Все это определено в Конституции и Национальной доктрине образования РФ.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Это во многом и определило направление деятельности нашей программы воспитания. В нашей школе разработана и реализуется Программа воспитания лагеря с дневным пребыванием детей, направленная на формирование духовно – нравственной личности ребёнка.

Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий для создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно-значимые виды совместной деятельности.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:

- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности; - творческий характер деятельности;

- многопрофильность;

- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;

- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.

- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;

- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

принцип культуросообразностиВоспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

-принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

-принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

-принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

К основным характеристикам уклада детского пришкольного лагеря относятся:

- местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона. Лагерь дневного пребывания детей при МУДО ДЮЦ МАКСИМУМ расположен в черте города. Социокультурная среда более традиционна для обычного провинциального города, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе;

- организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание); В нашем случае мы говорим об организации сезонного лагеря с дневным пребыванием детей.

- наличие социальных партнеров; В процессе работы нашего школьного лагеря мы активно сотрудничаем с различными учреждениями.

Особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;

- наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем; В нашем случае это однообразность городской инфраструктуры (как следствия - каждый год одни и те же мероприятия).

- кадровое обеспечение воспитательной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация воспитательной
работы в детском оздоровительном пришкольном лагере – сложный, многоступенчатый
процесс. А вся организация воспитательной деятельности выстраивается посредством наличия кадрового ресурса, материально-технической базы и нормативно-правовой базы. Немаловажное место в этой деятельности занимают и творческий и личностный подходы по реализации различных направлений и мероприятий. Нужно учитывать все возможные трудности, особенности, возможности и пожелания всех участников данного процесса. Таким образом, летний оздоровительный лагерь на базе учреждения дополнительного образования является воспитательным пространством со своей уникальностью и своими традициями, в котором господствует определенный педагогически сформированный образ жизни, что позволяет успешно реализовать поставленные воспитательные цели и задачи.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×