"Организация деятельности по профессиональному развитию педагогов ДОУ" | Бондарева Марина Алексеевна. Работа №278664
Автор: Бондарева Марина Алексеевна
В статье рассматривается работа методиста детского сада по теме: "Организация деятельности по профессиональному развитию педагогов ДОУ"
Ò Методическая служба – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Ò Задача методической службы – создать такую образовательную среду, которая помогает развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Ò Профессиональное развитие, развитие профессиональной компетентности возможно только в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ (обучение на курсах; участие в методической работе ДОУ, города; самообразование).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№5 (МБДОУ детский сад №5)
Сообщение к презентации
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГОВ ДОУ
подготовила:
Бондарева М.А. – старший воспитатель д/с №5
г. Новочеркасск
2018 год
Слайд 2.
Понятийный словарь
Профессиональное развитие –
это процесс, целью которого является формирование настоящего профессионала, мастера своего дела, человека, обладающего профессиональной компетентностью.
Профессиональная компетентность
представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических
знаний
как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. (
С.А.Дружилов
)
Слайд 3.
Кардинальные социально-экономические перемены, происходящие в российском обществе, непосредственно затрагивают и сферу образования как часть его культурно-социального бытия. В настоящее время образование переживает процесс модернизации – коренных изменений в системе сложившихся экономических и общественных отношений. Раскрывая суть происходящих преобразований, А.Г. Асмолов замечает, что образованию присуще «построение …такой организации жизни, которая помогла бы каждому человеку найти себя».
Основным субъектом реализации происходящих перемен в образовании является фигура педагога. Концепция модернизации российского образования указывает на то, что квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры играют ключевую роль в модернизации образования. Соответственно, выдвигаются требования повышения качества образования, возможности использования инновационных подходов в собственной профессиональной деятельности, развития творческого потенциала, готовности к непрерывному личностно-профессиональному развитию (Концепция модернизации образования, 2002; Петренко А.А., 2007; Бахтиярова В.Ф., 2009; Лызь Н.А., 2009; Ильясова О.А., 2010 и др.).
Таким образом, в настоящее время значительно возрастают требования к профессионализму и личности педагога, к развитию его потенциала как непременному условию модернизации образования.
Следовательно, проблема личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования является актуальной.
Слайд 4.
Происходящие изменения отражены в нормативно-правовых документах.
Нормативно-правовые документы
Закон РФ «Об образовании»
Концепция развития дошкольного образования в Российской Федерации
Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155
"Об утверждении и введении в действие федера
льных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
.
"
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Приказ МО РФ
от
7 апреля 2014 г. N 276
Образовательная программа МБДОУ
Годовой план учебно-воспитательной работы. Раздел «Организация работы по повышению квалификации педагогов»
Должностные инструкции
Слайд 5.
Методическая служба
– это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Задача методической службы
– создать такую образовательную среду, которая помогает развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Профессиональное развитие, развитие профессиональной компетентности
возможно только в системе непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ (обучение на курсах; участие в методической работе ДОУ, города; самообразование).
Слайд 6.
Основными направлениями методической работы по профессиональному развитию педагогов являются:
Определение уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных потребностей, проблем, интересов;
Совершенствование уровня психолого-педагогических и методических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных ценностных ориентаций;
Информирование педагогов о достижениях науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения;
Создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности и профессиональной успешности педагогов.
Слайд 7.
Остановимся на первом направлении, т.к. оно очень важное, с него начинается изучение уровня педагогической компетентности педагогов.
Методы изучения могут быть следующими:
наблюдение;
о
пр
ос (анкетирование, тесты и др.);
с
оциометрия
;
а
нализ результатов воспитательно-образовательной работы
;
с
амооценка педагогов
;
Затем, результаты диагностики необходимо проанализировать и систематизировать.
Результаты изучения дают возможность дифференцированно спланировать работу со всем коллективом.
Слайд 8.
Мы предлагаем условно распределить педагогов на три подгруппы, в зависимости от уровня их профессиональной компетентности, взяв за основу их стаж…:
Начинающие педагоги
(Стаж – от 0 до 5 лет…)
Опытные педагоги
(Стаж – от 5 до 15 лет…)
Педагоги-наставники
(Стаж – 15 и более лет, наличие категории, инновационные разработки, авторские программы…)
Слайд 9.
В каких же формах методической работы реализуются остальные направления по профессиональному развитию педагогов ДОУ?
Школа начинающего педагога
Конкурсы
педмастерства
«Образовательный салон»
Педсоветы
Консультации
Педчасы
Дискуссии
Теория, практика, семинары
Семинары,
брифтинги
Деловые игры
Обобщение
педагогичес
-кого
опыта
Методобъедине
ния
Встречи с интересными людьми
Лекция-диалог
Это не все многообразие форм работы с педагогами (классические и появившееся в последнее время).
Необходимо помнить, что степень участия каждого педагога в различных формах методической работы зависит от уровня его профессиональной компетентности на данном этапе.
Слайд 10.
Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании.
В качестве стимулов, поддерживающих активность педагогов с не сложившейся позицией саморазвития, оправданы «внешние» мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров и методических объединений, знакомство с опытом работы других педагогов и т.д. Возможность участия в новой, экспериментальной деятельности (например, работа в творческой группе) помогает стимулировать интерес к работе. Для педагогов с активной позицией саморазвития большой стимул- работа на доверии, возможность обмена опытом с коллегами, предложение работать углублённо по тому или иному направлению образовательной деятельности в рамках детского сада.
Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду, позволяет минимизировать такие препятствующие факторы как собственная инертность, неумение распределять свое время и т.д.
Таким образом, формы методической работы должны стать активными.
Слайд 11.
Ожидаемый результат:
Повышение
профессиональной компетентности педагогов, их профессионально-личностный рост.
Педагог может работать более организованно, более эффективно в условиях современной образовательной системы.
Слайд 12.
В конце учебного года необходимо провести повторное изучение уровня профессиональной компетентности педагогов, их запросов и потребностей, с тем, чтобы проверить эффективность проведенной работы и спланировать последующую работу.
Слайд 13.
Грамотная организация методической работы помогает развивать профессиональную компетентность педагогов в ДОУ.
Слайд 14.
Используемая литература
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
Дуброва В.П.,
Милашевич
Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995. – 128с.
Елжова
Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения/
Н.В.Елжова
. – Изд.2-е,
перер
. И
дополн
. – Ростов н
/Д
: Феникс, 2010. – 250, [1] с.: ил. – (Сердце отдаю детям).
Тавберидзе
В.А., Калугина В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой – М.: Школьная Пресса, 2008. – 160с. («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып.180).