Организация деятельности студентов вузов по социальному проектированию | Лескина Валентина Михайловна. Работа №262580
Автор: Лескина Валентина Михайловна
В данной статье рассматриваются цель проектного обучения студентов в вузах, а также этапы внедрения социального проектирования в рамках университета.
И.П. Истомина
Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет
В.М.Лескина
Тюмень, Тюменский государственный университет
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности социального проектирования, а также механизмы и принципы организации деятельности студентов вузов по социальному проектированию. Описываются теоретические аспекты на которой основываются компоненты проектного менеджмента на базе Тюменского государственного университета.
Ключевые слова: социальное проектирование, социальный проект, метод проектов, субъект социального проектирования, объект социальном проектирования.
Современное образование в университетах в настоящее время показывает вовлеченность студентов не только в учебную деятельность, но и в досуговую, профессиональную, культурную и социальную. Одна из главных задач вуза – это внедрить механизмы проектной деятельности в образовательную среду. Эта задача отвечает потребностям студентов быть вовлеченными в процесс развития качества жизни окружающих и себя. Основной метод вовлечения в эту деятельность — это передача опыта из сферы социального проектирования и формирование соответствующих компетенций.
Основываясь на научных исследованиях Макаровой Р. Т. «Социальное проектирование позволяет студенту решать основные задачи социализации: формировать свою Я – концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Для педагога социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации».[2]
Среди актуальных особенностей социального молодежного проектирования в России исследователи выделяют следующие:
• социальное проектирование обучающихся образовательных организаций находится на начальном этапе своего развития и еще практически не имеет основополагающих теорий и концепций. Отечественные ученые используют в основном теоретические модели и методологические подходы зарубежных авторов;
• перенос западного опыта социального проектирования молодежи в российскую среду должен учитывать особенности молодежной политики в России;
• социальное проектирование молодежи зависит от эффективности модернизация модели управления в сфере реализации молодежной политики, в России, которая в настоящее время претерпевает второе рождение. [4]
Социальное проектирование — это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. [1]
В соответствии с ФГОС профессионального образования были выявлены основные цели и задачи проектного обучения в вузах. Цель проектного обучения в университете – повышение качества подготовки выпускников к осуществлению профессиональной деятельности в области (областях) и (или) сфере (сферах) профессиональной деятельности, установленных в соответствии с ФГОС ВО в ОПОП ВО, реализуемых в университете.
Задачи проектного обучения в университете:
- усиление практикоориентированности обучения;
-индивидуализация обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий;
- формирование у обучающихся системного и критического мышления, способности применять системный подход для решения поставленных задач;
- создание условий для развития творческого мышления обучающихся, способности к генерированию новых идей;
- освоение обучающимися технологии разработки и реализации проектов; приобретение и накопление обучающимися личного опыта в проектировании;
- повышение инициативности и самостоятельности обучающихся в освоении ОПОП ВО, приобретение навыков самоорганизации и ответственности за конечный результат и качество создаваемого проекта (продукта);
- развитие у обучающихся навыков командной работы и лидерства;
- совершенствование способности к коммуникации в области (областях) и (или) сфере (сферах) профессиональной деятельности;
- повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда (п.4.1.3)
Исходя из цели, прописанной во ФГОС ВО, можно выделить основную цель организации социального проектирования в вузах – формирование возможностей для самореализации студентов через социальную деятельность.
Внедряя в образовательную среду теоретические и практические аспекты, студент способен на базе полученных навыков развивать профессиональные компетенции, которые он может реализовывать не только в социальной сфере жизнедеятельности, но и в других видах деятельности.
Исходя из поставленной цели можно выделить несколько этапов по внедрению проектного обучения в вузах:
1)проведение опроса-анкетирования по предмету «социальное проектирование» и обработка полученных данных;
2)составление и планирование образовательного курса по социальному проектированию в соответствии с результатами проведенного анкетирования;
3)реализация образовательного курса по социальному проектированию посредством новых кадров, платформы и ресурсов;
4)постсоовпрождение реализуемых проектов студентов после окончания образовательного курсе по социальному проектированию.
5)проведение оценки эффективности реализации данного образовательного курса по социальному проектированию и его развитие.
С учетом всего вышеизложенного становится очевидным, что необходимы специальные курсы для студентов, реализующие принципы социального проектирования:
1)Эффективность и оптимальность - для обоснования разных видов эффективности социального проекта (технологии), а также его оптимизации по времени, ресурсам и качеству
2)Целеполагание - для построения "дерева целей" как способа целевой проработки социального проекта, а также для программирования самого процесса социального проектирования
3)Системность - для структурно-функционального системного моделирования социального объекта при его проектировании
4)Синергизм – для закладки в технологию социального проекта механизма умножения позитивного и уменьшения негативного результата
5)Саморазвитие - для обеспечения быстрой замены устаревших модулей (блоков) более новыми и прогрессивными
6)Устойчивое развитие - для ориентации социального проекта на удовлетворение духовных потребностей людей, обеспечение устойчивости функционирования моделируемого им социального объекта или процесса
7)Проблемность - для ориентации социального проекта на решение реальных социальных проблем
8)Надежность - для ориентации разработчиков социального проекта на его обязательное испытание факторами внешней и внутренней среды
9)Инновационность - для обеспечения новизны социального проекта, его научно-практической аргументации
10)Обоснованное использование передового опыта - для оценки или обоснования используемых в социальном проекте заимствований, несмотря на их привлекательность. [3]
Внедрение образовательного курса, реализуемого в Тюменском государственном университете по социальному проектированию, предполагает два основных блока: 1. Теория (основные базовые аспекты по социальному проектированию, основанные на реальных реализованных проектах). 2. Практика (кейсы готовых проектов, на примере которых, студенты реализовывают/корректируют свои проекты).
Мотивационными механизмами для реализации социальных проектов являются ежегодные конкурсы студенческих инициатив в рамках ТюмГУ, в которых каждый студент или инициативная группа может представить свой проект и получить грантовую поддержку для ее реализации.
Такие методы способствуют развитию сферы социального проектирования. Студенты учатся не только реализовывать свои идеи, но и конкурировать между участниками. Что отвечает целям социального проектирования в вузах – самореализация и развитие профессиональных компетенций. Но немаловажный аспект развития организации социального проектирования в вузах — это научение решать различные социальные проблемы и быть активно вовлеченным в общественную жизнь не только своего университета, но и города/области/страны.
Успешное использование метода социального проектирование в различных вузах может дать исключительно положительные результаты. Реализация проектов и проведение мероприятий по плану проектов оказывает большое влияние на формирование важных качеств для человека в современном мире. Планирование, многозадачность, постановка целей и задач, составление сметы и реализация идей способствует повышению к лидерским и личностным качествам человека.
Вместе с тем один курс не решит всех задач по формированию у студентов компетенций по социальному проектированию. Необходимо внедрение в практику вуза организационной модели деятельности студентов вуза по социальному проектированию.
Литература
1.Курбатов В. И, Курбатова О. В. К 29 Социальное проектирование: Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001
2.Макарова Р. Т. Технология социального проектирования [Текст] / Р.Т. Макарова // Журнал об инновационных проектах и программах в образовании, 2011.
3.Сафронова В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. – М.: Академия, 2007.
4.Чайкина Ж. В., Смирнова Ж. В., Швецова Ю.В., Антонова Е. В. Социальное проектирование как средство активизации образовательной деятельности обучающихся высшей школы // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3