Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация деятельности студентов вузов по социальному проектированию | Лескина Валентина Михайловна. Работа №262580

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лескина Валентина Михайловна
В данной статье рассматриваются цель проектного обучения студентов в вузах, а также этапы внедрения социального проектирования в рамках университета.

И.П. Истомина

Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет

В.М.Лескина

Тюмень, Тюменский государственный университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности социального проектирования, а также механизмы и принципы организации деятельности студентов вузов по социальному проектированию. Описываются теоретические аспекты на которой основываются компоненты проектного менеджмента на базе Тюменского государственного университета.

Ключевые слова: социальное проектирование, социальный проект, метод проектов, субъект социального проектирования, объект социальном проектирования.

Современное образование в университетах в настоящее время показывает вовлеченность студентов не только в учебную деятельность, но и в досуговую, профессиональную, культурную и социальную. Одна из главных задач вуза – это внедрить механизмы проектной деятельности в образовательную среду. Эта задача отвечает потребностям студентов быть вовлеченными в процесс развития качества жизни окружающих и себя. Основной метод вовлечения в эту деятельность — это передача опыта из сферы социального проектирования и формирование соответствующих компетенций.

Основываясь на научных исследованиях Макаровой Р. Т. «Социальное проектирование позволяет студенту решать основные задачи социализации: формировать свою Я – концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Для педагога социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации».[2]

Среди актуальных особенностей социального молодежного проектирования в России исследователи выделяют следующие:

• социальное проектирование обучающихся образовательных организаций находится на начальном этапе своего развития и еще практически не имеет основополагающих теорий и концепций. Отечественные ученые используют в основном теоретические модели и методологические подходы зарубежных авторов;

• перенос западного опыта социального проектирования молодежи в российскую среду должен учитывать особенности молодежной политики в России;

• социальное проектирование молодежи зависит от эффективности модернизация модели управления в сфере реализации молодежной политики, в России, которая в настоящее время претерпевает второе рождение. [4]

Социальное проектирование — это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. [1]

В соответствии с ФГОС профессионального образования были выявлены основные цели и задачи проектного обучения в вузах. Цель проектного обучения в университете – повышение качества подготовки выпускников к осуществлению профессиональной деятельности в области (областях) и (или) сфере (сферах) профессиональной деятельности, установленных в соответствии с ФГОС ВО в ОПОП ВО, реализуемых в университете.

Задачи проектного обучения в университете:

- усиление практикоориентированности обучения;

-индивидуализация обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий;

- формирование у обучающихся системного и критического мышления, способности применять системный подход для решения поставленных задач;

- создание условий для развития творческого мышления обучающихся, способности к генерированию новых идей;

- освоение обучающимися технологии разработки и реализации проектов; приобретение и накопление обучающимися личного опыта в проектировании;

- повышение инициативности и самостоятельности обучающихся в освоении ОПОП ВО, приобретение навыков самоорганизации и ответственности за конечный результат и качество создаваемого проекта (продукта);

- развитие у обучающихся навыков командной работы и лидерства;

- совершенствование способности к коммуникации в области (областях) и (или) сфере (сферах) профессиональной деятельности;

- повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда (п.4.1.3)

Исходя из цели, прописанной во ФГОС ВО, можно выделить основную цель организации социального проектирования в вузах – формирование возможностей для самореализации студентов через социальную деятельность.

Внедряя в образовательную среду теоретические и практические аспекты, студент способен на базе полученных навыков развивать профессиональные компетенции, которые он может реализовывать не только в социальной сфере жизнедеятельности, но и в других видах деятельности.

Исходя из поставленной цели можно выделить несколько этапов по внедрению проектного обучения в вузах:

1)проведение опроса-анкетирования по предмету «социальное проектирование» и обработка полученных данных;

2)составление и планирование образовательного курса по социальному проектированию в соответствии с результатами проведенного анкетирования;

3)реализация образовательного курса по социальному проектированию посредством новых кадров, платформы и ресурсов;

4)постсоовпрождение реализуемых проектов студентов после окончания образовательного курсе по социальному проектированию.

5)проведение оценки эффективности реализации данного образовательного курса по социальному проектированию и его развитие.

С учетом всего вышеизложенного становится очевидным, что необходимы специальные курсы для студентов, реализующие принципы социального проектирования:

1)Эффективность и оптимальность - для обоснования разных видов эффективности социального проекта (технологии), а также его оптимизации по времени, ресурсам и качеству

2)Целеполагание - для построения "дерева целей" как способа целевой проработки социального проекта, а также для программирования самого процесса социального проектирования

3)Системность - для структурно-функционального системного моделирования социального объекта при его проектировании

4)Синергизм – для закладки в технологию социального проекта механизма умножения позитивного и уменьшения негативного результата

5)Саморазвитие - для обеспечения быстрой замены устаревших модулей (блоков) более новыми и прогрессивными

6)Устойчивое развитие - для ориентации социального проекта на удовлетворение духовных потребностей людей, обеспечение устойчивости функционирования моделируемого им социального объекта или процесса

7)Проблемность - для ориентации социального проекта на решение реальных социальных проблем

8)Надежность - для ориентации разработчиков социального проекта на его обязательное испытание факторами внешней и внутренней среды

9)Инновационность - для обеспечения новизны социального проекта, его научно-практической аргументации

10)Обоснованное использование передового опыта - для оценки или обоснования используемых в социальном проекте заимствований, несмотря на их привлекательность. [3]

Внедрение образовательного курса, реализуемого в Тюменском государственном университете по социальному проектированию, предполагает два основных блока: 1. Теория (основные базовые аспекты по социальному проектированию, основанные на реальных реализованных проектах). 2. Практика (кейсы готовых проектов, на примере которых, студенты реализовывают/корректируют свои проекты).

Мотивационными механизмами для реализации социальных проектов являются ежегодные конкурсы студенческих инициатив в рамках ТюмГУ, в которых каждый студент или инициативная группа может представить свой проект и получить грантовую поддержку для ее реализации.

Такие методы способствуют развитию сферы социального проектирования. Студенты учатся не только реализовывать свои идеи, но и конкурировать между участниками. Что отвечает целям социального проектирования в вузах – самореализация и развитие профессиональных компетенций. Но немаловажный аспект развития организации социального проектирования в вузах — это научение решать различные социальные проблемы и быть активно вовлеченным в общественную жизнь не только своего университета, но и города/области/страны.

Успешное использование метода социального проектирование в различных вузах может дать исключительно положительные результаты. Реализация проектов и проведение мероприятий по плану проектов оказывает большое влияние на формирование важных качеств для человека в современном мире. Планирование, многозадачность, постановка целей и задач, составление сметы и реализация идей способствует повышению к лидерским и личностным качествам человека.

Вместе с тем один курс не решит всех задач по формированию у студентов компетенций по социальному проектированию. Необходимо внедрение в практику вуза организационной модели деятельности студентов вуза по социальному проектированию.

 

Литература

1.Курбатов В. И, Курбатова О. В. К 29 Социальное проектирование: Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001

2.Макарова Р. Т. Технология социального проектирования [Текст] / Р.Т. Макарова // Журнал об инновационных проектах и программах в образовании, 2011.

3.Сафронова В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. – М.: Академия, 2007.

4.Чайкина Ж. В., Смирнова Ж. В., Швецова Ю.В., Антонова Е. В. Социальное проектирование как средство активизации образовательной деятельности обучающихся высшей школы // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×