Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС | Воробьёва-Семененко Татьяна Юрьевна. Работа №351557

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации деятельности учителя начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Основное внимание уделено компетентностному подходу, его значению для формирования универсальных учебных действий (УУД) и развития ключевых компетенций учащихся. Рассмотрены методы, технологии и приемы, способствующие успешному внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс. 

Ключевые слова: ФГОС, компетентностный подход, начальная школа, универсальные учебные действия, педагогические технологии, проектная деятельность, образовательная среда. 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ФГОС

 

Воробьёва-Семененко Татьяна Юрьевна, учитель

ГБУОО Запорожской области "Средняя общеобразовательная школа"

пгт. Куйбышево

 

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации деятельности учителя начальных классов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Основное внимание уделено компетентностному подходу, его значению для формирования универсальных учебных действий (УУД) и развития ключевых компетенций учащихся. Рассмотрены методы, технологии и приемы, способствующие успешному внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс.

Ключевые слова: ФГОС, компетентностный подход, начальная школа, универсальные учебные действия, педагогические технологии, проектная деятельность, образовательная среда.

 

Современное образование ориентировано на формирование у учащихся компетенций, необходимых для успешного решения жизненных задач. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит компетентностный подход, который акцентирует внимание не только на передаче знаний, но и на развитии умений применять их в различных ситуациях.

Для учителя начальных классов реализация компетентностного подхода предполагает создание образовательной среды, способствующей активной деятельности учащихся, а также использование современных технологий, методов и форм работы.

Компетентностный подход направлен на формирование у детей:

- предметных компетенций, включающих знания и умения по конкретным дисциплинам;

- метапредметных компетенций, таких как критическое мышление, умение решать проблемы, работать в группе;

- личностных компетенций, обеспечивающих осознанность, инициативность и самостоятельность.

Одной из ключевых задач начального образования является развитие универсальных учебных действий (УУД):

- регулятивных (умение ставить цели, планировать и оценивать результат);

- познавательных (анализ, синтез, поиск информации);

- коммуникативных (умение взаимодействовать, работать в группе);

- личностных (формирование мотивации к обучению, рефлексия).

Учитель организует пространство класса так, чтобы оно способствовало активному обучению:

- зона для групповой работы и индивидуального творчества;

- использование интерактивных досок, планшетов, наглядных материалов;

- библиотечки с дополнительной литературой, настольные игры для развития мышления.

Компетентностный подход предполагает внедрение технологий, развивающих навыки самостоятельной работы и критического мышления:

- проектная деятельность. Учащиеся выполняют проекты, объединяющие знания из разных предметов (например, исследование "Как растения меняют воздух в помещении").

- проблемное обучение. Учитель ставит перед детьми проблемный вопрос, который они решают через поиск информации, обсуждение и выводы.

- технология критического мышления. Использование приемов "кластер", "мозговой штурм", "таблица З-И-У" помогает детям структурировать информацию и осмысленно подходить к задачам.

Для реализации компетентностного подхода важно научить детей планировать свою деятельность, ставить цели и оценивать результат. Это достигается через:

- индивидуальные и групповые задания;

- ведение "Дневника успеха", где ребенок фиксирует свои достижения и трудности;

- задания на выбор, позволяющие проявлять инициативу.

Компетентностный подход требует от учителя использования межпредметных связей. Например, при изучении темы "Природные явления" на уроках окружающего мира можно включить задачи по математике (подсчет осадков), творчество (рисование погоды) и чтение (поиск рассказов о природных явлениях).

Для развития коммуникативных компетенций учитель организует работу в парах и группах, где дети учатся:

- слушать мнение других;

- высказывать свои мысли;

- достигать компромиссов.

Приведем практические примеры реализации компетентностного подхода.

1. Проект "Моя семья в цифрах".

Цель: научить детей анализировать данные и представлять их в наглядной форме.

Этапы:

- сбор информации о семье (количество членов, возраст, увлечения);

- создание диаграмм или таблиц;

- презентация проекта перед классом.

 

2. Игра "Решение экологической проблемы".

Детям предлагается придумать и смоделировать способ утилизации бытовых отходов. Они работают в группах, создают рисунки или макеты, а затем защищают свои идеи.

3. Проблемная задача "Как экономить воду?".

Учитель задает вопрос, дети ищут информацию, делают выводы и предлагают реальные способы экономии воды в быту.

Учитель в условиях компетентностного подхода выполняет следующие функции:

1. Модератор. Направляет деятельность учащихся, но не навязывает готовых решений.

2. Организатор. Создает условия для самостоятельной и групповой работы, подбирает интересные задачи.

3. Мотиватор. Помогает детям осознать значимость изучаемого материала для жизни.

4. Фасилитатор. Обеспечивает доступ к необходимым ресурсам, дает советы и рекомендации.

Выделим преимущества компетентностного подхода:

1. Практическая направленность обучения. Учащиеся учатся применять знания в реальных жизненных ситуациях.

2. Развитие самостоятельности. Дети становятся активными участниками образовательного процесса.

3. Улучшение коммуникативных навыков. Работа в группах развивает умение взаимодействовать и сотрудничать.

4. Увеличение мотивации к обучению. Практическая польза знаний и творческие задания вызывают у детей интерес.

В заключение отметим, что компетентностный подход в обучении начальных классов способствует всестороннему развитию детей, формированию у них ключевых навыков и готовности к решению практических задач.

Для успешной реализации данного подхода учитель должен создать условия для активного участия каждого ученика в образовательном процессе, использовать современные технологии и педагогические методы, а также развивать у детей самостоятельность, инициативность и умение работать в команде.

Компетентностный подход — это инструмент, который помогает превратить знания в навыки, а уроки — в шаги к успешному будущему. Реализация компетентностного подхода в условиях ФГОС — это не только требование времени, но и возможность сделать обучение ярким, полезным и увлекательным.

 

Список литературы

1. Быковская, Е.Н. Диагностика и развитие компетентности детей младшего школьного возраста / Елена Быковская. - М.: Владос, 2021. - 288 c.

2. Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч. 2018.-№1.-С.4-24.

3. Шевченко, Л.Г. "Организация компетентностного подхода в рамках ФГОС: от идей к практике" // Москва: Издательство ЛКИ - 2022.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×